Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Шарипова Рамиля Мунировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ школа № 127
Населённый пункт: городского округа город Уфа республики Башкортостан
Наименование материала: Развитие диалогической речи на уроках английского языка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




4

Глава 1

Коммуникативный метод преподавания английского языка

Основное назначение иностранного языка как предметной области

школьного обучения видится в овладении учащимся умением общаться на

иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной

концепции, т.е.является основной и ведущей целью обучения,

способности и готовности осуществлять как непосредственное общение

(говорение, понимание на слух), так и общение (чтение с пониманием

иноязычных текстов, письмо).формирование коммуникативной

концепции. Ефим Израилевич Пассов говорит , что

Самая большая на земле роскошь – это роскошь человеческого

общения .

Е.И. Пассов выделяет три типа уроков

1-й тип – уроки формирования речевых умений и навыков.

2 – й тип – уроки совершенствования речевых навыков.

3-й тип – уроки развития речевых умений.

Принципы построения содержания

Речевая направленность , обучение иностранным языкам через

общение.

Это означает практическую ориентацию урока . Правомерны лишь

уроки на языке , а не о языке. Научить говорить можно только говоря ,

слушать – слушая , читать – читая . Прежде всего это касается

упражнений : чем упражнение подобно реальному общению , тем оно

эффективнее.

В речевых упражнения происходит плавное дозированное , и вместе с

ним стремительное накопления большого объема лексики .

5

Сегодняшний день, первую строчку в рейтинге популярности методик

активно удерживает коммуникативный подход, который, как уже было

сказано, направлен на практику общения. Коммуникативный метод, как

следует уже из ее названия, направлена именно на возможность общения.

Из 4-х «китов», на которых держится любой языковой тренинг (чтение,

письмо, говорение и восприятие речи на слух, повышенное внимание

уделяется именно двум последним. На уроках иностранного языка

учитель создает ситуации, в которых ученики общаются в парах друг с

другом, в группах.

Коммуникативный метод призван, в первую очередь, снять страх перед

общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических и

словарным запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык в незнакомой

стране.

Основная цель этой методики - научить ученика свободно говорить на

иностранном языке.

Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения тоже

отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером,

задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не

только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно.

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.

Именно через диалог отрабатывается, и запоминаются отдельные речевые

образцы. В различных примерах следует показать, что речь лишь тогда будет

живой, естественной и по настоящему диалогической, если в содержании

реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения

различного рода чувств (удивления, благодарность, уверенность, сомнения.).

Чтобы осуществлять это, каждый урок я стараюсь начинать таким образом:

-

good morning, children.

-

Good morning teacher. (приветствие)

-

I’m glad to see you. (выражение чувств)

-

We are glad to see you too.

-

Who is absent today?

6

-

P1 is absent.

-

What happened?

-

I don’t sure (сомнение), but it seems to me, that p1 is ill.

При обучении диалогической речи есть некоторые моменты, которые

требуют специального обучения. Для умения общаться особую роль

играют:

а) способность вступать в общение, свертывать ее и возобновлять;

б)способность проводить свою стратегическую линию.

в)способность учета новых речевых партнеров

г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их

высказываний, исходов той или иной ситуации.

В 5-6 классах важно развивать у учащихся умение выражать личное

отношение к воспринимаемой информации и развитие языковой догадки.

И главной особенностью общения является его незапланированность.

Одним из средств начального обучения тактике общения являются так

называемые функциональные опоры.

Они представляют собой названия речевых задач, расположенных в

необходимой

(предположительно,

конечно)

для

высказывания

последовательности.

Это

делается

для

каждого

из

речевых

партнеров

.

Например, оба партнера получают одну задачу: «обсудите план осмотра

города»

Сообщение

Вопрос

Предложение

Отказ

Обоснование

Новое

предложение

7

Согласие

Сомнение

Уверенность

б) Задачи партнеров дифференцированы.

I

II

«Объясни,

почему

ты

занимаешься

зимним спортом».

«Убеди своего товарища в том,

что зимним спортом заниматься

стоит».

Сообщение

Вопрос

Аргументация

Контрдовод

Ссылка

Опровержение

Приведенные выше каркасы диалогического общения называются

функциональными моделями диалог

Функциональные опоры дают

прекрасную возможность вызывать определенный материал в речи

обучающихся.

Когда

функциональные

опоры

применяются

впервые,

провожу

следующую работу:

а) читаем диалог;

б)

выясняем

путем

вопросов,

какую

функцию

выполняет

каждая

реплика;

в) составляем по функциям модель диалога;

г) воспроизводим по модели диалог;

д) изменяю ситуацию и показываю, как изменится тактика говорящих;

8

Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и,

при изучении иностранного языка, является одним из важных компонентов

обучения.

Обучение диалогической речи осуществляется тремя способами:

1)

С использованием диалога-образца

2)

На основе пошагового составления диалога.

3)

Посредством создания ситуаций общения.

Работа с диалогом – образцом ориентирована на овладение обучаемым

образцовыми высказываниями на иностранном языке.

Работа с диалогом-образцом может быть представлена в следующих

упражнениях:

Послушайте диалог, используя визуальную опору.

Визуальная опора помогает детям лучше запоминать слова , лексические единицы .

- Thanks a lot.

- Yes, go straight as far as the park

and there you'll see the metro

station.

- Is there a metro station here?

- Oh, yes. The quickest way to get

there is by metro.

- I am to be in Independence

Square at 3 o'clock. I'm short of

time.

- Where do you want to go?

- Excuse me, I'm afraid I'm lost.

Can you help me?

9

Сравнение диалогов разных языков .здесь обращаем внимание на пунктуационное

оформление.

С равните диалоги, найдите сходства и различия в

диалогах

разных

языковых

культур.

B e

attentive!

О братите

внимание

на

пунктуационное

оф ормление

диалогов. О пределите вид представленных

диалогов.

Какой из ф руктов с амы й

в кус ны й?

С казал а мама:

- Апел ь с ин!

- Нет, абрикос ! –

в ос кл икнул с ы н.

- Арбуз! – раздал с я

папин бас .

А доч ь в здохнул а:

- А нанас .

What is the mos t tas ty

fruit?

Mother s aid:

- It’s an orang e, I think.

- No, I’m s ure an apric ot

is !- the s on ans wered.

- A water-melon, pleas e –

the father s houted.

B ut the daug hter s aid:

- It’s a pine-apple.

L isten

to

the

teacher

and

act

the

dialogues.

Прослушайте и подготовьтесь к выразительному чтению

по ролям.

Заполните пропуски в репликах диалога

Johnny and Paul are talking over the telephone. The line is bad and some

sentences are missing. Complete the dialogue and role play it with a partner.

Johnny: Hello! Is that you, Paul?

Paul: ...

Johnny: Would you like to come to play chess?

Paul: When?

Johnny: ...

Paul: I'd love too but I can't.

Johnny: ...

Paul: Because at 6 o'clock I usually help my sister to do her homework.

Johnny: Oh, what a pity, your sister isn't good at doing her homework. What

10

about 7 о' clock?

Paul: I'm sorry I can't...

Johnny: Is 8 o'clock all right with you then?

Paul: Goodbye.

Paul: ...

Воспроизвести диалог на основе cloze-test.

Воспроизвести диалог с доски или карточек с частичным переводом на

иностранный язык .( отдельные фрагменты реплик или слова даются в

тексте на русском языке )

- Этот автобус идет до

железнодорожного

вокзала?

- No, you'll have to get off

at the Department store and

take a 47.

- Когда мне сходить?

- It's the next stop but one.

- Спасибо.

11

Составить диалог на основе темы, ситуации ,ключевых слов.

Предварительно перед чтением диалога на доске выписываются

ключевые выражения.

Would you like to have lunch?

I want you to try…

.

They taste good.

The food fair is worth visiting….

It’s way to advertise their restaurant….

Do you mind our going to the food fair?

I’ll give you a ride.

Пошаговое обучение диалогической речи ориентировано на формирование

навыков умений построения диалога в разных ситуациях.

Пошаговое составление диалога может быть представлено в следующих

упражнениях.

Опишите ситуацию и составьте соответствующую ей реплику, используя

ключевое слово.

Расширьте уже имеющийся диалог.

12

Listen to the dialogue, read it

Listen to the dialogue, read it

.

.

At the Railway Station

At the Railway Station

A: When is the train to Liverpool, please?

A: When is the train to Liverpool, please?

B: 3.15, madam.

B: 3.15, madam.

A: Which platform?

A: Which platform?

B: Platform seven.

B: Platform seven.

A: How much is the ticket?

A: How much is the ticket?

B: Single or return?

B: Single or return?

A: Return, please.

A: Return, please.

B: That will be 14 pounds.

B: That will be 14 pounds.

A: Here you are.

A: Here you are.

B: Thank you, madam.

B: Thank you, madam.

A: Thank you.

A: Thank you.

Make up your own dialogue and act it out. The table can help you

Make up your own dialogue and act it out. The table can help you

.

.

City

City

Platform

Platform

Time

Time

Fare (single)

Fare (single)

London

London

8

8

2.40

2.40

12 pounds

12 pounds

Brighton

Brighton

3

3

7.15

7.15

8 pounds

8 pounds

Leeds

Leeds

6

6

3.10

3.10

10 pounds

10 pounds

Bristol

Bristol

2

2

11.20

11.20

7 pounds

7 pounds

Составить диалог по графику.

графика диалога

.

Обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения.

В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного

употребления разнообразного языкового материала.

Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи может быть

представлено в следующих упражнениях.

1)Составьте диалог к серии картинок. (картинки изображают

последовательность действий общающихся людей)

13

2) Составить диалог на основе ключевых слов.

Let me introduce myself - Позвольте представиться (можно начать с этой фразы).

My name's...

I'm from...

I live at... (№, street)

I'm a... (by profession)

I'm (Russion)(by nationality)

I speak...

3) придумать собственные диалоги по образцу по предложенным ситуациям.

З адание.

Придумать собственные диалоги по образцу по

предложенным ситуациям «На уроке»,

«Weekends», “Meeting”, «Каникулы» (по 3 реплики с

каждой стороны)

14

Сочетание вариативности и повторяемости при построении

диалогов позволяет добиться прочности и разнообразия языкового

материала, используемого в диалогической речи.

Учитывая всё выше написанное можно сделать вывод, что обучать

говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого

общения нельзя. На уроках английского языка нужно обучать детей говорить

и мыслить. Эти два процесса неотделимы друг от друга.

Библиографический список:

1. Вайсбруд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении

устной речи на иностранном языке / Издательство Титул, 2001 C.81

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Издательство

Астрель Москва, 2008 C.177-178



В раздел образования