Напоминание

Портфолио как форма мониторинга развития младшего школьника


Автор: Левушкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио как форма мониторинга развития младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио как форма мониторинга развития младшего школьника

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в

рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и

развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и

уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности

к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений

творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого

роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств

личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать

собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с

имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к

самосовершенствованию.

Решению этих задач и помогает портфолио.

Портфолио -индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются,

накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных

видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за

определённый период времени.

Цели рабочего Портфолио:

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность,

расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)

деятельности обучающихся;

формировать умения учиться: ставить цели, планировать и

организовывать собственную учебную деятельность;

формировать отчёт об индивидуальных образовательных

достижениях обучающихся

Примерная структура портфолио может быть представлена следующей

таблицей

УУД

Разделы портфолио

Мой портрет

Мои

учебные

помощники

Мои рабочие

материалы

Мои

достижения

Личностные

Смысловая

линия «Я сам»,

«Я чувствую»,

«Мое

отношение»

Автопортрет,

«Моя

семья»,схема

«Мир

увлечений»,анк

еты

Таблица

«Это нужно

знать для

того,

чтобы…»,

правила

поведения в

школе,

законы

жизни

класса

Примеры

заданий из

учебников и

рабочих

тетрадей,

таблица «Что

такое хорошо

и что такое

плохо?»

(выводы по

собственным

жизненным и

литературным

событиям)

Продукты

творческой

деятельности,

отражающие

информацию

из схемы «Мир

моих

увлечений»,

«Мои самые

важные

поступки в

школе и дома»

Регулятивные

Смысловая

линия

«Я могу», «Я

знаю как», «Я

знаю разные

способы»

«Что я могу,

умею делать?»,

«Что я хочу

делать и чему

могу

научиться?»

План-

список

чтения,

план график

работы в

проекте,

план-

памятка

решения

задач,

памятка, как

поступать в

стрессовых

ситуациях

(при

возникнове

нии

опасности)

Самостоятель

ные работы по

предметам

Самые лучшие

работы

Общеучебные

Смысловая

линия «Я

учусь»

«Я учусь в

школе –

значит, я

ученик»,

«Дерево

проблем»,

«Мои любимые

книги»

Вопросы

для работы

с разными

видами

текста

Тексты,

вырезки из

журналов по

выбранной

теме, образцы

самостоятельн

ых работ

Словарь новых

терминов,

лучшие

работы,

сочинения

Коммуникатив

ные

Смысловая

линия «Мы

вместе»,

«Способы

Общения»

«Мои друзья»

Памятка

«Правила

общения»,

рисуночные

анкеты

Примеры

заданий из

учебников и

рабочих

тетрадей

Продукты

совместного

творчества

родителями,

одноклассника

ми)

Требования к оформлению портфолио

систематичность и регулярность ведения портфолио- 1 раз в четверть;

достоверность сведений, представленных в портфолио;

аккуратность и эстетичность оформления;

разборчивость при ведении записей;

целостность и эстетическая завершенность представленных матералов;

наглядность;

классный руководитель организует и координирует деятельность по

оформлению портфолио;

портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями

(законными представителями) в соответствии со структурой, принятой

в ОУ;

обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные

разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его

индивидуальность;

портфолио хранится дома у обучающегося.

Важно помнить.

В первом классе, когда ребёнок только начинает работать над

составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но

по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к

минимуму.Стараться с самого начала построить работу ребёнка таким

образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к

формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит

процесс осмысления своих достижений, формирование личностного

отношения к полученным результатам и осознание своих

возможностей.

Формы оценки портфолио

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это

может быть:

публичная презентация в конце четверти, года (она

может проходить на классном часе, собрании

родителей;

выставка портфолио (по желанию учащихся).

Функциональные обязанности участников образовательного процесса

при ведении портфолио обучающегося

1)обучающийся ведёт работу по формированию и заполнению портфолио;

2)заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует

работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как

метода оценивания индивидуальных образовательных достижений

обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического

коллектива про реализации технологии портфолио в ОУ;

3)классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе

формирования портфолио: проводит информационную, консультативную,

диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их

родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися

и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями

социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за

пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся

необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые

документы, табель успеваемости;

4) учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят

информационную работу с обучающимися и их родителями по

формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности

для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад,

конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

5)педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику; ведёт

коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Учёт результатов Портфолио при аттестации обучающихся

Учёт результатов позволяет сделать выводы:

о сформированности универсальных и предметных способов

действий, обеспечивающих возможность продолжения в основной

школе;

о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к

самоорганизации с целью постановки и решения учебно-

познавательных и практических задач

Портфолио учитывается:

при прохождении аттестации педагогических и руководящих

работников;

при проведении внутришкольного контроля;

в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ

( аккредитация ОУ, контроль качества образования)

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно

способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию

индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации

дальнейшего творческого роста

Список используемой литературы

1.

Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся//

Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.

2.

Галиахметов

И.

Р.

Комплексный

педагогический

мониторинг

качества

образования// Национальные проекты. - 2006. - № 4. - С. 60-62.

3.

Засорина

Л.Н.

Педагогическая

диагностика

как

мониторинг

качества

образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-2007.-№ 1. -с.74.

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.

Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151

с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

5.

Петрова О. В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника//

Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42.

6.

Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С.

В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.

Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

– ISBN

7.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Начальная школа

/ [сост. Е. С. Савинов] — М.: ОАО «Издательство

«Просвещение», 2010

8.

Пульбере

А.

И.

Мониторинг

качества

знаний

в

условиях

личностно-

ориентированного образования// Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 33-36.

9.

Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности //

Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3.

10. Соломонов В. А., Шаин А. В., Матвеев Д. А. Мониторинг успеваемости и

контроль качества образования// Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 195-

199.

11. Федосова Н.А.

«Начальная школа на пороге апробации федеральных

государственных образовательных стандартов второго поколения».

Газета

«Управление начальной школой» октябрь 2008 год.

12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия

к

мысли.

Система

заданий:

пособие

для

учителя

/

[А.Г. Асмолов,

Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:

Просвещение, 2010



В раздел образования