Автор: Кузнецова Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ г. КУЙБЫШЕВ (МБУ ДО - СЮТ)
Населённый пункт: Новосибирская обл., г Куйбышев
Наименование материала: Инновационные технологии в обучении. Проектная деятельность на занятиях по робототехнике как метод социализации.
Тема: Инновационные технологии в обучении. Проектная деятельность на занятиях по робототехнике как метод социализации.
Раздел: дополнительное образование
Инновационные технологии в обучении. Проектная деятельность на
занятиях по робототехнике как метод социализации.
В своем докладе я рассматриваю особенности деятельности педагогов в
условиях
проектной
деятельности
в
дополнительном
образовании
в
робототехнике, хочу показать способы достижения образовательных целей
посредством
решения
комплекса
педагогических
задач,
включающих
формирование у обучающихся чувства ответственности за принятые реше-
ния, способности работать в группе (при коллективном проекте), а также
умений анализировать свою деятельность и результаты.
В докладе отражены компоненты проектной деятельности как комплексного
обобщающего процесса рационального сочетания репродуктивного и про-
дуктивной деятельности в системе повышения квалификации, позволявшего
комбинировать и объединять формальные знания с практическим опытом,
включающие в себя: целевую направленность: научные идеи, систему
действий всех участников образовательного процесса: показан механизм
развития критического мышления, умения искать и умение сотрудничать,
находить пути решения поставленного задачи, осуществлять самоконтроль в
прогрессе разработки проекта.
Практика развития современного образования все более тяготеет к переходу
от предметной к полипредметной образовательной среде, объединяющей
научные понятия, идеи, закономерности нескольких систем смежных наук,
соединяющей теоретические, технологические и методические аспекты пре-
подавания
различных
предметов.
Построение
обучения
на
основе
межпредметных связей способствует формированию единой картины мира в
сознании обучающихся, то есть обеспечивает становление их подлинно
научного мировоззрения. Следовательно, необходимо обучать, прежде всего,
не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения
знаний. И проработать эту идею технологически представляется возможным
на основе проектной деятельности в условиях учебно-педагогического
взаимодействия.
Понятие «Проект и этапы проектов».
Проектная деятельность предполагает способ достижения дидактической
цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом. Особенностью является то, что обучающийся должен не
только собрать и проанализировать необходимую информацию, представить
продукт деятельности, но и оценить, публично защитить свой проект. При
более сложных коллективных проектах обязательным является определение
реального вклада каждого участника. Таким образом, решается комплекс
педагогических задач, включающий формирование у обучающихся чувства
ответственности за принятые решения, способности работать в группе (при
коллективном проекте), а также умений анализировать свою деятельность и
результаты.
Проектная деятельность включает в себя: целевую направленность; научные
идеи,
на
которые
опирается;
систему
действий
всех
участников
образовательного процесса; критерии оценивания и качественно новый
результат. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и
предусматривает
сочетание
разнообразных
методов,
форм
и
средств
обучения на основе самостоятельности обучающихся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план
действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так
и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,
бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом
мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного
мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в
общеобразовательных
школах,
до
сих
пор
еще
не
сформировалось
представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть
работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного
выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с
исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно
серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или
дипломной работы.
Цели и задачи проекта.
Новизна: В изменении подхода к обучению ребят, а именно – внедрению в
образовательный
процесс
новых
информационных
технологий,
побуждающих
учащихся
решать
самые
разнообразные
логические
и
конструкторские проблемы
Актуальность:
в
связи
с
современным
глобальным
развитием
компьютеризации и роботизации данная дополнительное образование в
робототехнике является актуальной.
Цели проектной деятельности.
Создание условий для самореализации и творческого развития учащихся
посредством
формирования
научно-технологического
потенциала,
технологической
культуры
и
творческого
мышления
в
условиях
стремительного развития высоких технологий.
Организация внеурочной деятельности детей, раскрытие их творческого
потенциала с использованием возможностей робототехники и практическое
применение учениками знаний, полученных в ходе работы по курсу, для
разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни, воспитание
информационной, технической и исследовательской культуры.
Основной задачей просветительной и досуговой работы является: знакомство
детей с творчеством ведущих конструкторов, с историей развития роботов,
развитие
электронного
творчества,
формирование
нравственных
и
эстетических взглядов, мировоззрения, расширение общего кругозора,
развитие культуры общения.
На современном этапе экономического и социального развития общества по
требованиям ФГОС образования должно быть ориентировано на:
-формирование у подрастающего поколения адекватной современному
уровню знаний картины мира;
-обеспечение самоопределения личности;
-создание условий для самореализации личности;
-формирование человека, интегрированного в современное общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
-воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Задачи проекта:
- создание и развитие технически современной образовательной среды в
образовательном
учреждении,
обеспечивающей
повышение
уровня
творческого и технического развития учащихся;
- формирование условий для имеющихся потребностей обучающихся в
проектной
и
исследовательской
деятельности,
повышения
уровня
конструкторских и изобретательских способностей и создание стимулов для
расширения знаний в области их практического применения;
- освоение и внедрение в педагогическую практику новых образовательных
технологий и принципов организации учебного процесса на личностно-
ориентированной
основе,
обеспечивающих
раскрытие
способностей
учащихся, подготовку к жизни в быстро меняющимся мире;
Нужно проводить различные внешкольные мероприятия, позволяющие
привлечь интерес к данному направлению. Это могут быть конкурсы по
робототехнике,
круглые
столы,
викторины,
мастер
–
классы
по
конструированию и программированию роботов, а также соревнования,
проектные работы, олимпиады, где юные таланты могут посоревноваться и
поделиться собственным опытом, созданием авторских проектов.
Самое главное в проекте после определения темы - это выработка гипотезы,
постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление
фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного
труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому
необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного
проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно
актуальны сегодня уроки-исследования и уроки - проекты. Ведь они не
только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют
культуру
умственного
труда
учащихся,
готовя
их
к
созданию
самостоятельных проектов.
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели
своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной
деятельности, хорошим опытом является работа над общим проектом. Их
тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль
педагога здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся
выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе
осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору
будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот
проект. Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы.
Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ребенок
увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это,
учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании
проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в
итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только
продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что
ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога
именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной
работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать
ребятам уже с пятого класса. Кстати, проект — прекрасный способ проверки
знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме
вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя
учебные проекты, к 12-летнему возрасту учащиеся приобретают достаточный
опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными
проектами.
Этапы проекта.
Поисковый:
Определение темы проекта Постановка вопросов по проблеме Постановка
цели
Аналитический:
Анализ имеющейся информации Сбор и изучение новой информации
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы
Практический:
Выполнение запланированных технологических операций Текущий контроль
качества
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Презентационный:
Подготовка презентационных материалов Презентация работы
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка,
публикация и т.д.)
Контрольный:
Анализ результатов выполнения проекта Оценка качества выполнения
проекта.
Уникальность проектной деятельности в робототехнике.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем
в обучении, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно
способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы,
расширению знаний.
Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в
удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от
мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается
реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения
проектных
заданий,
учащийся
приучается
творчески
мыслить,
самостоятельно
планировать
свои
действия,
прогнозируя
возможные
варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им
средства и способы работы.
Таким образом, деятельность учащихся при подготовке проектов формирует
навык
поиска
информации,
расширяет
возможности
интерактивного
общения, закладывает фундамент для самостоятельной познавательной
деятельности, даёт возможность оценить свои новые возможности, лучше
понять себя и окружающий мир, а значит - является прекрасным способом
самореализации личности ребенка.
Эффективность проекта отражается в уровнях роста познавательно активных
детей
с
момента
его
внедрения,
заинтересованности
педагога
в
использовании новых информационных технологий и инновационных
ресурсов
в
образовательном
процессе,
в
количестве
учащихся
образовательного
учреждения
участвующих
в
проекте,
развитии
их
метапредметных, предметных и личностных результатов.
Образовательная робототехника — современный подход к организации
детского технического творчества. Робототехника вошла в мир в 60-е годы
как одно из передовых направлений машиностроения. Ее фундаментом были
механика
и
вычислительная
техника,
электроника
и
энергетика,
измерительная техника, теория управления и многие другие, научные и
технические дисциплины. В начале XXI века робототехника и мехатроника
пронизывают
все
без
исключения
сферы
экономики.
Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой
области, необычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с учетом
постоянного роста объемов информации, необходимо со школьной скамьи.
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности
объединить конструирование и программирование в одном курсе, что
способствует интегрированию преподавания информатики, математики,
физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления
через
техническое
творчество.
Техническое
творчество
—
мощный
инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного
мышления.
Таким
образом,
инженерное
творчество
и
лабораторные
исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной
частью повседневной жизни каждого современного школьника
Таким
образом,
для
допрофессиональных
ступеней
образования
востребовано и перспективно обучение, направленное на формирование и
развитие конструкторских, исследовательских, технико-ориентированных
компетенций обучаемых. При этом, одним из принципов построения
методической системы допрофессиональной подготовки должен являться
принцип преемственности при продвижении по этапам обучения.
Таким образом проектная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей, в части создания условий для развития творческих
интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-
биологическую, технологическую, нравственно – патриотическую и другую
деятельность.
В процессе проектной деятельности выделяются два результата. Первый
(скрытый) — это педагогический эффект от включения участников в процесс
«добывания знаний» и их использование в логике вещей, формирование
личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение сделать
выбор и перейти к осмыслению как последствия данного выбора, так и
результатов
собственной
деятельности.
Второй
(видимый)
—
сам
выполненный проект, причем оценивается не объеме освоенной информации
(что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для дости-
жения поставленной цели. Варианты оценивания могут быть различны, т. к.
невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса
проектирования, потому что оценка предполагает измерение результата и
сравнение его с эталоном, но именно такого эталона не существует.
Таким образом, проектная деятельность предоставляет педагогу широчайшие
возможности
для
коренного
изменения
традиционных
подходов
к
содержанию, формам и методам деятельности, выводя на качественно новый
уровень всю систему образования. В проекте, учитывающем интегративные
связи, учебные предметы естественным образом теряют свой изолированный
и абсолютный характер, их содержание и деятельность приобретают особое
значение, образовательный процесс действительно становится процессом
познавательным, в этом смысле
проектная деятельность
оказывается
исключительно перспективной.