Напоминание

"Дидактические игры в обучении математике младших школьников"


Автор: Рехтина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Углегорска
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры в обучении математике младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические игры в обучении математике младших школьников

Основная особенность дидактических игр определена их названием:

это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и

обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное

значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через

игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к

«рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой

деятельности, которую они подготавливают.

В играх используется присущая каждому ребенку способность к

воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением,

даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Интересная дидактическая игра повышает умственную активность

ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не

значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике,

пользоваться ими в разных условиях.

Во время дидактической игры дети, как правило, очень внимательны,

сосредоточены и дисциплинированы.

В настоящее время в научной литературе выделяют учебные

дидактические

игры:

академические,

обучающие,

образовательные,

воспитательные и педагогические.

Методика разработки и проведения дидактических игр состоит из

этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа

результатов игры.

На

первом

этапе

рассматриваются

организационные

вопросы:

распределение ролей, формирование игровых групп.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме,

заслушивается сообщение, выбирается наиболее удачное решение.

Согласно ФГОС развитие ребенка считается одной из приоритетных

задач школьного образования. Универсальные действия обеспечивают

социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и

вступать в диалог.

В первую очередь

это

касается формирования

универсальных

учебных действий (УУД).

Математика в начальной школе выступает как основа развития

познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-

символические, планирование.

Таким образом, при изучении математики через дидактические игры

формируются следующие УУД:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения

математических

характеристик,

устанавливать

количественные

и

пространственные отношения объектов окружающего мира;

- умение

строить алгоритм

поиска

необходимой информации,

определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков

(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения

учебной задачи.

Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как

верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для

общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для

формирования коммуникативных УУД.

Структура дидактической игры

основана на взаимосвязи пяти

основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых

действий, правил игры, результата (подведения итогов).

Дидактическая задача

формулируется педагогом и отражает цель

обучения.

Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и

правильно

называть

цвета

(«Салют»,

«Цветные

коврики»)

или

геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой

посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»),

формировать

умение

сравнивать

предметы

по

внешним

признакам,

расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки),

развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку»,

«Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в

соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий,

которые выполняют дети.

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней

заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия,

добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет

знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей

задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться

результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый

играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и

предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с

тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку

предметы в окружающей обстановке.

Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности.

Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра.

Правила дидактической игры

обусловлены не только необходимостью

управлять игровой деятельностью (как в обычных играх), но и дидактической

задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка.

Подведение

итогов

происходит

в

конце

игры

и

является

её

обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество

набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание,

и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого

ребёнка, успехи отстающих детей.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться

следующих положений:

1.

Правила

игры

должны

быть

простыми,

точно

сформулированными,

а

математическое

содержание

предлагаемого

материала доступно пониманию школьников. В противном случае игра не

вызовет интереса и будет проводиться формально.

2.

Игра

должна

давать

достаточно

пищи

для

мыслительной

деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению

педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и

внимание.

3.

Дидактический материал, используемый во время игры, должен

быть удобен в использовании.

4.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд,

должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего

коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов должен быть

открытым, ясным и справедливым.

5.

Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6.

Лёгкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке

проводится несколько игр.

7.

Игровой характер при проведении уроков по математике должен

иметь определённую меру.

8.

В процессе игры учащиеся должны математически грамотно

проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой,

краткой.

9.

При применении дидактических игр очень важно следить за

сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или

угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру

детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее

значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное -

эмоциональное начало.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной

интересной

для

них

деятельности

-

отличительная

особенность

дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения,

приобретаемые

играющими,

являются

для

них

побочным

продуктом

деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача

(как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и

младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для

детей старшего дошкольного возраста).

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из

них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое

правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило или

и то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делится на

сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные

элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта

сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена

явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включенная в

них умственная задача представляют, дидактические игры делятся, по числу

участников в игре: коллективные, групповые и индивидуальные.

Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и

словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь,

подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и

игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода)

К дидактическим играм с использованием средств наглядности

можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-

считалок

с

применением

соответствующих

игрушек

(«Три

медведя»

Л.Н.Толстого, «Считалочки» А. Барто). В основе словесных игр лежит

накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в

систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и

повторения учебного материала. Например, в играх «Наоборот», «Забей гол в

числовые ворота» дети должны воспроизвести полученные ранее знания,

вспомнить изученные правила, вычислительные приемы. К словесным играм

относятся

также

игры-загадки

(без

картинок),

игры

на

составление

высказываний, на дополнение их. По характеру познавательной деятельности

игры можно отнести к следующим группам: Игры, требующие от детей

исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют

действия по образцу (например, игра «Составим узор»).

Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на

формирование

навыков

сложения

и

вычитания

в

пределах

10.

(«Математическая рыбалка», «Лучший космонавт».) Игры, с помощью

которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с

ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление

круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры,

развивающие навыки контроля и самоконтроля («Арифметический бег»)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. ( «Угадай загадки

Буратино»,

«Определи

курс

движения

корабля»).

Так

же,

среди

дидактических

игр

различаются

игры

с

условной

ситуацией;

игры,

построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия

их, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической

игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями,

которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть

внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои

знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой,

непринужденной форме.



В раздел образования