Напоминание

Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих


Автор: Ганжа Наталия Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Населённый пункт: село Александровское
Наименование материала: Урок русского языка 4 класс
Тема: Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык, 4 класс

Тема: Вспоминаем правила: мягкий знак на конце имён существительных после

шипящих.

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён

существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи:

Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после

шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

• Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью

учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в

устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять

анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

ответы на вопросы; работать по алгоритму

Личностные:

- умение адекватно оценивать свою работу;

- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация;учебник русского языка

В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год; электронное

приложение к учебнику,рабочая тетрадь,карточки для парной, групповой и

самостоятельной работы.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве,технология проблемно-

диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Ход урока:

- Добрый день.

Наш урок, я хочу начать с истории оного мальчика, вашего ровесника.

Ролик 1 П/С

- какое слово стало причиной непонимания одноклассников и разочарования

Саввы?

-запишите его в той форме, в которой употребил его Савва

ТУШЬ

Назовите последнюю букву в слове – Ь , Что вы знаете о ней?

Назовите последний звук в данном слове (ш). Дайте его характеристику.

Тогда, буду ли я права, если буду утверждать, что Ь в данном слове показывает мягкость

предыдущего согласного.

Значит, тогда он выполняет роль разделительного знака?

Вот и учебная проблема, которую нам необходимо решить.

А на Ваш взгляд, какую роль будет играть Ь в данном слове? На что он будет указывать?

- Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

-поставьте учебные задачи:

Узнаем № 3 основная часть

Мы равноправные участники урока, и моей задачей станет еще и убедить вас, что

быть образованным это важно, особенно пень важно соблюдать правила русского

языка при общении в чатах.

Прослушайте эксперта. И найдите ответ на поставленный вопрос.

Основная часть №1

- ВЫВОД

На что указывает Ь? (НА РОД)

Какого алгоритма мы должны придерживаться, чтобы быть успешными при

решении орфографических задач?

Заполнение алгоритма на листе.

_ выполним тренировочные упражнения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ №3

- Прочитайте слова, определите, к какой части речи они относятся?

Пользуясь алгоритмом, выпишите, те существительные на конце которых требуется

написать Ь.

- Индивидуальная проверка. На сайте.

Молодцы.

Итак, обратите внимание!!!!!

Чтобы знать , как писать

Надо род определять.

Если женский род, то надо мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова, нету знака никакого!

Тренировочные упражнения №2

Переходим на более высокий уровень.

В лодке открылась течь. Вода перестала течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребёнка.

- прочтите пары предложений. Найдите слова, которые одинаково произносятся.

Выделите в паре то слово, которое является именем существительным.

- сравните написание слов в паре.

- почему во второй паре написание слов разное?

-Так для чего необходимо определять часть речи?

Мне бы хотелось показать вам работу одного четвероклассника.

Ноч. Кругом удивительная тиш. Мы возвращались с рыбалки по безлюдной улице. В

ведёрке у него щука, лещь и ёрш, а у меня одна мелоч. Мой товарищь испугался темноты

и побежал домой.

Оранжевый

Сделайте вывод об уровне успешности. Предлагаю быть экспертами.

Проверьте работу. Исправив ошибки.

Сколько ошибок нашли?

Назвали, выделили. Есть ли еще слова,на изучаемую орфограмму?

_ Убираю пишем по памяти. Взаимопроверка.

Перед вами текст.

- читает ученик.

Какую рыбу поймал брат? Найдите ответ в тексте и выпишите это предложение.

- индивидуальный опрос.

Выделите главные и второстепенные члены предложения.

Вам предстоит последовательно выполнить задания и сделать вывод.

Ночная рыбалка.

Поздний вечер. Старший брат ведёт меня на ночную рыбалку. Мы проходим

через рож…. В роще слышится плач... Это подал голос сонный сыч... Вот и река. Мы

сделали шалаш и сложили вещи. Надвигалась ноч...

Рыбалка началас…. Кругом стояла тиш... Только камыш… и ночная вода

шепчут друг другу нежные слова.

Скоро мне попался ёрш…. У брата на крючке б…ёт хвостом лещ…. Хороший

улов! (По С. Аксакову) (62 слова)

Думаю, что тренировки достаточно. Пришл апора для самостоятельной работы.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подчеркните слова, на орфограмму «Правописание ь после шипящих на конце

существительных».

3. Закончи предложение.

В данном тексте встретилось ____ слов с правописанием ь после шипящих на конце

существительных.

Из

них

в

___

словах

написан

ь,

потому

что

___________________________________________.

Проверка по образцу.

- рефлексия.

Д.З. 1. Повторить правило правописания Ь после шипящих на конце существительных.

- Оценить свои силы и выбрать соответствующее домашнее задание.

- подобрать подходящие по смыслу существительные с шипящим на конце. И составить

текст, используя данные словосочетания.

- решить кроссворд. Записать словосочетания, используя ответы. Выделить орфограмму.

- списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Этапы урока отражены в приложении.



В раздел образования