Автор: Зайцева Жанна Васильевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Описание модели воспитательной деятельности патриотической направленности дошкольников и учащихся ОО
Раздел: среднее образование
Описание модели воспитательной деятельности патриотической
направленности дошкольников и учащихся ОО
«Россия-наша страна»
Зайцева Жанна Васильевна - педагог-психолог
«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и
желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М. Карамзин
Первоочередная цель воспитательной
работы в образовательном
учреждении
-
возрождение
патриотизма
как
важнейшей
духовно-
нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего
чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной
активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном
процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его
основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с защитой
Родины.
Для полноценной социализации личности в настоящее время необходимо
быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и
области знаний, уметь находить общий язык с людьми самых разных
национальностей, профессий, культур и др. Эти качества получили название
«ключевых компетенций».
Основными
принципами
такой
деятельности
являются
принципы
гуманистической педагогики - это организация воспитательного процесса на
основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его
индивидуального развития, отношение к нему как полноправному участнику
воспитательного
процесса.
Личностно-ориентированный
подход
в
воспитании дошкольников позволяет воспитаннику чувствовать себя не
просто «объектом» приложение сил взрослых, а «субъектом» собственного
воспитания и образования. Педагог становится в этом случае не просто
наставником, но и другом. Воспитательная работа, построенная таким
образом позволяет наиболее эффективно решать задачи формирования
социально значимых компетенций
Я решила использовать преимущества проектной деятельности, для
взаимосвязи
разных
специалистов
и
действия
различных
субъектов
воспитания: образовательных институтов, семьи, детских и молодежных
объединений, органов власти, общественных организаций и т.п. как основы
формирования ключевых компетенций воспитанников ДОУ. Мною был
разработан проект - комплексно – целевая программа, которая закладывает
основы формирования у дошкольников таких ключевых компетенций как:
национальное самосознание и любовь к Отечеству (любовь к родителям,
родному дому, к родным и близким людям, уважение к людям труда,
приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших
воинов, проявлять уважения к людям пожилого возраста, любовь к родной
природе, любовь к своей "малой” родине – Саратову, чувство патриотизма,
уважение и симпатия к другим народам, гордость за Российскую армию,
желание служить своему Отечеству, почитание и уважение символики и
законов России).
Основные направления работы:
совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания;
обновление содержания патриотического воспитания, расширение
спектра активных форм и методов работы по данному направлению;
развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-
патриотического воспитания;
координация деятельности ДОУ с общественными объединениями и
организациями в интересах гражданско-патриотического воспитания (в
частности – со школой ( МАОУ «Лицей»), муниципальными органами
правопорядка (районное УВД), ветеранскими организациями района
(Совет ветеранов МВД, Совет ветеранов ВОВ) и учреждениями
культуры (краеведческий музей);
информационное обеспечение в области гражданско-патриотического
воспитания;
усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего
поколения;
деятельность по использованию символов образовательных
учреждений, города, края, России в гражданско-патриотическом
воспитании.
Формы работы.
издание газеты с подбором статей по патриотическому воспитанию;
творческие конкурс «Россия – наша Родина», «Профессии»;
взаимодействие и посещение музеев;
организация старшеклассниками (лицей) и сотрудниками МВД для
воспитанников ДОУ спортивно-патриотической игры «Поиск флага» и
музыкально-литературной игры в форме пресс-конференции «Мы
живем в России» ;
музыкальные праздники, посвященные знаковым для нашей страны
датам, например, городская акция Общественного совета при
Министерстве образования Саратовской области «Известные люди -
детям;
создание образовательных мультимедийных презентаций;
организация открытых мероприятий, концертов силами воспитанников
с приглашением ветеранов, учащихся школ, сотрудников полиции;
участие в международных, всероссийских, городских и областных
конкурсах, посвященных нашей Родине, Великой Отечественной войне
и символике России.
Такие формы работы имеют не только игровую и просветительскую
направленность. Это определенный социальный опыт, в процессе которого
воспитанников выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою
деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками.
Системная деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье.
Культурно историческое направление, предполагающее:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям;
• формирование чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и
религий.
Гражданско-правовое направление, ориентированное на
• изучение гимна, государственной символики, прав и обязанностей
гражданина России;
• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению
законодательных норм;
• развитие познавательных способностей у воспитанников.
Военно - патриотическое, включающее в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и
трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,
организация встреч воспитанников с ветеранами войны и труда, участниками
локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской
Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе
воспитанников осуществляется по следующим направлениям:
• встречи воспитанников с офицерами МВД по вопросам ориентации на
приобретение профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью, с
особенностями службы полиции;
• формирование у воспитанников готовности к действиям в экстремальных
условиях природного, техногенного и социального характера;
• практическая подготовка спортивной направленности (военно-спортивные
игры).
Оригинальной идеей моего проекта стало
партнерское взаимодействие с другими
образовательными, культурными и правоохранительными организациями. Я
воспользовалась опытом советской системы образования с «вожатыми», то
есть учащимися старших классов, которые помогали и сопровождали
младших детей в их учебной и общественной деятельности, мотивируя их
личным примером. Считаю, что такая форма работы способствует развитию
детей, как старших, так и малышей помогает в программировании их
деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности
и демократизма с учётом инициативы, общности интересов. Создаёт
благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям)
проявлять
гражданскую
и
нравственную
позицию,
реализовать
свои
интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить
свободное время. Старшеклассники, заботясь о здоровье и безопасности
доверенных им воспитанников, получают первый опыт социально значимой
деятельности.
Основной проблемой реализации проекта стала организационная
деятельность по привлечению к участию старшеклассников лицея. Учащиеся
вначале весьма прохладно восприняли идею заниматься с дошкольниками.
Основными причинами отказа были:
Отсутствие свободного времени;
Отсутствие интереса к деятельности, не имеющей прямого отношения
к показателям школьной успеваемости;
Подростковые стереотипы (не престижно участвовать в мероприятиях
предлагаемых взрослыми).
Так как успешность реализации нашей модели воспитания заключалась, в
том числе в добровольности участия старшеклассников совместно с
психологом лицея и педагогическим коллективом были проведены
мероприятия направленные на преодоление социальной апатии учащихся.
Проводились игровые тренинги, круглые столы, в результате чего
старшеклассники стали настоящими волонтерами и приняли добровольно
участие в проекте.
Результаты нашей воспитательной работы показывают, что высокий уровень
патриотизма дает возможность реализовать одну из главных задач обучения
и воспитания, развитие общей культуры личности дошкольника.