Напоминание

Теоретические предпосылки решения проблемы использования групповых методов работы на уроках английского языка как условия развития умения диалогической речи учащихся среднего этапа


Автор: Глухих Дарья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Богданович Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические предпосылки решения проблемы использования групповых методов работы на уроках английского языка как условия развития умения диалогической речи учащихся среднего этапа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Теоретические предпосылки решения проблемы использования

групповых методов работы на уроках английского языка как

условия развития умения диалогической речи учащихся

среднего этапа

Групповой метод обучения как объект изучения

Историческая справка использования группового метода в

образовании

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения

иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной

деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель

– группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и

т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает

групповая деятельность.

Существует традиция группового обучения в образовании. Тысячи лет

тому назад Талмуд утверждал, что для того, чтобы понимать Талмуд, один

должен учить другого. Сократ обучал студентов в малых группах, втягивая их

в диалог своим известным "искусством дискуссии". Еще в первом веке

Квентилиан утверждал, что учащиеся могут получать преимущества от

обучения друг друга. Римский философ Сенека, защищая групповое

обучение, сказал: "Когда ты преподаешь, ты учишься дважды". Ян Амос

Коменский верил, что ученики будут получать пользу как от того, что они

учатся, так и от рассказа того, чему они учат других учеников.

Последователями группового метода являются Д.Б.Эльконин, В.В.

Давыдов, И.А. Зимняя и другие педагоги и психологи.

Понятие группового метода обучения

Метод групповой работы - метод, направленный на создание, «выращивание»

сплоченных творческих групп, способных самостоятельно генерировать

новые идеи, содействовать личностному развитию участников группы,

решать конкретные проблемы. Применение метода групповой работы

приводит к приросту продуктивности группы (синергетический эффект);

достигается правильным подбором группы, адекватной моделью

коммуникации и точным определением задач.

Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной

работы, в ходе которой преподаватель ставит проблемы и дает задания

группам: единые или дифференцированные. Именно дифференцированная

групповая работа вносит новые элементы во фронтальную работу (работу

учителя со всеми учениками одновременно). Фронтальная постановка

проблемы и последующее расчленение темы и разделение между группами

задач создают новую ситуацию: все ученики узнают о роли каждой группы,

таким образом, устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у группы

отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед всеми.

Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Это не

обязательно отметка в баллах. Могут быть разные виды поощрения, оценки

деятельности всей группы. И еще один момент следует учитывать при

оценивании работы группы. Иногда совсем не обязательно, чтобы группы

соревновались друг с другом, так как они могут иметь разную "планку" и им

можно давать разное время для ее достижения.

Результатом процесса групповой работы может быть:

направление учебного процесса по пути его упрощения;

избавление от непрофессиональных и неподобающих действий;

постоянное усовершенствование навыков командной работы учащихся

Понимание учителем того, как применять пять выше перечисленных

основных элементов, помогает: структурировать любое занятие на основе

группового обучения;

адаптировать групповое обучение к специфическим обстоятельствам,

требованиям и учащимся; вторгаться в работу группы для ее

совершенствования, если в этом есть необходимость.

Выбор метода зависит от материальной базы учебного заведения (это аудио-

видео и другие технические средства в кабинете иностранного языка и т. п.).

При выборе метода необходимо учитывать географические и

демографические особенности местности, где находится учебное заведение,

особенности жизненного опыта учащихся. Необходимо также учитывать

психологические и физиологические особенности детей.

Методика применения группового метода обучения на уроках

английского языка

Групповая форма работы при обучении диалогической форме

общения

Психологические исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В.

Рубцова и других показали эффективность групповых форм организации

работы детей на уроке. Задача школы – научить детей совершать совместную

учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда

поучишь другого». Для этого требуется сформировать из ученика субъект

деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на

уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. В обычной школе

дети сидят рядом, а учатся врозь. Выражается это в авторитарности или

центризме обучения, который присущ традиционному методу. Результатом

такого обучения является непосредственный контакт «учитель - ученик».

Однако, учитель не в состоянии взаимодействовать с каждым учеником в

отдельности. Поэтому наиболее рациональным и педагогически

оправданным является общение с группами совместно работающих

учеников.

Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности

каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени

говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая

форма работы. Она способствует также формированию навыков и усилий

самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком.

Групповая форма работы используется при обучении школьников устной

речи и чтению. В классе созданы три - четыре постоянные группы, состав

которых меняется время от времени. В каждой группе имеется консультант из

числа хорошо успевающих учеников, который помогает своей группе.

Включение в каждую группу ребят с хорошими знаниями позволяет слабому

ученику получить помощь, которая может понадобиться ему при выполнении

поставленной задачи.

Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.

Работа группами практикуется и при выполнении домашних заданий. И здесь

консультант просто необходим.

В сочетании с другими формами работ групповая форма учебной

деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку:

совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас

школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает

боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в

себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников

самостоятельности.

Речевое взаимодействие на уроке английского языка.

Групповая форма работы

Очень важной проблемой является обучение школьников речевому

взаимодействию на уроке иностранного языка. Задача организовать общение

школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной

и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику

сформулировать свое высказывание и принять участие в общем разговоре.

Однако решить эту задачу на практике оказывается не просто.

Наблюдения показывают, что на уроке нередко произносятся заранее

заданные последовательности реплик, т. е. каждый ученик знает свою

“роль”. В подобной “инсценировке” отсутствует важное свойство

общения – ролевое взаимодействие его участников. Речевое

взаимодействие – это объединение, координация и взаимодополнение

усилий участников общения для определения, приближения и достижения

коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Речевое

взаимодействие является важным условием организации учебной работы

школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно

рационально использовать учебное время, активизировать

речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект

обучения. Оно позволяет также наиболее полно решать задачи

интенсивного обучения иностранным языкам. Речевое взаимодействие не

может быть представлено в виде готового и заранее заданного текста,

поскольку любой текст есть итог монологической, диалогической или

групповой речемыслительной деятельности. Один из аргументов в

защиту “текстового” общения заключается в том, что школьникам

необходимо вначале усвоить текст, после чего они смогут его

самостоятельно варьировать. Конечно, заманчиво сразу же после

тренировочных упражнений побуждать учащихся к неподготовленной

форме речи, к импровизации, чтобы они были абсолютно свободны в

выборе языковых средств при выражении своих собственных мыслей.

Но качество неподготовленной речи по всем характеристикам (темп,

точность в осуществлении замысла) зависит от того, предшествовала ли ей

стадия более жесткого управления деятельностью учащихся в виде

подготовленной речи, когда они разыгрывали роль на основе

предложенных им опор.

Однако, практика показывает, что “текстовое”, репродуктивное начало

учебной работы мало способствует дальнейшей речетворческой

деятельности учащихся и даже затрудняет ее, побуждая снова и снова

воспроизводить заученные последовательности фраз. В этом заключается

ограниченность репродуктивного обучения, при котором вместо

речемыслительной задачи учащимся предъявляется способ ее решения.

Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, нужны

такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое

речевое взаимодействие школьников на иностранном языке. Перейдем к

рассмотрению этих приемов, образующих 6 групп, каждая из которых

включает различные варианты, объединенные общим признаком.

Интервью. Общим признаком этой группы приемов оказывается задача

опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем,

чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по

классу, фиксируют ответы в записной книжке и т. д.Общие итоги такого

опроса записываются на доске и используются для дальнейшего

обсуждения. На продвинутых этапах обучения используются такие формы

интервью, как анкеты и тесты.

Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается

в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом

информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими

школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает

всю сумму знаний. Одной из форм такой игры является обмен

информацией об актуальных событиях, другая форма такого приема

организуется с помощью теста. Еще одной формой является “игра в

детектив”. Участники игры обменивались известной информацией, вносили

свои предложения и сообща принимали решение о совместных действиях в

сложившейся ситуации. Тот, кто вносил лучшее предложение, считался

победителем.

Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый

ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен

найти, задавая другим участникам вопросы. Одной из форм этого приема

является поиск “союзника в споре”, поиск “адресата”, поиск “подарков

ко дню рождения”. Иногда устанавливается лимит времени, в других

случаях предлагается не только найти свою пару, но и сделать это быстрее

других.

Групповые решения. Это прием имеет чаще всего форму популярной

телепередачи “Брэйн ринг”. Класс делится на несколько групп

школьников, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы,

принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы,

проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора. Координация

действий. Одна из форм реализации данного приема – это

организация между участниками общения “обмен предметами”.

Координация действий может осуществляться в форме обмена командами

или инструкциями.

Дискуссионная игра. По условиям дискуссионной игры участники

общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное

следующим способом: сообщением дополнительной информации,

вопросом, ответом, возражением.

Несомненно, что в условиях реализации перечисленных выше приемов

активизируется мыслительная деятельность всех участников учебной

работы, повышается мотивация говорения и общий “тонус” урока,

обеспечивается более полное достижение практического,

образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели

обучения иностранным языкам. Опыт речевого взаимодействия

школьников позволяет им перейти к более сложным формам

речевого и дискуссионного общения.

Одним из компонентов интенсивной технологии обучения является

оптимальная организация коллективного взаимодействия учащихся.

Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности

каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение

времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет

групповая форма работы.

Общение всегда предполагает партнера/ партнеров, поэтому решение

коммуникативных заданий происходит в контактах учащихся друг с

другом. Почти все формы коллективного взаимодействия, которые

используются коллективными методами, могут быть применены в школьных

условиях. Это, во-первых, работа в парах с постоянными или меняющимися

собеседниками, малые группы (2,3,4 учащихся) и команды, когда вся группа

делится на 2 части. Популярной формой является также работа одного

учащегося с группой, при этом нужно целесообразно организовать

пространство для общения и четко управлять взаимодействием групп.

Например, объединяясь в малые группы, учащиеся садятся рядом со

своими собеседниками, они много работают стоя, а также в движении.

Работа в малых группах отличается от парной работы не только

количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно один из

собеседников выполняет роль объективного свидетеля, его назначение-

вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах

в качестве действующих лиц принимают участие репортеры,

корреспонденты, социологи.

Деление класса на команды рассчитано на выполнение

коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований и викторин.

Соревновательные коллективные формы давно пользуются популярностью,

но интенсивные методы расставили в них иные акценты: не только и не

столько языковой материал, а прежде всего задачи общения являются их

предметом.

Итак, достижение интенсивных методов в области развития адекватных форм

коллективного взаимодействия должны как можно скорее стать

достоянием школьной методики, чтобы влить в нее живительные силы,

поднять ее авторитет и результативность.

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка

говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог.

Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности,

сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью

результатов.

Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом

использовании метода групповой работы для развития и формирования

умения говорения и совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Выводы:

1.Метод групповой работы - метод, направленный на создание,

«выращивание» сплоченных творческих групп, способных самостоятельно

генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию участников

группы, решать конкретные проблемы. Применение метода групповой

достигается правильным подбором группы, адекватной моделью

коммуникации и точным определением задач.

2.Организация групповой работы строится следующим образом:

фронтальная работа - групповая форма работы.

4.Групповая форма работы используется при обучении школьников устно-

речевому общению. В каждой группе имеется консультант из числа хорошо

успевающих учеников, который помогает своей группе. Включение в каждую

группу ребят с хорошими знаниями позволяет слабому ученику получить

помощь, которая может понадобиться ему при выполнении поставленной

задачи.

5.Групповой метод способствует совершенствованию умений и навыков,

увеличивая время общения на уроке.

6.Для организации речевого взаимодействия учащихся нужны

методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое

взаимодействие школьников на иностранном языке:

Интервью

Банк информации

“Игра в детектив”

Поиск пары

Групповые решения

Дискуссионная игра

7. Перечисленные выше приемы активизируют мыслительную деятельность

всех участников учебной работы, повышают мотивацию говорения и общий

“тонус” урока, обеспечивая более полное достижение практического,

образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели

обучения иностранным языкам. Опыт речевого взаимодействия

школьников позволяет им перейти к более сложным формам речевого и

дискуссионного общения.

8. Одним из условий развития умений диалогической

речи учащихся

считается использование групповых методов работы на уроках

английского

языка.



В раздел образования