Автор: Громова Анна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: городской округ Королёв, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение младших школьников на уроках речи и альтернативной коммуникации"
Раздел: начальное образование
«Обучение младших школьников на уроках речи и
альтернативной коммуникации»
Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации,
дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не
способным общаться с помощью речи. Обусловлена тем, что в настоящее
время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при
которых
речь
либо
отсутствует,
либо
представлена
отдельными
вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей
затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и
взрослого.
Целью обучения является формирование коммуникативных и речевых
навыков
с
использованием
средств
вербальной
и
альтернативной
коммуникации. Смыслом обучения общению является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого
организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную
предметную и социальную среду.
Задачей педагога при выборе средств коммуникации является анализ
имеющихся у ученика коммуникативных умений, с последующим развитием
имеющихся и предложением новых средств общения, с учетом его
сенсорных, двигательных, когнитивных и эмоциональных особенностей.
Альтернативные
средства
общения,
которые
используются
в
коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные
потребности:
1.Жестовая коммуникация.
2.Картинки, пиктограммы, альбомы, система PECS.
3.Планшетные коммуникаторы.
4. Использование логоритмических упражнений.
Жестовая
система
коммуникации.
Жест
является
уникальным
инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова,
действия. Следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда
используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Данный
метод значительно помогает при работе на занятии (жесты «бери», «рисуй»,
«достань», «клади», «садимся», «встаем» и т.п.), а также при выполнении
режимных моментов: «мой руки», «вытирай», «разувайся», «обувайся» и
т.п.).
Для коммуникации с детьми с ТМНР могут применяться фотографии,
картинки, пиктограммы. Маловероятно, что плоские изображения привлекут
внимание
детей
с
тяжелой
интеллектуальной
недостаточностью
и
множественными нарушениями. Для многих из них предпочтительными
останутся
тактильные
символы.
Однако
некоторые
ученики
могут
воспринимать фотографии хорошего качества, вырезанные из фона по
контуру и наклеенные на картон или заламинированные.
Другой известной и используемой системой графических изображений
является пиктограммы – черно-белые изображения (белые картинки на
черном фоне).
Визуальная
альтернативная
коммуникация
представлена
в
виде
большого количества графических систем. Наиболее известными являются
символы
PЕCS.
Коммуникативные
доски
представляют
собой
набор
изображений,
объединенных
по
какому-либо
принципу
(например,
«одеваемся на прогулку). Доска может использоваться в электронном
коммуникаторе - его особенностью является озвучивание символа (ребенок
нажимает на нужное изображение и звучит соответствующая запись). Лучше
всего графические системы работают при освоении и использовании
номинативного
словаря.
Лексика
передается
с
трудом
с
помощью
графических средств; однако высказывания, грамматически построенные как
«карточка - глагол + карточка - существительное» («пить сок», «есть банан»,
«слушать музыку»), могут быть доступны детям с множественными
нарушениями. В то же время нельзя забывать, что для подавляющего
большинства детей с ТМНР визуальные системы не могут быть основным
средством общения.
Для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо создавать
ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любою речь, в том
числе и лепетную. В работе с детьми нужно стремиться добиться подражания
в повторение звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень
важно, чтобы ребенок с интеллектуальными нарушениями, речевой и
«безречевой», умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям.
Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в
нашей речи, а со временем повторять слова и предложения. Для развития
подражательной
речи,
вызывания
эмоционального
отклика,
непосредственного
интереса
к
звучащей
речи
можно
использовать
логоритмические, фоноритмические упражнения, способствующие развитию
общих движений, памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой
моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д.
Таким образом,
понимание речи является важным
показателем
дальнейшей работы: в случае непонимания (либо ограниченного понимания)
речи у ребенка, педагогу необходимо использовать альтернативные средства
коммуникации как основные при обращении к ученику. Предложенные
средства
коммуникации,
на
мой
взгляд,
являются
простыми
и
информативными средствами оценки и построения программы помощи
(развития).