Автор: Теплякова Любовь Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14" имени Героя России Дмитрия Шектаева
Населённый пункт: п. Калья, г. Североуральск, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование инновационных технологий, способствующих формированию функциональной грамотности у младших школьников»
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №14 имени Героя России Дмитрия Шектаева»,
п. Калья Североуральского городского округа
«Использование инновационных технологий, способствующих
формированию функциональной грамотности у младших школьников»
Теплякова Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
Научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить!
Жак Делор
Обновлённый
Федеральный
государственный
стандарт
третьего
поколения
поддерживает традиции начального обучения, но в то же время ориентируется на новые
цели образования. Многие подходы, описанные в стандарте, и раньше активно
использовала в педагогической практике, но его отличительной особенностью является
формирование функциональной грамотности. Учитель сегодня решает очень сложные
задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать
в новых условиях?». Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда
надо было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать,
рассказать, является включение самого ученика в учебную деятельность. Мне пришлось
переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как
обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь
учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать функциональную грамотность.
Главное направление в моей работе – деятельность ученика в сотрудничестве с
одноклассниками, педагогами и родителями. Обеспечить выполнение этих требований
возможно с помощью применения эффективных образовательных технологий. Обучать
деятельности – это значит:
делать учение мотивированным;
учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том
числе средства, её достижения;
помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки
В своей работе использую эффективные образовательные технологии
деятельностного типа:
•
проблемно-диалогическая технология;
•
адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и парах;
•
ИКТ-технология;
•
проектно-исследовательская деятельность;
•
игровые технологии;
•
здоровьесберегающие технологии
Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Если нет удивления, нет диалога. Проблемно-диалогическая технология успешно
заменила традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Изучив нормативные документы обновлённого стандарта, анализируя и обобщая
свой опыт работы, учитывая индивидуальные возрастные особенности обучающихся,
сделала вывод о необходимости развивать новые умения обучающихся, определяющие
качество образования и успешной социализации: организационные (умение организовать
свою деятельность), интеллектуальные (умение результативно мыслить и пользоваться
информацией), оценочные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей,
чувств и ценностей), коммуникативные (умение общаться и взаимодействовать с людьми).
Организую образовательный процесс на основе инновационных технологий:
проблемно-диалоговое, разноуровневое обучение, проектные, исследовательские методы
в обучении, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления,
информационно-коммуникационные технологии, технология использования в обучении
игровых методов. Ролевые, деловые, дидактические игры позволяют создать условия для
побуждения школьников к получению знаний, привития желания учиться.
Моя педагогическая установка проста: чтобы каждый день ученик уходил домой
хотя бы с маленькой, но победой. Всё, что я делаю, воспитывает личностные качества
(инициативность, самостоятельность, организованность). Я стараюсь приучить их думать,
мечтать, прививаю потребность трудиться, дружить, любить природу и всё живое.
Формировать способности к организации своей учебной деятельности начинаю с момента
поступления в школу. Организовать своё рабочее место первый и необходимый шаг в
привитии обучающимся аккуратности и внутренней готовности к предстоящей работе:
учу правильно отбирать необходимые к уроку принадлежности, располагать их на столе и
поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока. Дети должны знать, какие вещи
находятся на парте постоянно, а какие нужно менять в зависимости от следующего урока.
Провожу игровые упражнения, соревнования «Какой ряд лучше приготовился к уроку»,
поощряю детей.
Прежде всего, приучаю детей следить за временем и стараюсь научить беречь его.
С этой целью использую технологию «Тайм-менеджмент». Это ряд доступных и
интересных задач, которые устанавливают временную последовательность, определяют
продолжительность работы, учат планировать выполнение домашнего задания, соблюдать
режим дня, то есть осознанно воспринимать время и управлять им. Начиная с первого
класса, работаю над этой проблемой из урока в урок. При помощи сигнальных карточек,
где кружок зелёного цвета означает «Да» (согласен, справлюсь, выполнил), красный
сигнал - «Нет», узнаю мнение каждого одновременно. Для проверки техники чтения,
словарной работы и других заданий использую песочные часы на одну минуту. Чтобы
обучающиеся
научились
планировать
свои
действия,
разработала
памятки
самоподготовки по каждому предмету и приучаю пользоваться ими. С ними ученики
действуют по готовому образцу, соблюдая последовательность выполнения. Работая на
уроке в группе, дети самостоятельно распределяют обязанности и планируют работу.
Таким образом, они действуют по памятке-инструкции, данной учителем, и по
самостоятельному плану. Приучаю проверять выполнение работы, оценивать себя.
Ученики моего класса различаются по темпераменту, темпу работы, поэтому
превращаю уроки в совместную творческую мастерскую. Применяю исследовательские
методы, дискуссии, познавательные игры для понимания смысла изучения предлагаемого
материала. Использую взаимодействие учителя и ученика, а также обучающихся между
собой в форме учебного сотрудничества. Для освоения традиционно взрослых функций:
целеполагания, контроля, оценки результата от отношения «ребёнок-взрослый» перевожу
к отношению «ребёнок-ребёнок». Для формирования учебно-коммуникативных умений
организую общение в группе равных между собой сверстников, возможность видеть
позицию другого человека. Достоинствами этой технологии является то, что каждая
группа работает в своём темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации
взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя.
Собственные наблюдения показывают, что ученики умеют работать в команде,
договариваться, находить нестандартные решения. Они проявляют инициативу, мыслят
творчески. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела помогают
детям проявить свою самостоятельность.
Применяю технологию функциональной дифференциации. Группы работают над
заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираю детей с равными
учебными возможностями.
Все находятся в одинаковых условиях. Самостоятельно
проверяют работу по образцу. Такая форма работы позволяет им быть успешными.
Я считаю, что очень важно с ранних лет воспитывать у детей привычку заниматься
осознанно, целеустремлённо, преодолевать трудности. Отбираю приёмы, способствующие
более продуктивному усвоению знаний. Использую технологию критического мышления.
Например, начинаю урок с неожиданного задания, с чем они до этого не встречались.
Использую приём «инсерт», ученики самостоятельно выявляют знания и незнания.
Условные
значки
помогают
быть
более
внимательными,
превращают
учёбу
в
увлекательное путешествие, становятся помощниками в поиске, запоминании и усвоении
материала. Подбадриваю детей и выражаю уверенность, что они смогут задание
выполнить, надо только подумать. Начинаю с небольших текстов, дети используют две
графы «знаю» - «узнал новое», затем работа усложняется. «Инсерт» - приём
продуктивного чтения, который учит осмысленному чтению больших текстов и помогает
успешному обучению.
Для создания обучающимся комфортных условий, мотивации к обучению
применяю
технологии
«Кольцо
ускорения»
и
«Хед
старт»
(В.Н.
Зайцева).
Систематическое использование данных технологий позволяет достичь оптимального
чтения (120-150 слов в минуту);
развивает зрительную и ассоциативную память,
мышление, речь; повышает грамотность письма. В результате, развиваются общеучебные
умения и навыки, которые помогают учиться.
Для смыслового чтения применяю
различные приёмы работы над текстом. Чтобы вовлечь всех детей в работу, начинаю с
разминки: дети выбирают маску и один и тот же текст читают или говорят голосом своего
героя из сказки. Для многократного прочитывания предлагаю задания: прочитай шёпотом,
прочитай
громко,
порадуйся
предложению,
спроси
предложение.
Дети
любят
придумывать вопросы к тексту в виде игры «Аукцион», кто больше, придумает. Приём
«Мои аргументы». Ученики получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста,
чтобы отстоять свою точку зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная
работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объёма информации нужную и
полезную, приобретая социально-нравственный опыт.
Как говорил немецкий философ Кант «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Что
значит «уметь мыслить»? Человек рождается с разными задатками, в том числе и к
мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребёнку, которому помогли
научиться мыслить. Практика проведения необычных уроков показывает, что они
развивают стремление искать истину, учат самодисциплине, ответственности.
Считаю, что наиболее плодотворным для оценки самоорганизации является метод
проектов, который использую в своей практике. Обучающиеся самостоятельно пополняют
недостающие знания из различных источников информации, учатся пользоваться
приобретёнными
знаниями,
приобретают
коммуникативные
умения,
развивают
исследовательские умения. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузку с
младших школьников, помогают перевести ученика из пассивной позиции в активную.
Защита проектов органически вплетается в структуру урока. Мои ребята с удовольствием
составляли интерактивные стенгазеты «Готовимся к празднику», «В лесу родилась
ёлочка», «Путешествие в страну Безопасности». Индивидуально или группами подбирали
стихотворные отрывки, подходящие к теме. Проект «По дорогам добрых сказок» был
посвящён творчеству К.И. Чуковского. Уже на первом этапе, когда проводили опрос
учеников из других классов, многие первоклассники решили перечитать некоторые
произведения. А составляя «синквейн», учились анализировать черты характера и
поступки героев. Для записи сказки пришлось не раз перечитать строки. Когда дети
впервые услышали своё чтение в записи, многие поняли, что читают не так хорошо, как
им казалось. Но зато конечный продукт понравился всем. Каждый почувствовал себя
настоящим актёром. Кроме того, приучаются представлять свой труд широкой публике.
Результатом успеха проекта «Что за чудо эти пряники» стал открытый классный час в
рамках предметной недели по окружающему миру и первое место в городском конкурсе
«Я - исследователь».
Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников
мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на
всех этапах моих уроков, так как использую рациональную смену различных видов
деятельности обучающимися: устную и письменную, индивидуальную и коллективную,
применяю различные игровые приёмы. Физкультминутки провожу с музыкальным
сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими
восстановить оперативную работоспособность.
Применение данных технологий позволяет проводить самооценку на основе
критерия
успешности
в
учёбе.
Наблюдения
подтверждают,
что
для
успешного
продолжения
непрерывного
образования
ученик
должен
владеть
умениями
самоорганизации. Обучаясь в среднем звене, мои ученики подтверждают свои знания. Я
смогла зажечь в детях интерес к учёбе, желание участвовать в различных конкурсах,
олимпиадах. У большинства моих выпускников сформировано умение учиться. Они
умеют организовать место для занятий; соблюдать основные правила учебного труда;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль; сотрудничать с педагогом и
сверстниками.
В этом учебном году работаю по обновлённому стандарту, внедряю новую систему
учебных
заданий
и
учебных
ситуаций,
ориентированных
на
формирование
функциональной грамотности.
Систематическое
совершенствование
педагогического
мастерства,
использование
современных
педагогических
технологий,
формирующих
функциональную грамотность, является неотъемлемой частью моей работы