Автор: Березина Елена Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ 46"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Обобщение опыта работы.
Тема: "Формирование информационно – коммуникационной культуры педагога"
Раздел: среднее образование
Обобщение опыта работы МО филологического цикла учителя русского
языка и литературы МОУ «СОШ №46» г.Саратова
Березиной Елены Борисовны
МО учителей филологического цикла
работало в течение года по плану,
составленному и утверждённому в августе 2020 года.
Заседания проходили в активной форме: семинары, круглый стол, доклады, обобщение
опыта работы учителей и т.д.
Особое внимание уделялось вопросам, связанным с
образовательным процессом, при этом рассматривались проблемы, возникающие в ходе
практической работы учителя.
Формирование информационно – коммуникационной культуры педагога
За
последние
годы
значительно
повысился
уровень
информационно
–
коммуникационной культуры педагога. Это проявляется:
в использовании на уроке ИКТ, создании собственных электронных продуктов;
использование возможностей Интернет при подготовке к урокам;
участие педагогов в видеоконференциях, вебинарах, конкурсах на педагогических
сайтах;
публикация методических разработок, конспектов уроков, сценариев внеклассных
мероприятий в различных интернет порталах;
использование Интернета для повышения квалификации, знакомства с новыми
образовательными технологиями;
создание собственных страничек и мини-сайтов.
Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса
Особенностью работы педагогов в этом направлении в последние годы стало
применение в работе здоровьесберегающей технологии. Поэтому в данном контексте
уместно говорить об использовании ее элементов, таких как:
работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка;
частая смена видов деятельности с целью снятия утомляемости;
создание на уроках комфортной среды для каждого ученика;
гимнастика для глаз.
Формирование системы работы с одаренными детьми
Это направление является традиционным в работе учителя.
В последнее время
формами такой работы стали:
школьное
научное
общество,
факультативы,
конкурсы,
олимпиады
(интеллектуальная одаренность);
кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность).
Распространение актуального педагогического опыта
Учителя филологи
не только постоянно совершенствуют свое мастерство через
различные конкурсы, но и активно делятся своим опытом с коллегами. Это происходит в
следующих формах:
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий на школьном уровне;
проведение семинаров на заседаниях ШМО;
печатание собственных методических разработок на различных педагогических
порталах.
Хочется отметить положительные моменты нашей работы:
Предметы филологического цикла становятся более востребованными.
Сдавали экзамен по предметам:
Предмет
2018-2019
2019-2020
2020-2021
Английский язык
1
1
3
Литература
3
3
0
Это связано с тем, что ученик мотивирован, имеет интерес к предмету, занимается
самообразованием, ведь информационных платформ для этого предостаточно.
Немаловажную роль играет проектная деятельность. В течение года использовалось
активное обучение: тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры. Все это
включает
ребят
в
исследовательскую
деятельность
по
изучению
предметов
филологического
цикла
и
способствует
расширению
метапредметных
связей
и
филологической грамотности.
Важно грамотно подойти к организации урока, продумывая элементы и этапы урока.
Начиная с 5 класса, предлагаем детям задания ЕГЭ, делая акцент на значимые моменты в
предложенной теме.
На уроках учителя филологи применяют деятельностный подход, в связи с этим
предлагается
активная
разносторонняя
работа:
выполнение
творческих
заданий,
организация
поисковой
деятельности.
Например,
после
изучения
какого-либо
произведения посещаем театр, далее предлагаем задания разного уровня: сравнить текст и
постановку, проанализировать, как раскрываются характеры героев в конкретной
ситуации и т.д. Именно здесь и реализуется новый стандарт – реализация в жизни.
Учителя иностранного языка часто используют игровые методики, погружают в языковую
среду, говорят о культуре и традициях стран изучаемого языка, тем самым вызывая
интерес у учеников.
Несколько слов скажем о тех видах работы, которые вызывают интерес у учеников. Под
влиянием поэзии начала 20 в. появился еще один вид работы – синквейн, позволяет
подвести итог, сделать вывод. Регулярно используем работу с кластерами, когда
определено
одно
или
два
понятия,
явления,
учащимся
предлагаем
дополнить
недостающими элементами; мозговой штурм – это вид работы, при котором на основе
стимулирования творческой активности ученики высказывают свои варианты. Такой вид
работы можно использовать на любом этапе урока.
Проблемы учителей филологов
На основе дифференцированного подхода педагоги в течение учебного года вели
работу с одаренными детьми и учащимися, имеющими слабые знания по предметам,
создавали
комфортный
психологический
климат
в
классах,
повышали
учебную
мотивацию обучающихся, но, к сожалению, не всегда получали желаемый результат. С
чем это связано? Скорее всего, с ограниченными возможностями и речевыми барьерами в
обучении, слабой мотивацией.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на
сегодняшний день остается одной из главных проблем. Большую роль в решении этой
проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений
в работе всего методического объединения.
Вопрос преемственности в обучении и воспитании учащихся между 4-5 классами
решается ежегодно, планируется работа, анализируется деятельность учителя, ведётся
работа по преемственности между предметными МО.
Недостаточное количество часов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, так как
КТП не предусматривает подготовки к экзамену.
На основании результатов работы МО за 2020-2021 учебный год можно внести
следующие предложения:
1. Обмен опытом по содержанию преемственности начальной школы и 5-х классов.
2. Говоря о новых ФГОСах, об изменениях в системе образования, мы считаем, что
изменения необходимы, ведь это требует современное время.
3. Продолжить проводить предметные недели, которые способствуют расширению
кругозора, развитию творческой активности, повышению мотивацию к изучению языка.
Данный вид внеклассной работы помогает раскрыться даже тем детям, которые не
проявляли себя в учебной деятельности. Предлагаем подумать о формах проведения,
возможно, объединение нескольких МО для проведения совместных мероприятий.