Напоминание

Использование метода проектов на уроках информатики


Автор: Протасьева Дарья Вадимовна
Должность: заместитель директора, учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ школа № 76
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектов на уроках информатики
Раздел: среднее образование





Назад




Протасьева Дарья Вадимовна

заместитель директора, учитель информатики и ИКТ

ГБОУ школа № 76, г. Санкт-Петербург

Использование метода проектов на уроках информатики и

информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных

жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием

реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.

Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую

информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией

новые информационные технологии. Научить подрастающее поколение ориентироваться в

огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. Выполнить эту

задачу, призван учебный предмет «Информатика и ИКТ».

При обучении информатике и ИКТ возникает целый ряд противоречий:

между имеющимися школьными программами и слишком быстро развивающимися

компьютерными программами;

необходимостью обеспечения ГОС и разными стартовыми знаниями учащихся,

различными способностями детей;

между знаниями, полученными детьми, и умением применять их на практике;

между естественным стремлением детей к активной, творческой деятельности и

традиционными формами учебной деятельности.

Перед учителем возникает необходимость поиска новых форм организации учебно-

воспитательного процесса, которые позволили бы:

обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и

применять их на практике;

развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической

работе с различными материалами и инструментами;

вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать

критическое мышление.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную,

парную,

групповую,

которую

учащиеся

выполняют

в

течение

определенного отрезка времени. Результатом выполненных проектов является материал,

готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Ведущие принципы метода проекта:

каждый свободен в выборе вида деятельности; каждый несёт ответственность за свой

выбор;

индивидуальное и коллективное взаимодействие на основе равенства, открытости,

доброжелательности, сотворчества;

свободный выбор способа предъявления результата; свободное самовыражение,

внутренняя независимость;

объективное проявление самооценки и самокоррекции.

Многие темы проектов предполагают обязательное использование знаний и умений из

различных областей науки.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта,

которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности

проектной работы.

I этап. Организационный.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и

во внеурочное время.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадачи для определенных групп

учащихся, подбор необходимых материалов.

V этап. Работа учащихся над проектом.

VI этап. Подведение итогов.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся,

выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

Для

метода

проектов

очень

существенным

является

вопрос

практической,

теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад

на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.).

На уроках сначала необходимо дать базовые теоретические знания, которые нацелены

на

всеобщее

понимание.

Затем

учащимися

выполняются

практические

задания,

направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершение работы по

изучаемой теме является выполнение проектов, показывающих применение полученных

знаний в нетрадиционных ситуациях.

Проект «Создание кроссвордов» для учащихся 5-х классов.

Тип проекта: творческий, мини-проект.

Планируемый результат: составление учащимися кроссвордов и их оформление.

Цели: проверить умения учащихся по составлению кроссвордов, закрепить навыки

работы с основными инструментами.

Предметно-содержательная область: информатика.

Длительность: два урока и подготовительная домашняя работа.

Ход проекта:

1.

Первый урок. Объяснение нового материала.

2.

Учащиеся в качестве домашней работы составляют собственные кроссворды.

3.

Второй урок. Оформление кроссвордов в текстовом редакторе, используя

основные инструменты.

4.

Распечатка готовых изображений.

5.

Подведение итогов и выставление оценок.

Метод

проектов

как

педагогическая

технология

не

предполагает

жесткой

алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного

следования логике и принципам проектной деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность

этапов

работы

над

проектом

соответствует

этапам

продуктивной

познавательной

деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком -

поиск способов решения проблемы – решение.

Этапы работы над проектом:

№ п/п

Содержание работы на

этапах

Деятельность

учащихся на этапах

Деятельность

учителя на

этапах

I

Определение темы и

целей проекта

Обсуждают предмет с

учителем и получают

при необходимости

дополнительную

информацию

Знакомит со

смыслом

проектного

подхода и

мотивирует

учащихся,

помогает в

постановке цели

№ п/п

Содержание работы на

этапах

Деятельность

учащихся на этапах

Деятельность

учителя на

этапах

II

Определение

источников, способов

сбора и анализа

информации, формы

отчета, установление

критериев оценки,

распределение задач

Устанавливают план

действий,

формулируют задачи

Предлагает идеи,

высказывает

предположения

III

Сбор информации,

решение промежуточных

задач

Выполняют

исследование, решая

промежуточные

задачи

Наблюдает,

советует, косвенно

руководит

IV

Анализ информации,

формулирование

выводов

Анализируют

информацию

Наблюдает,

советует

V

Представление

результатов

Отчитываются,

обсуждают

Слушает, задает

вопросы в роли

рядового

участника

VI

Рефлексия

Участвуют в оценке

путем коллективного

обсуждения и

самооценок

Оценивает усилия

учащихся,

неиспользованные

возможности,

потенциал

продолжения

Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения

позволяет сформировать следующие компетенции:

информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других

людей;

предметную – способность применять полученные знания на практике.

Всё

это

способствует

максимальному

раскрытию

индивидуальности,

самоопределению,

самореализации

личности

учеников.

Позволяет

им

подойти

к

осознанному выбору профессии.

Список литературы:

1. Алексюк А.Н. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. - М., 1979. - 67

с.

2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.

- 112 с.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001.

- 165 с.

6. Леванина Н.Н. В новый век - с новыми технологиями (информатизация учебного

процесса). // Начальная школа - 2007. - № 7.

7. Лернер И.Я., Дидактическая система методов обучения, М., 1996. - 188с.

8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

- 212 с.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. - М.:

Издательский центр "Академия", 1999. - 512 с.

10. Плотникова Е.Б. Воспитательный потенциал обучения в современных условиях //

Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 14-15



В раздел образования