Напоминание

Описание модели воспитательной деятельности патриотической направленности дошкольников и учащихся ОО


Автор: Зайцева Жанна Васильевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Описание модели воспитательной деятельности патриотической направленности дошкольников и учащихся ОО
Раздел: среднее образование





Назад




Описание модели воспитательной деятельности патриотической

направленности дошкольников и учащихся ОО

«Россия-наша страна»

Зайцева Жанна Васильевна - педагог-психолог

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и

желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

Первоочередная цель воспитательной

работы в образовательном

учреждении

-

возрождение

патриотизма

как

важнейшей

духовно-

нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего

чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной

активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном

процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его

основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с защитой

Родины.

Для полноценной социализации личности в настоящее время необходимо

быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и

области знаний, уметь находить общий язык с людьми самых разных

национальностей, профессий, культур и др. Эти качества получили название

«ключевых компетенций».

Основными

принципами

такой

деятельности

являются

принципы

гуманистической педагогики - это организация воспитательного процесса на

основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его

индивидуального развития, отношение к нему как полноправному участнику

воспитательного

процесса.

Личностно-ориентированный

подход

в

воспитании дошкольников позволяет воспитаннику чувствовать себя не

просто «объектом» приложение сил взрослых, а «субъектом» собственного

воспитания и образования. Педагог становится в этом случае не просто

наставником, но и другом. Воспитательная работа, построенная таким

образом позволяет наиболее эффективно решать задачи формирования

социально значимых компетенций

Я решила использовать преимущества проектной деятельности, для

взаимосвязи

разных

специалистов

и

действия

различных

субъектов

воспитания: образовательных институтов, семьи, детских и молодежных

объединений, органов власти, общественных организаций и т.п. как основы

формирования ключевых компетенций воспитанников ДОУ. Мною был

разработан проект - комплексно – целевая программа, которая закладывает

основы формирования у дошкольников таких ключевых компетенций как:

национальное самосознание и любовь к Отечеству (любовь к родителям,

родному дому, к родным и близким людям, уважение к людям труда,

приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших

воинов, проявлять уважения к людям пожилого возраста, любовь к родной

природе, любовь к своей "малой” родине – Саратову, чувство патриотизма,

уважение и симпатия к другим народам, гордость за Российскую армию,

желание служить своему Отечеству, почитание и уважение символики и

законов России).

Основные направления работы:

совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания;

обновление содержания патриотического воспитания, расширение

спектра активных форм и методов работы по данному направлению;

развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-

патриотического воспитания;

координация деятельности ДОУ с общественными объединениями и

организациями в интересах гражданско-патриотического воспитания (в

частности – со школой ( МАОУ «Лицей»), муниципальными органами

правопорядка (районное УВД), ветеранскими организациями района

(Совет ветеранов МВД, Совет ветеранов ВОВ) и учреждениями

культуры (краеведческий музей);

информационное обеспечение в области гражданско-патриотического

воспитания;

усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего

поколения;

деятельность по использованию символов образовательных

учреждений, города, края, России в гражданско-патриотическом

воспитании.

Формы работы.

издание газеты с подбором статей по патриотическому воспитанию;

творческие конкурс «Россия – наша Родина», «Профессии»;

взаимодействие и посещение музеев;

организация старшеклассниками (лицей) и сотрудниками МВД для

воспитанников ДОУ спортивно-патриотической игры «Поиск флага» и

музыкально-литературной игры в форме пресс-конференции «Мы

живем в России» ;

музыкальные праздники, посвященные знаковым для нашей страны

датам, например, городская акция Общественного совета при

Министерстве образования Саратовской области «Известные люди -

детям;

создание образовательных мультимедийных презентаций;

организация открытых мероприятий, концертов силами воспитанников

с приглашением ветеранов, учащихся школ, сотрудников полиции;

участие в международных, всероссийских, городских и областных

конкурсах, посвященных нашей Родине, Великой Отечественной войне

и символике России.

Такие формы работы имеют не только игровую и просветительскую

направленность. Это определенный социальный опыт, в процессе которого

воспитанников выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою

деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками.

Системная деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей

такими моральными качествами, как добросовестность, честность,

коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему

поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

• формирование социальной активности, направленной на служение

интересам своего Отечества;

• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному

способу достижения успеха в жизни;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,

воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного

здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и

духовное здоровье.

Культурно историческое направление, предполагающее:

• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её

замечательным людям;

• формирование чувства национальной гордости, национального

самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и

религий.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на

• изучение гимна, государственной символики, прав и обязанностей

гражданина России;

• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению

законодательных норм;

• развитие познавательных способностей у воспитанников.

Военно - патриотическое, включающее в себя:

• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и

трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,

организация встреч воспитанников с ветеранами войны и труда, участниками

локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской

Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе

воспитанников осуществляется по следующим направлениям:

• встречи воспитанников с офицерами МВД по вопросам ориентации на

приобретение профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью, с

особенностями службы полиции;

• формирование у воспитанников готовности к действиям в экстремальных

условиях природного, техногенного и социального характера;

• практическая подготовка спортивной направленности (военно-спортивные

игры).

Оригинальной идеей моего проекта стало

партнерское взаимодействие с другими

образовательными, культурными и правоохранительными организациями. Я

воспользовалась опытом советской системы образования с «вожатыми», то

есть учащимися старших классов, которые помогали и сопровождали

младших детей в их учебной и общественной деятельности, мотивируя их

личным примером. Считаю, что такая форма работы способствует развитию

детей, как старших, так и малышей помогает в программировании их

деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности

и демократизма с учётом инициативы, общности интересов. Создаёт

благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям)

проявлять

гражданскую

и

нравственную

позицию,

реализовать

свои

интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить

свободное время. Старшеклассники, заботясь о здоровье и безопасности

доверенных им воспитанников, получают первый опыт социально значимой

деятельности.

Основной проблемой реализации проекта стала организационная

деятельность по привлечению к участию старшеклассников лицея. Учащиеся

вначале весьма прохладно восприняли идею заниматься с дошкольниками.

Основными причинами отказа были:

Отсутствие свободного времени;

Отсутствие интереса к деятельности, не имеющей прямого отношения

к показателям школьной успеваемости;

Подростковые стереотипы (не престижно участвовать в мероприятиях

предлагаемых взрослыми).

Так как успешность реализации нашей модели воспитания заключалась, в

том числе в добровольности участия старшеклассников совместно с

психологом лицея и педагогическим коллективом были проведены

мероприятия направленные на преодоление социальной апатии учащихся.

Проводились игровые тренинги, круглые столы, в результате чего

старшеклассники стали настоящими волонтерами и приняли добровольно

участие в проекте.

Результаты нашей воспитательной работы показывают, что высокий уровень

патриотизма дает возможность реализовать одну из главных задач обучения

и воспитания, развитие общей культуры личности дошкольника.



В раздел образования