Автор: Васильева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ "МОДФиИЗ" СТОД№!
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы .
Тема: "Формирование здорового образа жизни дошкольника, формы работы с семьей".
Раздел: дошкольное образование
Обобщение педагогического опыта « Формирование здорового образа
жизни дошкольника, формы работы с семьей».
Воспитателя Васильевой Светланы Владимировны
Достойным существованием человека на земле помогает сделать здоровье,
духовное и физическое, которое является главным достоянием человека,
делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать
здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней.
Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие
«здоровье» как состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребёнка быть здоровым, значить развивать в гармонии свои физические
и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь
противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума,
который его окружает. Детский сад и семья – вот его основные структуры,
которые главным образом определяют уровень здоровья ребёнка. Единство
ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигает в том , случае,
если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо поняты не только
воспитателем, но и родителям.
В физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении ,
педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ.
Сегодня закон « Об образовании» определяет, что родители являются
первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.
Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами.
Цель моей работы: Повышение педагогической грамотности родителей в
вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Обучать родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком
с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового
нравственно- психологического климата;
Оказать конкретную помощь семье в создании условий для сохранения
и укрепления здоровья ребёнка;
Учесть пожелания родителей при составлении программ
индивидуальной работы.
Анкетирование.
Привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса,
созданию здоровой среды.
Расширить спектр средств и способов работы с родителями.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детское
дошкольное учреждение , который может выступать в роли своеобразного
центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи,
формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным
аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями,
в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического
процесса. Мы используем классификацию форм, которые предлагает
Т.В Кротова. Она выделяет следующие формы:
*информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-
информационные.
Основной задачей информационно - аналитических форм организации
общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты.
Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, « почтовые ящики»,
изучение социального портрета семей воспитанников.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым
формам относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады.
Родители с энтузиазмом принимают участие в мероприятиях. Активно
общаются, переживают и подбадривают друг друга. Необходимо отметить,
что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся
родителям, так, как именно взрослые естественным образом могут привлечь
ребёнка к игре и руководить её, следить за выполнением правил.
Родителям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой любой игре,
выбирается любой день. Когда родители смогут прийти в детский сад и
поиграть вместе с детьми.
Также родителям предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с
учётом особенностей детей. Она представляет собой описание игр, которые
можно поиграть во дворе, на детской площадке в детском саду среди детей
приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в
физкультурном уголке. Родители могут её брать домой, что бы подробней
ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы
способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж
знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приёмами
воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового
образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным
формам общения, как родительские собрания, групповые консультации,
целевые и спонтанные беседы .
Так же проводятся родительские гостиные - встречи родителей с гостями
ДОУ «Воспитание» родителей (школа молодой матери, групповые семинары,
практикумы); групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий,
диспутов, организация Дней открытых дверей, Дней счастливой семьи для
родителей; Дней здоровья.
Темы консультаций различны, но все соответствуют одной тематике
«Здоровый образ жизни».
Ещё один приём в работе с семьёй - привлечение родителей и детей к
изготовлению спортивных атрибутов своими раками. Родители вместе с
детьми принимают участие в работе « мастерских» по изготовлению
атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов ,
пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективно увидеть
деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей
осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания
родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты, газеты ( они
могут быть как групповые, или изданы творческой группой педагогов
детского сада),рисунки, информационные бюллетени.
Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных
запросов родителей – творческие домашние задания для родителей с детьми,
позволяют наладить доверительные отношения с ребёнком, и одновременно
поучаствовать в образовательном процессе.
Выпуск видио ролика – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, что бы
это был продукт коллективного творчества взрослых и детей. В процессе
изготовления видио, подбираются статьи, необходимые фотографии о
занятиях спортом, спортивных достижениях.
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи – форма
коллективной работы всех участников педагогического процесса. На первом
этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в
семье и предлагает родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная
семья».
Так же можно дать задания – отобрать фотографии, на которых дети с
родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним
небольшой рассказ или смонтировать фильм, сделать презентацию. Детям
предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных
увлечениях и достижениях своих близких. Организовать конкурс семейных
талантов при составлении семейных альбомов о спортивных увлечениях, о
досугах и т.д.
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре,
занятия спортом имеет личный характер людей, которое профессионально
этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области.
Встреча с такими людьми , живое общение с ними даёт возможность понять,
что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать
каждый человек. Стоит лишь приложить старание и упорство. На пример,
приглашаем на встречу воспитателя группы или спортсмена, физ.
инструктора, которые расскажут о своих спортивных увлечениях (катание на
велосипеде, коньках, лыжах) и спортивных достижениях. Данная встреча
позволяет по-другому взглянуть на руководителя и воспитателя. Дети
узнают, чем они занимаются в свободное время. Как проводят свой досуг.
Или медсестру, которая расскажет о правильном питании, о значении
витаминов для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или
вредных привычках.
Таким Образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей
зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни,
санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна,
даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не может
дать хороших результатов ,если она не решается с семьёй.
И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два
важных института социализации детей. Их воспитательные функции
различны. Но для всестороннего развития ребёнка необходимо их
взаимодействие в результате информация и практический опыт, полученный
родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению
детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка,
сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.