Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"


Автор: Шамсудинова Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ №2
Населённый пункт: п. Залари Иркутская область
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья

современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не

наносило

вреда

здоровью

школьников.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

включают

формирование,

укрепление

здоровья,

воспитание

у

детей

культуры

здоровья. Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности

учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии

реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно

важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через:

проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической

культуры; внеклассную работу; работу с родителями.

Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при

проведении

мероприятий

по

сохранению

здоровья,

где

закладываются

навыки

правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного

отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также

проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках

дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу

гимнастику для глаз.

Различные

тестовые

задания

с

выбором

ответа,

игровые

задания

на

развитие

фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на

уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных

заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший

эффект

дают

задания

на

расширение

кругозора

(задания

должны

быть

интересны учащимся), формирование положительного отношения учащихся по данному

предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для

учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший

эффект

дают

практические

задания,

поиск

дополнительных

материалов

по

темам,

осуществление проектной деятельности.

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации

урока в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной

физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3

физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха.

Длительность

физкультминуток

составляет

1-2

минуты

и

включает

комплекс

из

4-5

упражнений, каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких

несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети

выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало

детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и

разыгрывание

таких

стихотворений

способствует

развитию

памяти,

эмоций,

несёт

воспитательное значение.

Хомка

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт, шейку моет, щёчки трёт,

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - хочет хомка сильным стать.

Очень нравится детям игра «Надувная игрушка», способствующая мышечному

расслаблению. ( Дети изображают надувные игрушки, которые «надувают» воздухом, а

потом «прокалывают» их).

В качестве второй минутки отдыха иногда я использую «спокойную минутку»: закроем

глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно

отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.

На уроке письма и чтения необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые

упражнения:

зажмуриться, открыть глаза;

посмотреть за окно;

посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки

способностей

детей

на

кончиках

их

пальцев.

Очень

важно

сделать

руку

ребёнка

тренированной,

умелой.

Для

этого

используются

штриховки,

работа

с

пластилином,

верёвочками, пуговицами, семенами. Физминутка для пальчиков так же способствует

развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того,

снимает статическое напряжение, усталость.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнём, мнём.

Мы капусту солим, солим.

Пробуем..солёная (надо добавить капусты)

Чередовать физминутки нужно примерно так:

урок математики – физминутка с цифрами и счетом

чтение – упражнение с глазной гимнастикой

письмо – для снятия напряжения с кисти рук и пальцев (Кошечка, Стрекоза);

рисование – упражнения, поднимающие настроение и бодрящие (Крокодил, Веселая

зарядка или музыкальные физминутки).

Благодаря физминуткам можно разнообразить учебные будни и внести в них капельку

детства.

Обязательное

условие

эффективного

проведения

физкультминуток

положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным

сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика,

эмоциональная разгрузка, чередование позы тела с учетом видов деятельности. Умелое

сочетание

умственной

и

физической

нагрузки,

предупреждение

утомления

и

переутомления

важные

моменты

работы

учителя

начальных

классов.

Проведение

физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения

можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают

детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида

деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их

внимание

активизируется,

появляется

интерес

к

дальнейшему

усвоению

знаний.

Оздоровительные

физкультминутки

-

это

часть

системы

ис пол ь зо ва ния

здоровьесберегающих технологий в школе.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей

будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и

психическое

здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные

минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму

пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической

культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система

воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями,

воспитание

и

обучение

детей

нормам

здорового

образа

жизни,

пропаганда

правил

гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники.

Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного

возраста основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”,

Здоровый

образ

жизни”.

Интересно

проходят

совместные

праздники,

экскурсии.

Спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной

всесторонней

и

систематической

работы

по

формированию

здорового

образа

жизни.

Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

Работа

по

формированию

здорового

образа

жизни

даёт

хорошие

результаты:

проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью,

приносят

детям

чувство

удовлетворения,

радость.

После

занятий

учащиеся

наиболее

ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более

требовательными и заботливыми друг к другу.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном

процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и

социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно

проводить профилактику ассоциативного поведения, активнее приобщать родителей

школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение

сдоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей,

улучшению психологического климата в детском коллективе.



В раздел образования