Автор: Сергей Иванович Шогин
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №56 УИМ" города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Физика в 7- 8 классах и ГИА в старших классах.
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ «СОШ №56 УИМ» города Магнитогорска
Физика в 7- 8 классах и ГИА в старших классах.
Выполнил: учитель физики
первой квалификационной
категории
МОУ «СОШ №56 УИМ»
г. Магнитогорска
Шогин Сергей Иванович
Магнитогорск
2023 год
«Физика»
—
системообразующий
учебный
предмет
В настоящее время перед системой школьного
образования и с нами в том числе, ставятся и
социально-личностные цели, которые формулируются
в
виде
требований
к
результатам
обучения:
личностные, предметные и метапредметные.
В начальной школе изучение элементов физики
является частью учебного предмета «Окружающий
мир». В 7–8 классах изучается систематический курс
физики. В средней школе предполагается уровневый
подход к изучению физики.
В
основе
изучения
предмета
«Физика»
в
общеобразовательной
школе
лежит
формирование
естественно-научной грамотности, т. е. способности
занимать
активную
гражданскую
позицию
по
общественно
значимым
вопросам,
связанным
с
естественными науками, интересоваться естественно-
научными
идеями
и
стремиться
участвовать
в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся
к естественным наукам и технологиям. Активное
социально-экономическое развитие общества требует
формирования инновационной экономики, основанной
на передовых знаниях. Главным фактором успешности
инновационного
развития
Российской
федерации
становится
специалист,
способный
творчески
применять полученные знания и сформированные в
ходе обучения навыки, а также участвовать в процессе
разработки
и
использования
новых
знаний
и
технологий. Физика в современной российской школе
является одной из важнейших учебных дисциплин.
Проблемы
развития
школьного
физического
образования могут
быть
объединены
в основные
группы:
1.
При обучении физике в 7-8 классах надо
показывать опыты, научить выполнять обучающихся
лабораторные и практические работы, а для этого
приобретать
демонстрационное,
лабораторное,
мультимедийное
оборудование,
устанавливать
компьютеры, которые бы
внесли много нового и
интересного в образование в целом и в изучение физики
в
частности
с
использованием
интернета.
Дали
возможность
использовать
программы
с
анимационными
физическими
моделями,
компьютерные
видеофильмы,
автоматизированные
лабораторные установки, значительно облегчающие
преподавание физики. Они позволяют почувствовать
физику через реальные методы познания.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
регулирует
не
только
содержание образования и планируемые результаты
обучения, но и устанавливает определенные требования
к информационно-образовательной среде, составной
частью которой является материально-техническое и
информационное обеспечение наших уроков. Очевидно,
что существует прямая зависимость между тем, в каких
условиях
происходит
освоение
содержания
образовательных программ, и теми образовательными
результатами, которые могут быть получены в этих
условиях.
3.
Важнейшей
проблемой
физического
образования на современном этапе развития школы
является повышение его значимости в 7-8 классах,
признание физики как важного учебного предмета.
Нужно понять, как сделать для всех учащихся основной
школы изучение физики доступным и интересным.
4.
Низкая учебная мотивация обучающихся
7-8 классов связана с недооценкой ими значимости
школьного
физического
образования,
перегруженностью образовательных программ общего
образования, а также оценочных и учебно-методических
материалов с устаревшим содержанием, с отсутствием
учебных
программ,
отвечающих
потребностям
обучающихся
и
действительному
уровню
их
подготовки. Низкая мотивация особо проявляется при
решении задач. Проблема, с которой сталкивается
традиционная
методика
решения
учебной
задачи,
заключается в том, что ни содержание стандартных
школьных задач, ни процесс их решения обычно не
вызывают
у
учащихся
познавательного
интереса.
Основными
стимулами
к
работе
над
задачами
оказываются внешние факторы — требовательность
учителя и угроза наказания неудовлетворительной
оценкой. Внутренние же побудительные мотивы, как
правило, отсутствуют.
5.
Еще
одна
проблема
—
явная
недостаточность метапредметных связей в 7-8 классах.
В школьном курсе физики традиционно изучаются
такие разделы, как механика, молекулярная физика,
электродинамика,
квантовая
физика,
сведения
из
которых
адаптированы
к
познавательным
возможностям обучающихся. При этом каждый из
разделов
использует
преимущественно
«свой»
понятийный аппарат, а качественное рассмотрение
многих физических явлений ограничивает возможности
их повторения. В результате та глубокая внутренняя
связь между объектами и процессами материального
мира, которая существует в природе, оказывается
неочевидной для учащихся 7-8 классов и ускользает от
их внимания.
Как показывает практика работа с учащимися 7–8 классов
даёт предпосылки к осознанной подготовке учащихся к
ГИМ. Эта осознанность может появиться и развиваться на
всех этапах изучения физики – как науки. При решении
задач по физике у школьников в 7-8 классах в первую
очередь
выявляются
пробелы
в
математическом
образовании.
Эти
трудности
вызваны
несколькими
причинами: либо требуемый для решения задачи материал
в курсе математики еще не изучался, либо недостаточно
был отработан на уроках математики, либо учащиеся
просто не могут применить его к физике. По сути, это
проблема метапредметных связей «физика — математика».
Для удобства преподавания физики 7-8 классах и решения
этой
глобальной
проблемы
предлагаем
отобранный
материал по математике.
№
п/п
Учебный материал по физике
Математическая база
1
Единицы
измерения
физических
величин. Международная система
Метрическая система мер.
единиц (СИ).
2
Измерение
длины,
площади.
Единицы длины, площади.
Прямоугольник.
Квадрат.
Площадь прямоугольника.
3
Измерение
объема.
Единицы
объема.
Прямоугольный
параллелепипед.
Куб.
Объем
прямоугольного
параллелепипеда.
Единицы
объема.
4
Графики
пути
и
скорости
при
равномерном
прямолинейном
движении.
Графики прямой и обратной
зависимости.
Графики
линейной зависимости.
5
Простые
механизмы.
Рычаг.
Условие равновесия рычага. Блоки.
Условие равновесия блока.
Пропорция.
6
Коэффициент полезного действия.
Нахождение
процентного
отношения двух чисел.
7
Параллельное
соединение
проводников.
Сложение и вычитание дробей с
разными знаменателями.
8
Построение
изображений
в
плоском зеркале и тонкой линзе.
Признаки
равенства
прямоугольных треугольников и
их свойства.
9
Путь, перемещение и координата Площадь трапеции.
при прямолинейном движении с
постоянным ускорением.
Квадратные уравнения.
Квадратичная функция.
10
Сложение и разложение сил.
Соотношение между сторонами
и
углами
в
прямоугольном
треугольнике.
Современное содержание предметов естественно-
математического цикла (биологии, физики, химии) в 7-8
классах
будет
обеспечивать
преемственное
формирование физических понятий, если на уроках по
этим предметам будет уделяться большое внимание
тесно соприкасающимся вопросам.
Взаимосвязь с химией реализуется
на уроке
«Строение вещества”, “Строение атома”.
Ученики
получают первые знания о зависимости свойств элементов
от их порядкового номера, знакомятся с
Периодической
системой Д. И. Менделеева. На уроке «Проводимость
электрического
тока»
используются
понятие
о
принадлежности
к
группе
элементов
Периодической
системы
для
объяснения
разной
теплопроводности
различных материалов. Уроки “Атмосферное давление”,
«Кристаллы
и
кристаллическая
решетка»,
«Строение
атома»,
«Опыт
Резерфорда»,
«Сгорание
топлива»,
«Химическое
действие света,
фотография» связывают
физические и химические знания.
Взаимосвязь физики в 7-8 классах с географией и
экологией
реализуется
на
уроках:
«Атмосферное
давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их
значения»,
«Пути
решения
экологических
проблем»,
«Работа
с
географической
картой
при
определении
давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый
экран нашей планеты», во внеклассной работе
Взаимосвязь физики в 7-8 классах с биологией
реализуется
при изучении диффузии, на этом уроке
приводятся
примеры из ботаники. При прохождении
звуковых и световых явлений – материал из зоологии и
анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом
восприятии, особенностях зрения рыб и человека).
Анализ опыта осуществления внеклассной работы на
основе метапредметных связей позволяет выделить ряд
условий, обеспечивающих эффективность в организации
такой работы:
1)
выдвижение
комплексной
проблемы,
позволяющей
группировать знания учащихся 7-8 классов из разных
предметов вокруг одного объекта познания;
2) включение воспитательных задач, вопросов
практической деятельности учащихся 7-8 классов во
внеклассные мероприятия метапредметного содержания;
3)
опора
на
уже
имеющиеся
устойчивые
интересы
учащихся 7-8 классов и умение найти такую совместную
работу для учеников 7-8 классов с разными интересами,
которая вызвала бы потребность в изучении общей для них
области знаний;
4) закрепление, расширение и углубление объема знаний,
полученных на уроках в 7-8 классах, использование
научно-популярной литературы по предметам, тесная связь
учебной и внеклассной работы.
Все эти условия реализуются при проведении недели
физики. Недели физики в нашей школе проходят по
различным темам: «Физика и космонавтика», «Физика в
твоей профессии», «Связь физики с другими предметами»,
«Физики – лирики» и др. Во время недели учащиеся 9-11
классов готовят презентации по предложенным темам и мы
их показываем в младших классах.
Опыт показывает, что большой интерес у учащихся 7-8
классов вызывают мероприятия, темы которых охватывают
широкий круг вопросов, связанных с изучением двух и
нескольких школьных предметов. Цель такого мероприятия
в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания,
полученные учащимися 7-8 классов на уроках физики и
применить
в
другой
области,
раздвинуть
границы
учебников, пробудить желание как можно глубже понимать
факты. Исходя из этого, проводятся историко-физические
викторины «Физики и исторические факты», «Вклад
ученых - физиков в дело Победы над фашизмом», биолого-
физические викторины "Медицина и физика",
"Глаз и
зрение".
На
своих
уроках
часто
используем
стихи,
призываем к беседе физиков и лириков. Обучающиеся
приходят к выводу: как точно подметил поэт какое-то
физическое
явление.
Физический
вопрос,
заданный
поэтическим
отрывком
почти
всегда
побуждает
к
мышлению, это очень важно!
Связи между предметами школьного курса должны
расширяться и углубляться в курсе основной и полной
средней школы.
В начале учебного года мы проводим анализ
результатов
ГИА,
что
помогает
увидеть
преемственность уровней требований к выпускникам
основной и средней школы. Наша задача не только
подготовить учащихся к итоговой аттестации и другим
проверочным процедурам, а организовать освоение в
полной мере той образовательной программы, которая
реализуется в нашей школе, и на каждом этапе ее
освоения
каждым
ребёнком,
проводить
оценку
объективно, принимая соответствующие меры, которые
будут обеспечивать постепенное достижение высоких
результатов у каждого обучающегося.
В целом стабильность результатов ОГЭ и ЕГЭ
достигается
благодаря
целенаправленной
систематической
работе
всех
образовательных
организаций, реализующих программы повышения
квалификации для учителей физики, методических
служб разного уровня по подготовке к ГИА, а также
высокому
профессиональному
уровню
учителей
физики в 7-8 классах.
Вместе с тем существует тенденция снижения
количества обучающихся, выбирающих в качестве
предмета по выбору ОГЭ и ЕГЭ предмет «Физика».
Это связано с возможностью самостоятельного выбора
данного экзамена при поступлении в организации
среднего и высшего образования.
Как дополнение к ранее изложенному для коллег
можно предложить:
1.
Для прививания интереса к физике необходимо
проводить работу по следующим направлениям:
-
участие школьников в каникулярное время в
летних и зимних школах по физике и астрономии на
базе вузов;
-
организация кружковой работы и
проектного творчества;
-
стимулирование
олимпиадного
движения.
2.
При обучении решению задач необходимо:
-
обратить
особое
внимание
школьников
на
внимательное чтение условия задачи, показывая, как
каждое
слово
из
условия
задачи
важно
для
ее
правильного решения;
-
при
подготовке
к
решению
задач
части
2
обратить внимание на понимание физического смысла,
показать, что при понимании физического смысла
необходимые для решения задачи законы и уравнения
записываются
очень
просто.
Большинство
задач
обсуждаются в различных учебных пособиях, однако их
объяснение там не может быть очень подробным.
-
обратить
внимание
на
необходимость
добавления в решение задачи рассуждений:
-
стараться
максимально
использовать
демонстрацию
физических
опытов
для
понимания
преподаваемых тем. Во многих случаях изучаемый
материал
не
может
быть
доказан,
школьники
вынуждены верить преподавателю. Экспериментальное
подтверждение изучаемых явлений может существенно
повысить уровень их понимания школьниками. Показ
опытов можно организовывать на базе вузов или
использовать видеоматериалы.
Особенно
важно
это
для
успешного
решения
качественных задач.
3.
Проводить
предусмотренные
программой
лабораторные
и
практические
работы.
При
их
проведении
обращать
внимание
на
формирование
следующих
умений:
построение
графиков
и
определение по ним значения физических величин,
запись результатов измерений и вычислений с учетом
элементарных погрешностей измерений.
4.Проводить в классе демонстрационные
эксперименты, в том числе с помощью компьютерных
моделей, на основании которых строится
объяснение
теоретического материала в учебнике.
5. Уделять достаточное внимание устным ответам и
решению качественных задач, добиваться полного
правильного ответа, включающего последовательное
логическое обоснование с указанием изученных
закономерностей.
6. Перестроиться с системы «изучения основных типов
задач по данному разделу» на обучение общенаучному
умению решать задачи. В этом случае учащиеся будут
приучаться не выбирать тот или иной известный
алгоритм решения, а анализировать описанные в
задаче явления и процессы и строить физическую
модель, подходящую для данного случая. Такой подход
несоизмеримо более ценен не только для обучения
решению задач, но в рамках развития
интеллектуальных умений обучающихся.
7. Развивать навыки смыслового чтения, обучать
внимательно и осмысленно читать тексты заданий,
развивать читательскую грамотность, в том числе
привлекая к совместной работе учителей других
предметов.
8. Проанализировать количественные и качественные
результаты ВПР, выявить проблемные зоны как класса
в целом, так и отдельных учащихся.
9.Скорректировать содержание текущего тестирования
и контрольных работ с целью мониторинга
результативности работы по устранению пробелов в
знаниях и умениях.
10. Проработать материал, который вызывает
затруднения у многих выпускников
Рассмотрим
примеры
изменений
в
тематическом
планировании
по
физике,
предусматривающие
отработку основных видов деятельности учащихся при
изучении разделов или тем.
7 класс
Тематиче
ский
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне учебных
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира (6 ч)
Физика
— наука
о природе
(2 ч)
Физика — наука о при-
роде. Явления природы.
Физические явления:
механические, тепловые,
электрические, магнитные,
световые, звуковые
Выявление
различий
между
физическими
и
химическими
превращениями (МС — химия).
Распознавание
и
классификация
физических явлений: механических,
тепловых, электрических, магнитных
и световых.
Наблюдение и описание физических
Физическ
ие
величин
ы (2 ч)
Физические величины.
Измерение физических
вели- чин. Физические
приборы. Погрешность
измерений.
Международная система
единиц
Измерение линейных размеров тел и
промежутков
времени
с
учётом
погрешностей.
Измерение
объёма
жидкости
и
твёрдого тела.
Измерение температуры при помощи
жидкостного термометра и датчика
температуры.
ественно-
научный
метод
познания
(2 ч)
Как физика и другие
естественные науки
изучают природу.
Естественно- научный
метод познания:
наблюдение, постановка
научного вопроса,
выдвижение гипотез,
эксперимент по проверке
гипотез, объяснение
наблюдаемого явления.
Описание физических
явлений с помощью
моделей
Выдвижение гипотез, объясняющих
простые явления, например: почему
останавливается
движущееся
по
горизонтальной
поверхности
тело;
почему в жаркую по- году в светлой
одежде прохладней, чем в тёмной.
Предложение
способов
проверки
гипотез.
Проведение
исследования
по
проверке
какой-либо
гипотезы,
например: дальность полёта шарика,
пущенного
горизонтально,
тем
больше, чем больше высота пуска.
Построение
простейших
моделей
физических явлений.
8 класс
Тематиче
ский
блок,
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне учебных
действий)
Раздел 6. Тепловые явления (28 ч)
Строение
и
свойства
вещества
Основные положения
молекулярно-кинетической
теории строения вещества.
Наблюдение и интерпретация опытов,
свидетельствующих об атомно-
молекулярном строении вещества:
опыты с растворением различных
Масса и размеры атомов и
молекул. Опыты,
подтверждающие
основные положения
молекулярно-
кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого
и газообразного состояний
вещества.
Решение
задач
по
оцениванию
количества атомов или молекул в
единице объёма вещества.
Анализ текста древних атомистов
(например,
фрагмента
поэмы
Лукреция «О природе вещей») с
изложением
обоснований
атомной
гипотезы
(смысловое
чтение).
Оценка
убедительности
этих
Потенциальная энергия
тела, поднятого над
поверхностью земли.
Потенциальная энергия
сжатой пружины.
Кинетическая энергия.
Теорема о кинетической
энергии.
Закон сохранения
механической энергии
Применение
закона
сохранения
импульса для расчёта результатов
взаимодействия тел (на примерах
неупругого
взаимодействия,
упругого
центрального
взаимодействия
двух
одинаковых
тел, одно из которых неподвижно).
Решение
задач
с
использованием
закона
со-
хранения
импульса.
Определение работы силы упругости
при подъёме груза с использованием
неподвижного и подвижного блоков.
Измерение мощности.
Измерение потенциальной энергии
упруго деформированной пружины.
Измерение
кинетической
энергии
тела по длине тормозного пути.
Экспериментальное
сравнение
изменения
потенциальной
и
кинетической
энергий
тела
при
движении по наклонной плоскости.
Экспериментальная проверка закона
сохранения
механической
энергии
при свободном падении.
Применение
закона
сохранения
механической энергии для расчёта
потенциальной
и
кинетической
энергий тела.
Решение
задач
с
использованием
Всё
рассмотренное
ранее
даёт
возможность
предположить,
что
реальные
способы
заметного
улучшения результатов ОГЭ и ЕГЭ, которые являются
вероятнее всего следствием онлайн-обучения в 2020-
2021 учебном году. В 8 и 10 классах изучаются
следующие разделы физики: механика (кинематика,
динамика, статика, законы сохранения), молекулярно-
кинетическая
теория,
основы
электродинамики.
Именно на проверку знаний этих разделов направлено
большинство задач ОГЭ и ЕГЭ. Темы «Колебания»,
«Волны»,
«Оптика»,
изучаемые
8
и
10
классах
выпускники 2021 года, т.е. многие базовые темы, не
усвоили, что и привело к снижению результатов ОГЭ и
ЕГЭ. Вероятно, это также сказалось на уменьшении
высокобалльных и стобалльных работ. Есть реальная
актуальная
возможность
решения
этих
серьёзных
проблем повышения уровня знаний и баллов ОГЭ и
ЕГЭ – это персональная мотивация обучающихся 7-8
классов
на
изучение
физики.
Только
мотивация
школьников 7-8 классов
в рамках ограниченного
количества часов на изучение физики, может привести
к повышению уровня знаний, а следовательно и
возможности высокого уровня подготовки к ГИА
будущего широко образованного специалиста.