Автор: Мордвинова Алевтина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 132"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Литературная викторина для 8 класса
Тема: "Знатоки литературы"
Раздел: среднее образование
8 класс. Викторина «Знатоки литературы»
Блок 1. Литературоведческие термины.
Термин
Ответ: да/нет
1.Басня – объемный нравоучительный прозаический рассказ, в
котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами
чаще всего выступают животные…
2.Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит
историческое событие, предание с острым, напряженным
сюжетом.
3.Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета.
4.Драма – произведение, предназначенное для домашнего чтения.
5.Монолог – это разговор двух или нескольких лиц.
6.Завязка – событие, знаменующее начало развития действия в
эпических и драматических произведениях.
7.Идея – основная мысль художественного произведения.
8.Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об
одном или нескольких событиях в жизни человека.
9.Романтизм – это литературное направление, проникнутое
стремлением показать обычную жизнь простого человека.
10.Экспозиция – обрисовка положения действующих лиц , в
котором они находятся в конце действия.
Блок 2. Узнай героя.
Герой
Ответ
1.Сей князь _______ родился от князя великого Ярослава и от матери
Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в
народе, лицо же его как лицо Иосифа, которого поставил египетский
царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы
Самсона… Так и князь______ побеждал, но был непобедим…
1.Александр Невский
2.Иван Грозный
3.Микула
Селянинович
4.Емельян Пугачев
2…На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая
соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на сверкающие
глаза…_____ на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая
черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и
довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого…
1.Петр Великий
2.Купец Калашников
3.Владимир
Дубровский
4.Емельян Пугачев
3.Она была в утреннем белом платье, в ночном чепце и душегрейке…
Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а
голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама
первая прервала молчание.
1.Василиса Егоровна
2.Маша Миронова
3.Екатерина II
4.Княгиня Трубецкая
4…это был из числа коренных, старых полковников: весь был он создан
для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…Он
любил простую жизнь…
1.Петр Гринев
2.Емельян Пугачев
3.Тарас Бульба
4.Остап
5.Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба
моя переменилась…
1.Петр Гринев
2.Владимир
Дубровский
3.Алексей
Швабрин
4.Иван Зурин
Блок 3. Соотнеси фразу
Соотнесите фразы, выражения из поэм и стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина с
названиями лексических и синтаксических средств художественной выразительности.
А. А в груди его была дума крепкая.
1. Метафора
Б. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
2. Эпитет
В. Горит восток зарею новой
3. Сравнение
Г. Когда восходит месяц – звезды радуются,
Что им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает
4. Инверсия
Д. Как пахарь, битва отдыхает
5. Олицетворение
А
Б
В
Г
Д
Блок 4. К юбилею писателя… (И.А.Крылов)
1.
Несколько слов из хорошо известных басен. Все слова в именительном падеже, а не в том, в
котором они встречаются в басне. Прочитай слова и напиши название басни.
1.
«Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…»
2.
«Волк, угол, зубы, шерсть, глаза…»
3.
«Дуб, желуди, рыло, Ворон…»
Ответ: 1.________________________
2.________________________
3.________________________
2.
Герои басен И.А.Крылова. Вспомни и запиши ответ.
Кто из героев басен И.А.Крылова:
Ответ
1.В жаркий день зашел к ручью напиться?
2.Сидит, прижавшись в угол задом?
3.Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться?
4.Защелкал, засвистал на тысячу ладов,
тянул, переливался?
5.Ударили в смычки, дерут, а толку нет?
6. Лето красное пропела?
7.Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком?
8.И рылом подрывать у дуба корни стала?
3.
«Ход конем». Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом
шахматного коня можно прочитать мораль к одной из басен И.А.Крылова.
дело
нет
лад
на
в
не
согласья
их
,
когда
пойдет
товарищах
Ответ:_______________________________________________