Автор: Михнева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Населённый пункт: село Александровское, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Раздел: начальное образование
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева»
Открытый урок
во 2 г классе по теме «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Учитель начальных классов: Михнева Т.Н.
с. Александровское
2022 г.
Технологическая карта урока Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
№
п/п
Параметр
Описание
1.
Учебный предмет,
класс
Русский язык. 2 класс.
1.
Программа
Школа России
1.
Тема урока
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний.
1.
Цель урока
Закрепить знания о твердых согласных звуках [ж], [ш], мягких согласных [ч], [щ ]и написании
буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА
1.
Задачи урока
-актуализовать знания о правописании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний
жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости;
– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, бережного отношения к
природе
1.
Ожидаемый учебный
результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
-способствовать повторению и закреплению навыка
правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;
- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях и
их обозначение буквами;
-развивать речь учащихся.
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и
письменной речи;
-умение слушать и слышать друг друга;
– высказывать свои мысли.
– аргументировать свою позицию,
проявлять активность в решении
познавательных задач.
Личностные:
– выражать положительное отношение к
процессу познания, проявлять внимание,
желание узнать новое.
Регулятивные:
– нацеливание на успешную работу.
– выполнять задание поставленной целью
– оценивать результаты своей работы,
анализировать собственную работу;
– уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
– осуществлять самоконтроль,
взаимоконтроль;
– выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей, устанавливать
соответствие полученного результата
поставленной цели.
Познавательные:
закрепить навык правописания
буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
– выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признаку;
– оценивать результаты своей работы,
анализировать собственную работу;
–строить логическую цепочку своих
рассуждений, речевых высказываний;
-уметь выбирать наиболее эффективные
способы решения проблемных ситуаций.
1.
Оборудование и
материалы
Для педагога
Для учащихся
Карточки с буквами Ж Ш Ч Щ
Компьютер, проектор с экраном, презентация
Лист самооценки, карточки с заданиями
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Содержание
медиаресурсы)
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Планируемые
результаты
Организационный
момент.
Приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку.
Приветствуют
учителя.
Умение слушать и
вступать в диалог.
(Проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на работу.)
Минутка
чистописания
На доске снежинки-
карточки с буквами Ж Ш
Ч Щ
Сядет тот, чье имя начинается с гласных
звуков. Затем сядут те, чье имя
начинается с согласного звука, затем – с
согласного мягкого звука.
–Ребята, какое сейчас время года?
-А вы верите в волшебство?
-Отгадайте загадку.
-Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке.
-К нам на урок тоже залетели снежинки.
Возьмите их и переверните.
-Какие буквы спрятаны на снежинках?
-Назовите звуки, которые обозначают эти
буквы.
-Что их объединяет?
- Давайте эти буквы свяжем ниточкой. И
как Мороз на окне рисует, так и мы
составим свой узор в тетради.
-Пишу аккуратно строчную букву Ч,
петельки,
соединяю
с
буквой
Щ,
отступаю, затем пишу букву Ж, петельки,
а потом Ш.
-И так рисуем узор до конца строки, не
спеша,
красиво
пишем,
соблюдаем
Ответы детей
-Зима
-Снежинки
-буквы Ч, Щ, Ж, Ш
-Обозначают шипящие
согласные звуки
Выполняют письмо по
образцу.
Познавательные:
применение
Определение темы
урока. Постановка
1
«Чистописа
ние»
2
«Угадай-ка»
3
«Помогай-
ка»
4
«Художники
»
5
«Собирай-
ка»
6
«Исправляй-
ка»
Запись на доске (Час,
тишина, чаща, снежинки,
чудо, щука)
высоту, ширину букв.
Оценивание (лист самооценки)
-Оцените себя. Если вы написали все
буквы красиво и аккуратно, то закрасьте
снежинку синим цветом, если что-то не
получилось – жёлтым, ну а если вам
совсем не нравится, то красным.
-Почему Мороз связал ч с щ, ж с ш.
-Наши снежинки приготовили вам
следующее задание, которое называется
«Угадай-ка»
-Отгадайте загадки и запишите отгадки,
выделите орфограмму.
Шестьдесят минут. (Час)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь... (тишина)
Густой частый лес. (Чаща)
Зимой летят с неба (снежинки)
Был белый дом,
Самооценка
Непарные по
твердости – мягкости
звуки
предметных знаний;
Личностные:
проявление
интереса к процессу
письма.
Регулятивные:
умение
распознавать на
слух вопросы и
отвечать на них.
Регулятивные:
учебных задач.
создание условий
для определения
темы,
формулирования
цели и учебных
задач
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало (чудо)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (щука)
-Какая орфограмма встретилась в этих
словах. Подчеркните её. Проверьте
Оцените себя на листах самооценки.
- Назовите тему урока. Поставьте
учебные задачи.
Самоконтроль с
помощью экрана
Проверка учителем
выполненного задания.
Самооценка
Правописание
буквосочетаний жи-
ши, ча-ща, чу-щу.
Повторять правила о
правописании
сочетаний жи- ши, ча-
ща, чу-щу
Закреплять умение
писать слова с
сочетаниями жи-ши,
ча-ща,чу-щу
определение,
формулировка
учебной задачи на
уроке в диалоге с
учителем.
Коммуникативные:
оформление своей
мысли в устной
речи.
Работа по теме
урока
«Заметает пурга белый путь, хочет в
мягких снегах потонуть», - писал Сергей
Есенин.
- Утонули и наши буквосочетания в
словах. Давайте найдем их и вставим в
слова.
Посовещайтесь друг с другом в паре, вам
нужно вставить пропущенные сочетания
жи – ши, ча – ща, чу – щу.
-Какие правила нужно вспомнить, чтобы
определить
правильное
написание? Проверка.
-Давайте проверять работу. Проверьте
себя, подсказка на экране. (слайд)
-Какими правилами пользовались при
решении учебной задачи?
Оцените себя на листах самооценки
Работа в парах
Вставляют
пропущенные
буквосочетания
Самооценка
Коммуникативные:
Умение
договариваться,
уступать, находить
общее решение при
работе в паре;
Познавательные:
находить
необходимую
информацию
Регулятивные:
Умение
анализировать.
Физкультминутка
Показ движений физкультминутки.
Выполнение
физических
упражнений.
Ориентировка на
здоровый образ жизни.
Работа по теме
урока
Обобщение
Формирование
умений писать
слова с
буквосочетаниями
ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ,
ЩА-ЩУ
«
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит
в больших, мягких валенках, ступает
тихо, неслышно. А сама поглядывает по
сторонам
—
то
тут,
то
там
свою
волшебную картину исправит»
Г.
Скребицкий
-Вот и мы будем править свою картину.
Раскрасьте синим карандашом картинки,
в названии которых есть орфограмма ЖИ-
ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, а остальные –
красным.
Проверьте себя, подсказка на экране.
(слайд)
-Какими правилами пользовались при
решении учебной задачи?
Оцените себя на листах самооценки
Самоконтроль
Самооценка
Регулятивные:
умение
контролировать и
корректировать
запись
Познавательные:
умение находить
различия в
произношении и
написании
Коммуникативные:
Умение слушать,
обращаться с
вопросом к учителю
и сверстнику.
Работа
над
предложением
Умение действовать
по правилу и
применять правило
в самостоятельной
деятельности.
-- Изменчива погода зимой, то выглянет
ясное солнышко, то вдруг нахмурится
серое небо, завоет злой ветер, закружат
вихрем
снежные
хлопья.
Разбросала
метель слова в предложении, а снежинки
никак не могут составить предложение.
- Давайте им в этом поможем.
-Назовите
слова
на
изучаемую
орфограмму.
-Подчеркните грамматическую основу.
-В слове снежинка какая ещё встретилась
орфограмма?.
Подберите
проверочное
слово.
-Подберите однокоренные слова
Разозлилась старуха зима, задумала она
всякое дыхание со света сжить.
Прежде всего она стала до птиц
добираться: надоели ей они своим криком
и писком.
Подула зима холодом. Некуда птицам
деваться; стали они стайками собираться,
думушку думать. Собрались, покричали и
полетели за высокие горы, за синие моря,
в тёплые страны. Да не все… К.
Ушинский
-Прочитайте текст
Составляют
предложение
и
записывают в тетрадь.
В воздухе кружились
пушистые снежинки.
-Кружились,
снежинки, пушистые.
Подчеркивают
грамматическую
основу.
В воздухе кружились
пушистые снежинки.
Снег-снежинка.
Отвечают на
поставленные
вопросы, доказывают
правильность своих
суждений
Снежок, снег,
снежный,…
Взаимопроверка в
парах
Читают, размышляют
над заданием,
отвечают на вопросы
Регулятивные:
умение
контролировать и
корректировать
запись
Познавательные:
умение находить
различия в
произношении и
написании
Коммуникативные:
Умение слушать,
обращаться с
вопросом к учителю
и сверстнику.
свой жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке
-Найдите слова с ошибками, исправьте их
-Озаглавьте текст.
-О какой птице говорится в тексте?
-Что вы знаете об этой птице?
Клест – это самая удивительная птица! И
самая закаленная! Никаких морозов не
боится! И птенцов выводит лютою зимой.
А знаете почему?
Потомство свое клесты приводят зимой
потому, что их основной источник пищи
семена еловых
шишек.
-Что такое ельник?
-Чем питаются клесты?
– Ребята, кому было легко исправлять
ошибки? Кому трудно?
-А знание чего помогло выполнить это
упражнение.
-«Какое правило применяли?»
-Ребята, оцените друг друга на листах
самооценки.
учителя, записывают в
тетради задание.
Находят ошибки.
Записывают слова
правильно.
Повторяют правило о
написании
буквосочетаний
ЖИ-
ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Подведение
итогов. Итоговая
рефлексия учебной
деятельности.
Задание на
дом. Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом,
Обеспечение
понимания
учащимися цели
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания.
Назовите тему урока
Достигли ли вы учебных задач?
– Какие правила вам понадобились, чтобы их
выполнить?
-Для чего нужно знать эти орфограммы?
-Какое задание запомнилось?
- -Оцените свою работу на уроке.
– Поднимите свои листы самооценки вверх и
покажите мне.
– Как художники, украсим свою картину
снежинками.
Синяя снежинка –я работал прекрасно, жёлтая – у
меня не совсем получилось, красная – мне ещё
надо поработать.
Посмотрите. какая картина у нас получилась.
– Ребята, я предлагаю вам выбрать задание,
которое нужно выполнить дома.
Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое
нужно выполнить дома.
Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча –
ща, чу – щу.
Составить текст, в котором есть эти сочетания.
Упражнение 15, страница 11
-Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо
потрудились. Желаю успехов!
Повторяют правило,
которое применяли.
Записывают домашнее
задание.
Регулятивные УУД:
Самооценка работы
на уроке
Познавательные
УУД:
умеет отбирать из
своего опыта
нужную
информацию.