Напоминание

«Особенности охраны и развития певческого детского голоса»


Автор: Ахмедова Александра Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №5
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Особенности охраны и развития певческого детского голоса»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛН ИТ Е ЛЬ НОГ О ОБ РА ЗОВ А НИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5»

Тема открытого урока:

«Особенности охраны и развития

певческого детского голоса»

Преподаватель

Ахмедова Александра Владимировна

г. Тула

2023 г.

Охрана и культура развития детского голоса – один из главных путей к

обеспечению богатейшего расцвета вокального искусства. Среди равных

видов певческого голоса детский певческий голос занимает особое место, так

как из него развиваются голоса взрослых, сохраняя его природные качества.

Поэтому понятно, насколько важными являются его охрана и правильное

воспитание. Между тем многие дети, в результате неправильного пения,

несоблюдения основных правил гигиены голоса, успевают приобрести ряд

вокально-технических навыков, с которыми уже трудно, а иногда и

невозможно справиться. С другой стороны, нельзя ни на минуту забывать о

том, что в природе детского голоса уже заложены зачатки тех вокальных

богатств, которые полностью раскрываются в годы молодости и зрелости.

Чем шире распространяются среди школьных преподавателей пения и

вокальных педагогов знания о свойствах детского голоса и методах его

охраны и культуры, тем успешнее будет развиваться наше вокальное

искусство.

Значение соответствующей литературы по вопросам детского пения

очень велико, тем более, потому, что, при обучении пению детей, нельзя

целиком переносить сюда приемы и методы вокального обучения взрослых.

Особенности детского голосового аппарата, детского организма и интеллекта

вызывают необходимость разработки специальной научно-обоснованной

методики вокальной работы с детьми. Создание такой методики – сложная

задача, решение которой обусловлено дальнейшим накоплением опыта

экспериментальной и учебно-практической работы.

В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из

самых

значительных

мест.

Думается,

что

голос

был

тем

первым

музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать

свои переживания. Музыкальный язык, как и язык речи является, средством

передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в

том, и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса.

Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром.

Высота служит основой классификации певческих голосов. На протяжении

всей жизни голос человека претерпевает значительные изменения. Время

полного расцвета вокальных возможностей совпадает с обретением полного

физического

развития

и

продолжается

до50-60

лет,

когда

начинает

постепенно терять прежние качества.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического

воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хорошая

детская

песня

развлекает

и

успокаивает

ребенка,

развивает

его

и

воспитывает.

В.Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на

красоту родной земли. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в

яркой, образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей

действительности.

В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает массой

эмоционального воздействия на детей, т.к. в нем сочетаются слово и музыка.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию

личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли

такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Л.И.Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д.

Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А.Ветлугина, Н.Д. Орлова и др. В их работах дано

теоретическое

обоснование

системы

усвоения

певческих

навыков,

предложена методика практической работы с детьми разных возрастов,

показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее

развитие личности ребенка.

Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства,

художественно-музыкальный вкус – оценочное отношение к пению. У детей

появляются любимые песни. Пение способствует также умственному

развитию ребенка. Ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и

чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об

окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Пение

следует

также

рассматривать

как

средство

укрепления

организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и

голосовой аппарат. По мнению врачей. Пение является лучшей формой

дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном

помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность

способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают

организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства

товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты

личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре

есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение

к ним, формирующие нравственность.

В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные

способности

ребенка: музыкально-слуховые представления,

ладовое

и

музыкально-ритмическое чувство. Несомненно, что помимо природных

факторов. Большое влияние имеет благоприятная музыкальная среда, с

детства помогающая проявиться этой природе.

Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Ее

основными частями являются органы дыхания – легкие с дыхательными

путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где

зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все

части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и

взаимозависимости между собой. Во время певческого процесса все части

голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового

аппарата

подчинена

регулирующему

влиянию

коры

головного

мозга

центральной нервной системы.

Детский голосовой аппарат (7-13 лет) отличается от взрослого, прежде

всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста,

развития.

Методика

вокального

воспитания

ребенка

определяется

особенностями детской психики; именно от нее зависит главным образом

специфичность метода воспитания детского голоса. Первое, что требуется от

учителя – это знание возрастных особенностей детей и соответственно

особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он

предъявляет детям, должны всегда соответствовать их возможностям.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качества

голоса взрослых. Голосовые связки детей короткие и тонкие по сравнению со

связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в

младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у

взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, он усиливается

резонаторами. У детей преобладает головной резонатор, поэтому голос очень

легкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску.

При неправильном извлечении звука, например, при его форсировании, голос

приобретает неприятное низкое звучание. У младших школьников голос

имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в

его голосе нет существенных изменений. Голоса этой группы еще

совершенно лишены элементов так называемого “грудного” звучания,

которое придает обычно голосу качество полноты и насыщенности. В этой

стадии развития характеристика детских голосов особенно затруднительно,

ввиду особой специфичности их звучания. Такое состояние детского голоса

обычно сопровождается наличием небольшого диапазона, редко выходящего

за пределы одной октавы и простирающегося в большинстве случаев от c

1

.

(d

1

) до c

2

. (d

2

).Голос 7-8 - летнего ребенка нежный, очень небольшой по

силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе.

Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное

смыкание связок станет тогда осуществляться болезненно. При нормальном

воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их

голосовом аппарате нет еще существенной разницы. По мере роста ребенка

механизм голосового аппарата изменяется.

Усложнение в механизме

голосообразования

более

заметно

у

мальчиков.

Иногда

врач

фониатор устанавливает у них эти перемены уже в 10-11 лет. Если занятия

пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с

первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают

особенно хорошо звучать. Этот период называют “расцветом голоса”. У

мальчиков голос приобретает особую звонкость, “серебристость”, в голосах

девочек может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Методические принципы развития детского голоса в основном одни и

те же, как и голоса у взрослых, но различие в подходе к обучению пению

детей и взрослых очень велико.

Обучение детей пению является естественным систематическим развитием

голоса. Голосовой аппарат человека представляет одну из составных частей

организма, теснейшим образом связанную с его общей структурой. Поэтому

его деятельность неразрывно связана с работой других частей организма, не

только принимающих непосредственное участие в вокальной работе, но

казалось бы, совершенно в ней не принимающих участие, как, например,

сердце, пищеварительные органы.

Детский голос развивается постепенно с возрастом, но далеко не

одинаково у всех детей; его развитие зависит также от общего состояния

организма,

одаренности

ребенка,

среды,

в

которой

он

находится,

музыкальных впечатлений и множества других условий.

Одним из главных условий успешного певческого воспитания является

развитие слухового внимания учащихся. Именно интерес к занятиям

вызывает

у

учащихся

отклик

на

музыку,

создает

эмоциональную

настроенность,

при

которой

обостряется

их

слуховое

внимание,

воспитывается

сознательное

творческое

“слышание”,

то

есть

умение

представить себе и воспроизвести правильный звук. Все это имеет большое

значение для воспитания голоса, всех его положительных свойств, а также

художественных задатков учащихся. Слух для учителя и ученика является

главным “контролером” при обучении пению.

Для контроля над звуком учителю нужны ясные представления того,

как проходит работа органов, учавствующих в голосообразовании, какой

звук

получается

при

правильной

их

работе.

Обладая

такими

представлениями,

учитель

сможет

верно

оценивать

звучание

хора,

сознательно и вполне объективно исправить недостатки в пении учащихся.

Работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью

дыхания, и за качеством звука. Как известно, орган слуха, голосовые органы

(гортань, глотка, мягкое небо, ротовая и носовая полости, где звук

окрашивается)

и

органы

дыхания

(легкие,

диафрагма,

межреберная

мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) - все это один сложный певческий

механизм.

Между звеньями

единого

механизма

существует

тесная

взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Вся сложная деятельность певческого механизма строго согласована и

подчинена центральной нервной системе (голосовому мозгу). Именно там

происходит контроль и регуляция этой деятельности при непосредственном

участии органа слуха. Между центральной нервной системой и работающими

органами существует постоянная связь. Это очень важный закон так

называемой “обратной связи”, на котором основано воспитание певческих

навыков. От звука, спетого учащимся, остается след в его центральной

нервной системе (памяти). Если ученик спел слишком напряженно, громко

или слишком вяло, неразборчиво произнося слова, а его ошибки не были

исправлены, то при дальнейшем пении звук сформируется с теми же

ошибками. То есть согласованная работа организма нарушится. Это приведет

к воспитанию неправильных навыков, а значит и к порче голоса.

Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым

музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно.

Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех,

систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без

инструментального сопровождения;

Какой же певческий звук должен служить образцом? Наука на этот

вопрос дает ответ: звук, нормально сформированный, непременно свободный

и легкий, без малейшего намека на форсировку.

В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства

нормально, развивающегося певческого звука и естественного тембра голоса.

Это – звонкость, ровность, полетность (т.е. при правильном звучании голоса

звук легко распространяется в пространстве, как бы летит вдаль).

Звонкость – драгоценное качество, необходимое как низкому, так и

высокому голосу. В процессе роста учащихся звонкость в их голосе

увеличивается. В переходном возрасте она временно уменьшается, но потом

снова продолжает развиваться.

Многие думают, что петь надо громко, с большой силой, тогда пение

будет значительным, интересным, содержательным. Это неверно, при

злоупотреблении громкостью исчезает не только звонкость, но и другие

свойства

тембра.

При

громком

пении

нарушается

закономерная,

согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается

напряженным, судорожным, мягкое небо – пассивным. Голосовым связкам

гортани трудно сопротивляться большому напору воздуха при вдохе, они

теряют упругость и равномерность колебания. Типичным недостатком у не

обучавшихся

пению

школьников

является

поверхностное,

неглубокое

дыхание. Внешне это выражается в поднимании плеч. Вдох должен быть

умеренным,

без

перебора

воздуха.

Научить

экономно

расходовать

вдыхаемый воздух, распределять на всю фразу в пении – важная задача

вокального воспитания. Непременным условием правильного певческого

дыхания является сохранение при вдохе так называемой “вдыхательной

установки”, без резких и больших движений грудной клетки при вдохе и

выдохе. Полная равномерность работы певческого дыхания достигается

постепенно, по мере роста ребенка, развития и укрепления его нервно-

мышечных сил. Правильный звук не требует резкого толчка для своего

образования, нуждается в выразительном произношении слова. Поэтому

развитие дикции – это не только работа над четким произношением гласных

и согласных в словах, но и умение выделить главное в тексте (сделать

смысловое “логическое” ударение).

Итак, установленные наукой законы развития певческого голоса

требуют правильно налаженной согласованной работы всего сложного

певческого механизма в целом. От занятий учителя, от правильной

постановки вокальной работы в школе и во внешкольных хорах зависит не

только воспитание певческих и хоровых навыков, но и повышение самой

культуры детского пения

Учитывая все ранее изложенное, мы видим, что охрана голоса

необходима

в

отношении

детей

обоего

пола

и

всех

возрастов.

Профилактические мероприятия против порчи и срыва детских голосов

раньше всего должны быть направлены по линии вокальной работы с детьми

в школе (в классном пении и школьно-хоровых кружках).

Школьное детское пение не может быть рассматриваемо иначе. Как

воспитательный процесс, который должен дать детям возможность выявить

присущие им художественные устремления; не менее важная его задача –

способствовать правильному планомерному развитию и сохранению детских

голосов. Поэтому все, что может помешать достижению этого, должно быть

устранено.

Первое, что является совершенно необходимым – это повышение

квалификации преподавателей музыки в направлении усвоения ими основ

гигиены детского голоса и элементарных правил ведения детского хора.

Каждый школьный педагог пения должен уметь разбираться в основных

свойствах детского голоса и требованиях, предъявляемых детскому пению.

Он должен уметь безошибочно определять голоса у детей (сопрано, альт,

высокий, низкий голос и т.д.) и правильно расставлять их в хоре. Надо еще

добавить чрезвычайную важность индивидуальной вокальной подготовки

музыкальных работников. Как показывают наблюдения, ничто так не

содействует успеху работы, как конкретный “показ” пения самим педагогом,

так как дети, как известно, очень склонны к подражанию. Специальная

подготовка музыкального педагога является, кроме того, условием развития у

него “вокального слуха” или “вокального вкуса”, которые необходимы в

работе с детьми, так как они дают умение разбираться в голосе ребенка, его

свойствах, оттенках.

Далее весьма желательно, чтобы музыкальные педагоги в начале

учебного года проводили с детьми беседы о важности и необходимости

осторожного обращения с голосом (на уроках музыкального воспитания и в

хоровых кружках, и вне класса – на переменах, в детских организациях, в

быту и т. п.). Детям должно быть сообщено, что при появлении у них каких-

либо ненормальных (непривычных) явлений в голосе (охриплости, болевых

ощущений в области голосового аппарата) они должны немедленно заявить

об этом своему педагогу. В течение учебного года весь состав класса должен

периодически

индивидуально

прослушиваться,

что

дает

педагогу

возможность узнать голоса детей и, следовательно, уловить происходящие в

их голосе перемены (это особенно важно в отношении мальчиков, у которых

могут появляться признаки наступления мутации).

В задачу музыкального педагога, руководителя хорового кружка и всякого

иного лица, направляющего или ведущего детское пение на улице, в лагере,

на экскурсии и т.д., должно войти также наблюдение и затем, чтобы дети на

открытом воздухе также не кричали, а пели, чтобы и здесь детское пение не

привело к форсированной работе голосового аппарата и ко всем вытекающим

из него последствиям.

Наконец индивидуальное обучение пению детей, наделенных хорошим

голосом и музыкальными способностями, является вернейшим средством

сохранения голосов у детей. Необходимо еще обратить внимание на то,

чтобы на переменах, между уроками и в быту, и во время игр дети часто и

длительно кричат, беспощадно насилуя свой голосовой аппарат. Конечно,

громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере

естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей

вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не

насильственное

ограничение

детей

или

сковывание

их

надуманным

регламентом, а, главным образом, доведения до их сознания представлений о

вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.

Практика показала, что обучение детей пению оказывает лишь самое

благотворное влияние: оно способствует общему развитию детей, развитию в

них музыкальности, любви к искусству. Что же касается воздействия

обучения пению на детей - голос и процесс его развития, то неоднократные

итоговые показы детей, получающих музыкальную культуру, убедили в том,

что правильно поставленные методически продуманные занятия по культуре

детского

пения

являются

одним

из

наиболее

верных,

целиком

оправдывающих себя методов охраны детского голоса.

Обучение

детей

пению,

несомненно,

связано

с

некоторыми

специфическими моментами, например, с вопросом мутации, но эти же

моменты, также упираются в вопросы методики детского пения. Здесь,

несомненно,

еще

потребуется

дальнейшая

углубленная

научно-

исследовательская

работа

по

конкретизации

специальной

методики

индивидуального детского пения, искания новых форм работы и даже,

возможно,

ее

новых

путей.

Однако

принципиально

вопрос

о

целесообразности и необходимости этой работы нужно считать решенным в

положительном смысле самой жизнью.

При соблюдении всех выше изложенных требований задача по воспитанию и

охране детских голосов и по развитию из них в будущем художественно-

полноценных голосов будет решаться много легче и успешнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: М., 2000

2.

Добровольская Н, Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе:

М.,1972

3.

Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса: М.,1939

4.

Воспитание детского голоса в школьном хоре. Сост. Медов А.Х.: Вит.

ВГУ, 2003

5.

Развитие детского голоса. Под ред. Шацкой В.Н.: М.,1963



В раздел образования