Автор: Анипченко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: пгт Уразово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Анипченко Елена Александровна
Одной из основных целей своей педагогической деятельности
считаю создание условий образовательной деятельности, соответствующих
требованиям сохранения здоровья обучающихся и обеспечения
психологического комфорта для всех участников образовательного
процесса.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих
задач:
1) рациональная организация учебной деятельности на уроках;
2) применение личностно-ориентированного, индивидуального
подхода в образовательном процессе, учитывающего психо-физиологические
особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка;
3) использование технологий обучения на основе доступности
содержания, вариативности, дифференциации;
4) использование активно-деятельностных форм организации
учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых,
диалоговых форм работы;
5) формирование положительной мотивации учения,
обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого
потенциала;
6) организация физкультурно-оздоровительной работы с
обучающимися на уроках русского языка и литературы;
7) организация просветительско-воспитательной работы с
учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков
здорового образа жизни.
Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка
и литературы не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение
учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос
необходимо рассматривать в комплексе. Большое значение имеет
организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой
внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды
работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не
только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный,
фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке
разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с
учебником (устную или письменную), комментированное письмо,
выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует
развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут
важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с
укреплением здоровья, спортом. Например, в 5 классе при изучении темы:
«Стили речи» можно детям предложить такой текст:
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте
гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились
олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств
Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным
почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им
ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и
пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства.
Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения
прекращались все военные действия между враждовавшими
государствами.
Также с помощью подбора текста можно развить определенные
орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные
методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия
физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса.
Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения
«Оздоровительной страницы». Также школьникам предлагается выполнить
задания:
“Пешком ходить - долго жить”,
“Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму
скатишься”,
“Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём
здоровье”,
“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
“По яблоку в день – и доктор не нужен”,
“Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
«Здоров на еду, да хил на работу».
«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
II. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов
придаточным определительным.
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой,
называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой
мышц.
III. Творческий словарный диктант.
1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)
2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию
организма и укреплению здоровья (гимнастикам кабинете.
3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).
4. Правила времяпровождения (распорядок дня)
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное
распределение её во времени достигается благодаря применению гибких
вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование
на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку
учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также
способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой
предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в
5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе
школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине
Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе сочинение-интервью по картине
А.Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в
учебный процесс комплекс развивающих технологий.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания
на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет
избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность
сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым
повышая мотивацию к учению.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать
объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и
зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому
планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия
напряжения используется «Психологическая страница».
Словарь мудрых мыслей:
“Хороший смех оздоравливает душу”,
“Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
“Улыбка – лучшая таблетка”.
Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе:
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками.
Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в
состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется,
кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее,
полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум -
прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить
физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную
гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) –
послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть
слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.
Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент
здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя
больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся,
закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале,
который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье,
предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к
здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают
учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально
использовать индивидуальные особенности и способности школьников для
повышения результативности их обучения.
Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения
для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия
напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
На уроке стремлюсь создать благоприятную микросреду и
морально-психологический климат для каждого ученика, веду
целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
На интегрированных уроках русского языка, литературы,
изобразительного искусства учащиеся знакомятся как с творчеством
известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как
жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной
природы. Большое эмоциональное впечатление на учащихся производит
эффектное изображение репродукций с картин известнейших художников в
цвете, в увеличенных размерах на мультимедийном экране на
интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Такая работа
помогает школьникам сохранить здоровье на уроках