Напоминание

Интерактивные методы как средство повышения познавательной активности учащихся при знакомстве с окружающим миром


Автор: Хаирова Альбина Сагдатовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ Салаватская КШ
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные методы как средство повышения познавательной активности учащихся при знакомстве с окружающим миром
Раздел: среднее образование





Назад




Интерактивные методы как средство повышения познавательной активности

учащихся при знакомстве с окружающим миром

Существует большое множество методов интерактивного обучения. Применяя на уроках

интерактивные методы обучения, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде

всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе

усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно

возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во

многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия

обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения

эффективности

учебной

деятельности

в

целом.

Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего

урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают

условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения –

обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. На наш взгляд,

организация процесса обучения на основе взаимодействия младших школьников носит

избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в

технологии

интерактивного

обучения

можно

лишь

на

определенном

этапе

урока

с

определенной

целью

и

в

определенных

временных

рамках.

Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является

степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока.

Формами интерактивного обучения являются:

1.

работа в статичных парах или парах сменного состава;

2.

работа в малых группах;

3.

игровое сотрудничество.

Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной

деятельности младших школьников.

Форма работы

Зона применения

1.

Работа в парах

Уроки

всех

типов.

Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового

материала.

2.

Работа в малых группах

Комбинированные

уроки.

Уроки

ознакомления

с

новым

материалом.

Уроки

обобщения

знаний.

Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым

материалом, этапы обобщения знаний.

3.

Игровое сотрудничество

Уроки

всех

типов.

Этапы формирования устойчивых умений.

Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах

проверки

определенных

учебных

заданий.

В

первом

случае,

учащиеся

одной

пары

осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости

от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.

Пример. Работа

в

парах

сменного

состава.

Учитель

предлагает

карточки

с

заданиями

каждому

ученику.

Учащиеся, выполнившие задания карточки, поднимают руки, тем самым сообщая о

готовности образовать пару для взаимопроверки и обмена заданиями. Таким образом,

составляются временные пары с целью осуществления конкретной деятельности. После обмена

заданиями пара распадается для выполнения карточки, а потом образуются новые пары для

очередной взаимопроверки.При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его

этапа, учащиеся группы могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения

обозначенной

проблемы,

проверять

работу.

Основаниями для деления учащихся на группы (пары) могут быть:

1.

свобода выбора ребенка;

2.

уровень обученности и развитие детей;

3.

психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.

Но еще не менее важным основанием мы считаем “индивидуализацию учебных целей”

для определенной группы учащихся. Работу таких групп можно представить в виде

некого алгоритма:

1.

постановка цели работы группы;

2.

процесс работы группы;

3.

презентация итогов работы.

Малые группы могут работать:

1.

изолированно друг от друга или

2.

во взаимодействии друг с другом

(временные малые группы).

Работа при втором варианте строится по следующему алгоритму:

1.

определение группами различных целей и задач работы;

2.

наработка материала группами;

3.

создание временных малых групп с целью обмена информацией;

4.

со членами других групп;

5.

возвращение в исходную группу и совместное изучение

вновь поступившей информации;

6.

оформление итогов работы группы и их презентация.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует

множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы

можно классифицировать следующим образом:

Проекты

Мозговой атака

Общая дискуссия

Рисование

Сходства/различия

Ранжирование

Поиск соответствий

Рейтинг

Классификация

Обобщение

Верно/неверно

Правильно или требует изменений

Преимущества и недостатки

Выявление последствий

Как вы думаете?

Исследование и отчет

Ролевая игра и др.

Рассмотрим приём: « Общая дискуссия».

Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной

проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.( см.

Приложение №1)

Виды дискуссий:

Тематическая

: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.

Биографическая:

ориентирована

на

индивидуальный

прошлый

опыт

участника.

Интеракционная:

обсуждаются

структура

и

содержание

отношений,

складывающихся здесь и теперь.

В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может

организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении.

Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют

золотым

веком

русской

культуры.

Как

ты

думаешь,

почему?»

Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие

предположения:

– писатели,

поэты

и

художники

были

богатыми

людьми

и

имели

много

золота;

– в

России

добывалось

много

золота;

– «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов,

писателей,

художников.

Возможность развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение.

Накануне лучше разработать совместно с детьми « Правила ведения дискуссии.

Ещё один приём – это «Мозговая атака».

«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение

участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения

обратной

связи.

Алгоритм

проведения:

1.

Задать

участникам

определенную

тему

или

вопрос

для

обсуждения.

2.

Предложить

высказать

свои

мысли

по

этому

поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений).

Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае

записывайте

идею

так,

как

она

прозвучала

из

уст

участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и

перечислить

все,

что

записано

вами

со

слов

участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из

получившихся

результатов

и

как

это

может

быть

связано

с

темой

тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5

минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

обсуждения спорных вопросов;

стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

сбора

большого

количества

идей

в

течение

короткого

периода

времени

выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие

исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных

учебных действий.

Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего,

наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

Проекты-наблюдения – наблюдение за природой, сравнение времен года: «

Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т.

Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека –

все это выливается в проекты. Дневник наблюдений – основа проекта. Итогом таких

наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах

практически

всегда

получаются

очень

удачными,

снабженными

интересными

рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я

использую на уроках окружающего мира.( см. Приложение №2 )

Мы считаем, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной

личности и отвечает потребностям современного общества:

принятия самостоятельных решений;

умение ставить задачи и задавать вопросы;

поиск нестандартных, оригинальных решений;

способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

раскрытие

индивидуального

потенциала.

Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными,

все

зависит

от

творчества

учителя.

Давайте сейчас мы с вами на примере приема «Ранжирование», решим следующее

задание “Что важно для меня?”

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый

остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка:

Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки.

Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас:

сначала самые важные, потом менее важные.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и

определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Данная творческая работа убедила меня в том, что активизация познавательной деятельности

обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения

младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной

активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению

изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной

модели обучения,

при которой не только учитываются способности и возможности

обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.

Считаю, что проведенное исследование является подтверждением выдвинутой мною

гипотезы: процессу активизации познавательной деятельности способствует применение

интерактивных форм и методов.

В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к

мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к

истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).

Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения.

В

играх

дети

раскрепощаются,

развивается

мышление,

внимание

и

активизируется

познавательная деятельность (личностная компетенция).

Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и

слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и

убедительно использовать их.

Выводом нашего исследования является то, что развитие личности ребенка успешно

реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае

признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком

эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и

осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления

самостоятельности.

Литература.

1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.

2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный

период // Начальная школа, 2006 г., №8.

3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников //

Начальная школа, 2007 г., №2.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,

2008 г., №8.

7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения

учащихся. 2007 г.



В раздел образования