Авторы: Пахомова Наталья Леонидовна, Лепкович Светлана Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы, старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 25", ГКУЗ АО "Северодвинский дом ребенка"
Населённый пункт: Северодвинска
Наименование материала: Образовательный социально ориентированный проект
Тема: "Умные речи приятно и слушать" для учеников 4-х классов
Раздел: среднее образование
Образовательный социально ориентированный проект
«Умные речи приятно и слушать»
для учеников 4-х классов
Актуальность данного
проекта
вызвана
тем,
что
наш
«прекрасный,
богатый,
могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой,
малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка
в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в
обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и
правильное восприятие речи собеседника.
Немаловажное
значение
придавали
проблеме
формирования
правильной
речи
мыслители-гуманисты,
просветители,
педагоги
XVІII-XIX
в в .
(Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, К.Д.УшинскийВ.Г.Белинский и др.).
В
их
работах
рассматривались
и
вопросы
роли
речи
в
развитии
ребёнка,
в
воспитании у них правильной речи.
Вопрос
о
развитии
речи
младших
классов
в
современной
методической
литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и
культуре
речи.В
статьях
В.
Кустаревой,
В.Кирюшина,
А.
Матвеевой
даются
методические указания по работе над обогащением словаря учащихся Н.Ф.Титова
ставит и решает вопросы по воспитанию словесно- логического мышления детей.
Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной
мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.
Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его
умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования
универсальных учебных действий младших школьников я считаю развитие речевой
деятельности. В начальной школе ведется работа по обогащению словаря учеников.
Наилучший
источник
обогащения
словаря
–
живое
общение,
речь,
устная
и
письменная, литература, окружающий мир. Современная система развивающего
обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов
для работы с учащимися. Много внимания уделяется развитию речи учащихся,
овладению ими лексическим богатством родного языка
В школьной практике именно паремиология и фразеология – это тот ярус
языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для
формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи.
Опираясь
на
документ
«Региональный
компонент
государственного
стандарта общего образования Архангельской области» (под ред. О.В. Дитятьевой,
Т.А.
Спиричевой,
Л.И.
Уваровой),где
сформулированы
основные
требования
к
грамотной
речи
школьника
Архангельской
области,
мы
планируем
пополнить
знания школьников в области паремиологии и фразеологии, и создать условия для
активизации словаря младших школьников за счет фразеологизмов и пословиц,
которые они будут употреблять в собственных текстах.
Цель:обогащение речи младших школьников за счет введения фразеологизмов и
пословиц в активный словарь обучающихся.
Задачи:
1.
Определить
знания
младших
школьников
в
области
паремиологии
и
фразеологии.
2. Расширить представления детей о русских пословицах и фразеологизмах.
3. Обогатить речь младших школьников фразеологизмами и пословицами.
4. Провести отсроченный контроль знаний по изученной теме.
Описание целевой аудитории:
Общий уровень:
Демографические характеристики: учащиеся 4 класса в возрасте от 9 до 11
лет.
Психологические характеристики:
Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он
особенно
восприимчив
к
красоте
окружающих
его
предметов,
природы,
человеческих
отношений.
Осознаннее
становятся
такие
понятия,
как
ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьей, классом, товарищем.
Мышление ребенка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь,
расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Ресурсы:
Способы решения задач проекта
Задача
Способы решения
задачи
Ресурс
Результат
Определить
знания младших
школьников в
области
паремиологии и
фразеологии
Анкетирование
Кабинет
ПК
Принтер
Бумага
Ручки, карандаши
Разработанная форма
анкеты
В анкетировании примут
участие ученики 4-го класса,
не менее 25 человек.
В результате проведения
анкетирования будет
выявлено количество
школьников, которые
владеют знаниямио русских
пословицах и
фразеологизмах.
Расширить
представления
детей о русских
пословицах и
фразеологизмах
Посещение
библиотеки:
Литературный
марафон «Мы
играем –
обобщаем, узнаем
и расширяем!»
Помещение
библиотеки
ПК
Принтер
Готовые бланки с
заданиями
Словари
Бумага
Ручки
В мероприятии примут
участие не менее 25
школьников 4-го класса,
библиотекарь, учитель.
После посещения
библиотеки дети:
- научатся работать со
словарями;
- узнают значения новых
фразеологизмов и пословиц;
- смогут подобрать русские
пословицы и фразеологизмы
по определенной теме;
- научатся составлять тексты
с использованием
фразеологизмов и пословиц
Внеклассное
мероприятие
«Думаем. Читаем.
Мыслим»
Актовый зал
Ноутбук
Проектор
Плакаты
Бумага
Ручки
Карандаши
Маркеры Фломастеры
Ватман
Мольберт
В мероприятии примут
участие не менее 25
школьников 4-го класса.
В ходе внеклассного
мероприятия дети научатся:
- работать с художественной
литературой,
- создавать тексты с ФЕ и
пословицами;
- уместно употреблять
устойчивые сочетания и
русские пословицы в своей
речи.
Обогатить речь
младших
школьников
фразеологизмами
и пословицами
Акция «Язык мой
– друг мой!»
(совместное
мероприятие с
учениками 7 кл)
Актовый зал
Ноутбук
Проектор
Плакаты
Бумага
Ручки
Карандаши
Не менее 25 учеников 4-го
класса, не менее 10 учеников
7-го класса.
Во время совместной акции
дети:
- смогут развить навыки
работы в команде;
Маркеры Фломастеры
Ватман
Мольберт
Призы
Буклет
- грамотно строить
небольшие устные
высказывания;
- находить и исправлять
ошибки в речи сверстников;
- качественно оценивать
свою речь.
Провести
отсроченный
контроль знаний
по изученной теме
День интервью
«Значение ФЕ и
пословиц в речи»
Кабинет
ПК
Принтер
Бумага
Ручки, карандаши
Разработанная форма
вопросов
Будет опрошено не менее 50
школьников (в их числе
ученики 4-го класса,
принявших участие в СП и
ученики 4-х классов др.
школы)
В результате проведения
опроса будет выявлено
количество школьников
(участников СП), которые
совершенствовали свои
знания в области
паремиологии и
фразеологии.
Эти данные будут
проанализированы в
сравнении с данными,
полученными в ходе
интервью с учениками 4-х
классов др. школы.
Ход реализации проекта:
Наименов
ание
мероприя
тия
Цель
проведения
мероприятия
Дата
проведени
я
(срок
проведени
я)
Количественные
результаты
Качественные
результаты
Ответствен
ный
Анкетиров
ание
Определение
уровня знаний
младших
школьников в
области
паремиологии
и фразеологии
Октябрь
2017
Анкетирование не
менее 25
школьников 4-го
класса, анализ
анкет
Будет выявлено
количество
школьников, которые
владеют знаниямио
русских пословицах
и фразеологизмах.
Классный
руководитель
Литератур
ный
марафон
«Мы
играем –
обобщаем,
узнаем и
расширяем
!»
Расширение
представлений
детей о
русских
пословицах и
ФЕ
08.11.2017
Участие в
мероприятии
примут не менее 25
школьников,
библиотекарь,
учитель
После посещения
библиотеки и участия
в литературном
марафоне дети:
- научатся работать
со словарями;
- узнают значения
новых
фразеологизмов и
пословиц;
- смогут подобрать
русские пословицы и
Классный
руководитель
фразеологизмы по
определенной теме;
- научатся составлять
тексты с
использованием
фразеологизмов и
пословиц
Внеклассн
ое
мероприят
ие
«Думаем.
Читаем.
Мыслим»
Расширение
представлений
детей о
русских
пословицах и
фразеологизма
х
22.11.2017
Во внеклассном
мероприятии приму
участие не менее 25
учеников 4-х
классов
В ходе внеклассного
мероприятия дети
научатся:
- работать с
художественной
литературой,
- создавать тексты с
ФЕ и пословицами;
- уместно
употреблять
устойчивые
сочетания и русские
пословицы в своей
речи.
Классный
руководитель
Акция
«Язык мой
– друг
мой!»
(совместно
е
мероприят
ие с
учениками
7 кл)
Обогащение
речи
школьников
фразеологизма
ми
пословицами
13.12.2017
В акции примут
участие не менее 25
учеников 4-го
класса, не менее 10
учеников 7-го
класса.
Во время совместной
акции дети:
- смогут развить
навыки работы в
команде;
- грамотно строить
небольшие устные
высказывания;
- находить и
исправлять ошибки в
речи сверстников;
- качественно
оценивать свою речь.
Классные
руководители
4-го и 7-го
класса
День
интервью
«Значение
ФЕ и
пословиц в
речи»
Проведение
отсроченного
контроля
знаний по
изученной
теме.
Март 2018
Будет опрошено не
менее 50
школьников (в их
числе ученики 4-го
класса, принявших
участие в СП и
ученики 4-х
классов др. школы)
В результате
проведения опроса
будет выявлено
количество
школьников
(участников СП),
которые
совершенствовали
свои знания в
области
паремиологии и
фразеологии.
Эти данные будут
проанализированы в
сравнении с
данными,
полученными в ходе
интервью с
учениками 4-х
классов др. школы.
Классные
руководители
4-го и 7-го
классов,
классные
руководители
4-х классов
др. школ,
ученики 7-го
класса
Бюджет проекта:
Статья расходов
Цена
Кол-
во
Всего
Запрашивае
мая сумма
Софинансирован
ие
Итого
Аренда помещения
библиотеки
1500,00
1
1500,00
1500,00
0
1500,00
Зарплата
(учитель,
библиотекарь,
писатель)
1500,00
3
4500,00
3000,00
1500,00
4500,00
Расходные
материалы:
канцелярские
принадлежности
Бумага
Ручки
Фломастеры
Маркеры
Карандаши
Ватман
– наградная
атрибутика:
Медальки
Блокноты
– расходы на
проведение
мероприятия:
Изготовление
буклетов
Заказ плакатов
350,00
25,00
70,00
45,00
60,00
25,00
15,00
25,00
100,00
120,00
2
30
5
25
5
5
60
30
30
6
700,00
750,00
350,00
1125,00
300,00
125,00
900,00
750,00
3000,00
720,00
700,00
750,00
350,00
1125,00
300,00
125,00
900,00
750,00
3000,00
720,00
0
0
0
0
0
0
0
0
0
000
700,00
750,00
350,00
1125,00
300,00
125,00
900,00
750,00
3000,00
720,00
Другое
Ноутбук
Принтер
Проектор
Мольберт
25000,00
7500
12000
3500
1
1
1
1
25000,00
7500
12000
3500
0
0
0
0
25000,00
7500,00
12000,00
3500
25000,0
0
7500,00
12000,0
0
3500,00
ИТОГО:
62720,00
13220,00
49500,00
62720,0
0
Дальнейшее развитие проекта:
- дети, которые участвовали в данном социальном проекте, продолжат работу
по написанию групповых исследовательских работ по темам «Семья», «Дружба»,
используя ФЕ и русские пословицы в проекте «Мир природы»;
-
планируется
внедрение
проекта
«Умные
речи
приятно
и
слушать»
во
внеклассной работе с учениками 4 –х классов школ города Северодвинска.
Список литературы:
1.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. –
2003. – №4. – С.47-52.
2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. –
М.: Просвещение, 1974. – 255 с.
3.
Региональный
компонент
государственного
стандарта
общего
образования
Архангельской
области
/
Под
ред.
О.В.
Дитятьевой,
Т.А.
Спиричевой,
Л.И.
Уваровой - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005. - 96 с.
4. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников
//Начальная школа. – 2003. – №2. – С.10-14.
5. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении / Н.Ф.Титова. – М.: Изд-во
АПН, 1960.