Автор: Чаушник Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15 им.В.П.Михалько с.Отрадо-Кубанского
Населённый пункт: село Отрадо-Кубанское Гулькевичский район Краснодарского края
Наименование материала: ОПИСАНИЕ АПРОБАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Тема: Речевой этикет младших школьников
Раздел: начальное образование
ОПИСАНИЕ АПРОБАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И АНАЛИЗ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Апробация занятий по речевому этикету проводилась в 1 классе. В ней
участвовало
23
ученика.
Её
целью
было
формирование
основ
речевого
этикета у первоклассников.
В
качестве
критериев
владения
речевым
этикетом
были
определены
следующие:
1.
знание и употребление базовых и периферийных речевых этикетных
стереотипов;
2.
умение
выбирать
нужную
формулу
речевого
стереотипа
с
учетом
ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь)
3.
владение общими соответствующими речевому стереотипу элементами
культурного поведения
Были разработаны уровни владения речевым этикетом.
1 уровень
(низкий)
-
слабо
знает
речевые
этикетные
стереотипы,
употребляет небольшое их количество в общении; не умеет выбирать
нужную формулу с учетом ситуации общения; слабо владеет общими
соответствующими
речевому
стереотипу
правилами
культурного
поведения.
2 уровень (средний) - знает базовые речевые этикетные стереотипы, но
употребляет
небольшое
их
количество
в
общении;
затрудняется
в
выборе
нужной
формулы
речевого
стереотипа
с
учетом
ситуации
общения; владеет некоторыми общими соответствующими речевому
стереотипу правилами культурного поведения.
3 уровень (высокий) - знает базовые и периферийные речевые этикетные
стереотипы,
употребляет
их
в
общении;
умеет
выбирать
нужную
формулу речевого стереотипа с учетом ситуации общения; в целом
владеет общими соответствующими речевому стереотипу правилами
культурного поведения.
Апробация проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и
контрольный.
Содержание опытной работы.
Целью
констатирующего
этапа
была
разработка
программы
формирования речевого этикета и выявление знаний и умений владения
речевым этикетом первоклассниками в следующих ситуациях: знакомство;
поведение за столом; прием гостей; приветствие; прощание; просьба; в
общественном транспорте; в театре; в поликлинике; в детской библиотеке; в
кафе; в парикмахерской; утешение; посещение больного человека; разговор
с человеком; разговор по телефону; поздравление и пожелания.
В основу программы были положены ситуации, часто встречающиеся и
наиболее важные для первоклассника.
Изучение начального уровня сформированности речевого этикета
происходило перед каждым уроком этикета, либо в ходе самого урока.
Использовались следующие методы исследования: беседа, наблюдение,
решение и анализ проблемных ситуаций; анкетирование.
Распределение учащихся по уровням сформированности
речевого этикета на начало опытной работы.
Уровни
Количество учащихся
3 Высокий
3
2 Средний
8
1 Низкий
12
Средний балл
1,6
Как видно из таблицы, большинство учащихся находятся на низком
уровне
владения
речевым
этикетом.
Причем,
лучшие
показатели
по
следующим
темам
«Знакомство»,
«Утреннее
приветствие»,
худшие
-
«Прощание
с
гостем»,
«Прощание
перед
сном»,
«Поведение
у
кассы
кинотеатра», «В поликлинике», «В детской библиотеке», «Поведение в кафе».
Так,
учащиеся,
зная
отдельные
речевые
этикетные
стереотипы,
редко
употребляют их, зачастую не умеют выбирать нужную формулу речевого
стереотипа с учетом того, с кем, где, когда и зачем говоришь.
Далее опишем содержание формирующего
эксперимента.
Было
проведено 16 уроков по формированию речевого этикета. Тематика и цели
занятий описаны в таблице 2.
№
урока
Тема
Цель
1
Повседневный этикет
Формирование представления об этикете, о
благовоспитанном
человеке,
о
внешнем
виде.
2
Знакомство
Изучение
правил
речевого
поведения
во
время знакомства
3
Поведение за столом
На материале примеров образцового и не-
правильного
поведения
за
с т о л о м ,
выражений
приглашения,
благодарности,
извинения формирование представлений об
этикете.
4
У тебя в гостях подруга Обучение первоклассников вежливой беседе
со
своим
гостем;
дать
представление
о
правилах начала разговора с гостем, вежли-
вых выражениях приветствия.
5
Прощание с гостем
Познакомить
детей
с
правилами
речевого
поведения в минуты прощания, а также эти-
кетными выражениями приглашения в гости
и благодарности.
6
Игра в гости
Повторить и закрепить знания,
полученные
детьми по темам «Знакомство»,
«Прием гостя», «Поведение в гостях».
7
Прощание перед сном
Познакомить детей с традиционными рус-
скими пожеланиями спокойной ночи и
приятных сновидений перед сном, которые
адресуются близким.
8
Утреннее приветствие
Познакомить детей с традиционными
приветствиями, которыми обмениваются ут-
ром в момент пробуждения.
9
Об уступчивости
Объяснить детям, как важно в игре и в
серьезных делах не быть грубым, уступать
друг другу.
10-11
Вежливая просьба
1. Познакомить детей с формами выражения
просьбы, адресованной старшему незнако-
мому, старшему близкому, а также
ровеснику в разных ситуациях: дома, на
улице, в общественных местах.
2. Повторить и закрепить знания детей
о речевых формулах вежливой просьбы. Для
закрепления этих знаний используются
игровые ситуации.
12
Поведение в общест-
венном транспорте
Показать ребенку, как принято вести себя
в общественном транспорте, научить его
вежливо уступать место старшим, обучить
несложным правилам оплаты проезда.
13
Поведение у кассы
кинотеатра
Обучить детей правилам приобретения
билета в театр и одновременно — ввести в
активный речевой запас ребенка этикетные
выражения, необходимые в ситуации.
14
В детской библиотеке
Объяснить детям элементарные правила
поведения в театре (кино, цирке и других
подобных местах).
15
В поликлинике
Познакомить детей с правилами речевого
поведения в регистратуре поликлиники, а
также, в кабинете зубного врача.
16
Поведение в кафе
Ознакомить детей с правилами речевого
общения в кафе, научить их вежливо
беседовать с буфетчицей (официанткой)
В основе наших занятий лежит ролевой принцип. Мы стремились,
чтобы
первоклассники
осознали
свои
ролевые
позиции
(старший
—
младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строили свое
речевое
поведение,
используя
необходимые
в
конкретной
ситуации
этикетные формулы.
Речевое поведение в каждом случае было определено ролевой позицией
участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые
задания
и
упражнения,
в
том
числе
ролевые
игры,
способствующие
реализации коммуникативных способностей.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими норма-
ми, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликат-
ность, доброта, внимание к окружающим. В процессе работы над учебны-
ми текстами, ученики соединяли воедино вежливость и отзывчивость, веж-
ливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.
Рассказы дают отправной материал для дидактических бесед, ролевых
игр.
В
рассказах
и
диалогах
был
использован
принцип
контраста,
позволяющий
детям,
с
одной
стороны,
критиковать
неправильное
в
поведении
и
речи,
с
другой
—
отмечать
достоинства
и
строить
правильную этикетную речь по образцу.
Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно носит
занимательный,
игровой
характер.
В
игре
моделируются
ситуации
общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм
речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети
чувствовали себя достаточно раскованно: свободно говорили, смеялись,
двигались. Мы использовали на уроках песни для оживления атмосферы
занятий,
создания
эмоционального
тонуса,
содействия
усвоению
коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффектив-
ное
восприятие
материала
обеспечивали
картинки,
работа
с
которыми
была органически включена в урок.
Занятия по этикету, чтение и беседы доставляли ребенку удовольствие,
вызывали
у
него
интерес
к
обсуждаемой
теме.
Рассуждая
о
речевом
поведении героев рассказов, мы старались использовать примеры из жизни
первоклассника.
В
дальнейшем,
наблюдая
за
повседневным
речевым
поведением ребенка,
мы
подсказывали
ему
необходимые слова,
напоминали примеры, почерпнутые в ходе занятий.
В целом логика проведения урока была следующей:
1.
Изучение представлений детей о нормах этикета.
2.
Чтение текста, способствующего формированию знаний и умений
речевого, этикета.
3.
Беседа по тексту.
4.
Отработка этических умений в процессе драматизации игровых
ситуа-ций.
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
УРОК 1.
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ.
Цель урока — формирование представления об этикете, о благовоспи-
танном человеке, о внешнем виде.
Беседа
Разъясняется, что «этика есть ничто иное, как свод правил, касающихся
внешности и образа действия в общежитии того общества, которое принято
называть «благовоспитанным». Трактуется слово благовоспитанный.
Учитель разъясняет, что правила этикета у разных народов разные: они
зависят от традиций, обычаев народов, от климатических условий. Приводят
примеры.
Учитель вместе с детьми рассуждает о том, что основы хорошего тона
лежат в общечеловеческих (христианских) принципах. Они требуют любви,
согласия,
долготерпения,
кротости,
доброты,
гуманного
обращения
и
уважения к личности.
Следует рассуждение о том, что человек неряшливый, неопрятный не
только внушает к себе отвращение, но отталкивает еще и тем, что вольно
или
невольно
своим
видом
выказывает
пренебрежение
к
другим.
Признаком нравственности, уважения к людям является то, что каждый
человек
должен
готовиться
к
встрече
с
ними,
чтобы
радовать
других,
создавать им хорошее настроение.
Прежде всего, чистота платья и тела.
Инсценировка отрывков из сказки «Мойдодыр».
Демонстрация моделей для театра, кино, гостей, школы.
Следует избегать всего, что обнаруживает чрезмерную пышность и
унижающую человеческое достоинство спесь. Не надо думать, что одеваться
дорого и вычурно — значит, одеваться хорошо. Простота, соединенная со
вкусом и опрятностью, всегда неизмеримо выше.
Беседа
О прическах: как постричься, какую прическу и почему нужно делать,
идя в школу.
О гигиене тела, рта, о том, как правильно умываться, о том, что
необходимо обязательно мыть руки перед едой, а также приходя с улицы, из
школы.
Конкурсы «Лучший дизайнер одежды», «Лучший дизайнер причесок».
Урок заканчивается конкурсами «Лучший дизайнер одежды», «Лучший
дизайнер
-
причесок».
Класс
делится
на
микрогруппы.
Затем
дети
с
помощью реквизита подбирают одежду, соответствующую предлагаемым
ситуациям и делают соответствующие прически.
УРОК 2.
ЗНАКОМСТВО.
Цель урока — изучение
правил
речевого поведения во время
знакомства.
Некоторые установки: ребенок должен составить представление о
правилах знакомства, об этикетных выражениях, принятых в этих случаях
(разрешите представиться, позвольте представить кому — кого и др.).
Мы обращаем внимание на то, что взрослые и дети по-разному ведут себя
во время знакомства. Взрослые называют свою фамилию, имя и отчество, а
дети — фамилию и полное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть
приветливы
и
дружелюбны.
Поэтому,
услышав
фамилию
и
имя
нового
знакомого, говорят: « Очень приятно. Очень рад(~а)». Взрослые пожимают
друг другу руки, а дети чуть- чуть наклоняют голову и сразу поднимают ее.
Это этикетные движения и этикетные жесты.
Уяснению всех этих правил помогает предлагаемый для чтения текст и
беседа по его содержанию. Мы читаем текст несколько раз, пока ребенок не
освоит
правильные
этикетные
выражения.
Он
может
запомнить
и
неправильные,
неэтикетные
выражения,
но
при
этом
знать,
что
они
не
являются общепринятыми.
Текст для чтения.
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом.
В квартире номер десять жила-была одна дружная семья.
Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал
папа?
Разрешите представиться — Муратов —
И представить моего старшего брата.
Меня зовут Александр Ильич.
Брата зовут Николай Ильич.
А это отец наш — Илья Фомич.
Позвольте представить, будем знакомы,
Самую старшую в нашем доме:
Муратова Мария Донатовна.
Нина Михайловна:
— Очень рада! Очень приятно!
Бабушка:
— Мы тоже гостям всегда очень рады.
Нина Михайловна:
— Гостеприимство для гостя награда.
Папа помогает Нине Михайловне снять пальто. Все проходят в комнату. Ни-
на Михайловна садится в кресло. В это время распахивается дверь. Вбегает
Федя, за ним входит Нюша. Что сказал Федя?
Тетя, знакомьтесь со старшим братом.
Я главный в доме — Федька Муратов.
А та, что развесила ушки-хлопушки,
Салага и плакса, сестра моя Нюшка.
Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич
взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.
Вот что сказал Федя, когда вернулся:
— Простите, пожалуйста, мне нездоровится,
Да я и не знал, как надо знакомиться...
Я— Федор Муратов, а это — Нюша —
Девочка умная и послушная.
Нина Михайловна:
— Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми
грушами.
Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом.
А вот как поступила Нюша. Глядя на гостью, сказала грустно:
— Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.
Нина Михайловна улыбнулась:
— У вас хорошо и уютно, как дома.
Приятная встреча. Будем знакомы!
Учитель:
— Как
благодарила
Нину
Михайловну
Нюша?
(Предложите
детям
подобрать другие варианты благодарности: «Большое вам спасибо!
Спасибо за вкусные груши! Какие вкусные груши! Большое спасибо.
Это наши любимые фрукты! и др.)
Беседа (опорные материалы)
Почему папа представляет гостье всех членов семьи? (Нина Михайловна
в первый раз пришла в гости к маме, она не была еще знакома с семьей
Муратовых.)
Познакомимся и мы с семьей Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой
и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.
— Какие слова говорят при знакомстве?
— Какие слова говорят при знакомстве дети?
— Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные
слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.
— Хорошо ли вел себя вначале Федя? Что он сказал неудачно? (Беседуя с
детьми, не нужно резко ругать Федю. Он не знает, как вести себя, что
принято говорить во время знакомства. Он не знает, что хвастаться, обижать
сестру,
произносить
грубые
слова
не
принято.
Это
не
нравится
окружающим, ухудшает их настроение.)
— Как Федя исправил свою ошибку? (Повторите выражения, которые
использовал мальчик, представляя гостье себя и свою сестру.)
—
А что следует сказать, когда вас угощают? Как вел себя при этом
Федя? (Поговорите с детьми о том, как следует благодарить за подарок, за
угощение. Покажите на примере поведения Феди, что проявлять жадность,
неумеренность некрасиво и смешно. Всегда нужно думать о других, а не
только о себе.)
Игровые ситуации
Давайте
поиграем в знакомство. Пусть я буду бабушка, Ира и Вова —
мама и папа, а Сережа и Галя — дети. К нам в гости пришел незнакомый
гость. Пускай им будет Витя. Мы все должны познакомиться друг с другом.
Входи, Витя. Как ты нам представишься? Теперь мы ему представимся.
Кто будет начинать? Конечно, взрослые. (Пусть дети немного посмеются,
изображая
вежливых
и
невежливых
«хозяев».
Главное
—
понять:
быть
вежливыми лучше, чем грубыми.)
Варианты
игровых
ситуаций:
девочка
приходит
в
гости
к
подруге;
мальчик знакомит родителей со своим другом; сестра знакомит брата со
своей подругой; брат знакомит сестру со своим другом.
В конце урока дети поют песню А. Захаровой «Будем знакомы».
Я тебя вчера еще не знала
Мы сегодня повстречались тут.
«Здравствуй!» — смело ты сказала.
«Здравствуй! Как тебя зовут?»
Имя на имя, и будто давно мы
Любим с тобою в танце кружить.
Будем знакомы, будем знакомы!
Будем с тобою дружить!
УРОК 3. ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ.
Цель
урока
—
на
материале
примеров
образцового
и
неправильного
поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения
сформировать представление об этикете.
Некоторые установки
В
русских
семьях
принято
угощать
гостя
чаем.
Нину
Михайловну
угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество.
Гостеприимство –
национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь
себя
в
гостях
легко
и
свободно.
Но
и
гость
должен
быть
вежливым.
Угощение
принято
хвалить.
Нина
Михайловна,
желая
сделать
хозяйке
приятное,
прежде
всего
хвалит
печенье
и
пирог,
которые
пекла
Мария
Донатовна.
В
ходе
урока
мы
стремились
добиться
усвоения
детьми
выражения
благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).
Текст для чтения.
ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
Бабушка угощает чаем:
- Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.
Потом мы послушаем Нюшино пенье.
Извольте откушать домашний пирог,
Отведать печенье, пирожное, сок.
Все
садятся
к
столу.
Мама
разливает
чай.
Нина
Михайловна
хвалит
угощение:
- Спасибо хозяйке — Марии Донатовне.
Как говорят, угощение знатное:
Тают во рту и пирог, и печенье,
Вышло на славу и ваше варенье.
Очень красива посуда чайная...
В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины
Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает
чашку. Горячий чай проливается...
Нина
Михайловна
вскакивает
со
стула.
Она
испуганно
смотрит
по
сторонам и строго спрашивает:
- Знает мальчик или нет,
Что такое этикет?!
Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слова «этикет».
— Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его
вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен
сказать?.. Сейчас вспомню...
Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:
- Нина Михайловна, не надо сердиться.
Проказнику следует извиниться.
Вместо него я прошу извинения
За Федино глупое поведение.
Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную. Через некоторое время
они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:
- Я был неловок. Прошу извинения.
Я виноват. Я прошу прощения...
Нина Михайловна:
- Что ж, Федя, тебя от души я простила.
Пятно уничтожили содой и мылом.
Пусть Нюша служит тебе примером:
Хорошие у нее манеры.
Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.
Раздается звонок. Это пришла соседская девочка Маша.
Беседа
(опорные материалы)
— Какими
словами
бабушка
предлагает
гостье
угощение?
(Мария
Донатовна говорит так, как принято было в старину: «Извольте откушать
пирог,
отведать
печенье».
Эти
слова
выражали
почтение,
уважение
к
гостю. Нам и сейчас приятно их слышать.) А какими словами сейчас
принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот
пирог и т. д.)
— Как нужно благодарить за угощение? (Вспомните, что мы говорили
об этом в прошлый раз.)
— Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете, какие
манеры у Феди?
— Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хорошие манеры?
(Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)
— Когда
Федя
вел
себя
как
воспитанный
мальчик?
Почему
Нина
Михайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует
принести
извинение.
Когда
девочка
или
мальчик
искренне,
от
души
извиняются, их прощают.)
— Знаете ли вы, что такое «этикет»? Как сначала понял это слово
Федя? Что оно означает на самом деле? Почему каждый — и взрослый, и
ребенок — должен соблюдать правила «этикета»? (Соблюдение этикета
помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг
друга.)
Затем дети приступают к изучению правил хорошего тона: как вести
себя за столом. Мы излагали эти правила, а дети демонстрировали их.
1.
Помыть руки.
2.
Сначала за стол садятся взрослые, затем — дети.
3. Правильно сидеть на стуле: не откидываясь на спинку стула, не горбиться,
на стол можно положить только кисти рук.
4. Каждый должен иметь салфетку, которая предохраняет платье от пятен и
служит для того, чтобы вытирать руки и рот.
5. За
столом
каждый
мужчина
ухаживает,
помогает
женщине
справа.
Мужчина должен первым встать, помочь даме, садиться только после того,
как придержал стул для женщины.
Закрепление знаний и умений происходило в процессе разыгрывания
ситуаций. Много правил сразу мы не вводим, только те из них, которые
вместе с ребятами берем в свой актив и за выполнением которых можем
проследить.
Игровые ситуации.
Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Пусть Ира
будет мама, а Сережа и Вера — ее дети. Вы собираетесь в гости. «Мама»
должна объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждешь гостей. Они
первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?
Предложи им чай. Подумай, о чем можно поговорить за столом. Расскажи
смешную историю.
К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе
шоколадку.
Какие
слова
нужно
сказать,
принимая
подарок?
Постарайся
произнести эти слова вежливо. Послушаем Галю, Витю...
Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют еще гостинцами.
Вспомните,
в
каких
сказках
встречается
это
слово?
Как
герои
сказок
благодарят за гостинец?
Количество играющих «троек» и пар определяет учитель. Класс может
быть разделен на играющих без остатка; часть класса может выполнять роль
арбитра.
В конце урока — правила: «Мы будем...»; «Мы не будем...».
УРОК 4.
У ТЕБЯ В ГОСТЯХ ПОДРУГА.
Цель урока — научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать
представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях
приветствия.
Некоторые установки.
Мы объяснили ученикам, что в гости приходят не только взрослые, но и
дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить общую
игру, занять разговором. Если хозяин или гость поет, играет, читает стихи,
его
нужно
внимательно
слушать,
не
перебивая.
Можно
похвалить
выступление. В гостях проводят время. Задача хозяина в том, чтобы время не
пропало
впустую.
Особое
внимание
обратите
на
тон
приветствия
и
приглашения. Когда приходит гость, нужно улыбнуться и пригласить его
пройти в дом.
Текст для чтения.
Нюша обрадовалась: в гости пришла Маша.
- Здравствуй, Маша, проходи,
Нашей гостьей будь.
Если хочешь, посиди,
Чтобы отдохнуть.
Если хочешь, посмотри
Красивую книжку.
Если хочешь, покачай
Плюшевого мишку.
Федя ухмыляется. Ему хочется подразнить девочек:
- Нюшка-погремушка,
Машка-деревяшка!
У нашей у Нюшки
На носу веснушки!
У нашей у Машки
Чуб, как у барашка!
Барышни- мадамы,
Я вас брошу в яму!
Девочки обиделись. Они отошли в сторонку и стали тихо разговаривать
между собой. Через некоторое время вошла бабушка и попросила Нюшу
спеть для Нины Михайловны. Нюша с радостью согласилась. Нина
Михайловна похвалила Нюшу:
- Как приятно слушать мне милого ребенка.
Голосок, как ручеек, радостный и звонкий.
Тут вмешался Федя. Он снова стал дразнить сестру:
- Нюшка-клюшка-бегемотик,
У нее два метра ротик.
Только рот раскроет Нюшка,
Закрываюсь я подушкой!
Нюша замолчала. Папа увел Федю в другую комнату. А потом Нюша и
Маша еще долго пели и танцевали, а Федя остался один. Никто не хотел с
ним разговаривать.
Беседа
(опорные материалы).
- Какими словами Нюша приветствовала свою гостью? Из чего видно, что
она рада Маше? Чем Нюша постаралась занять подругу?
- Правильно ли вел себя Федя? Почему он остался один? (Потому, что был
невежлив. Наверное, он ожидал, что девочки будут смеяться, слушая его
стишки.
Федя
не
подумал,
что
человеку
неприятно,
когда
его
дразнят.
Смешные дразнилки могут обидеть. Особенно недопустимо обидеть гостя.)
Игровые ситуации.
- Давайте поиграем в гости. Пусть в гости к Гале придут Игорь и Маша.
Галя, предложи ребятам поиграть в кукольный театр. Какую сказку можно
разыграть? Как подготовить артистов? Распределите роли.
Пусть в гости к Вове придет Костя. Вова, предложи Косте поиграть в
шашки или лото. Костя, не забудь поблагодарить Вову за гостеприимство.
Пусть в гости к Тане придет Игорь. Таня, предложи Игорю посмотреть
книжку с картинками. Расскажи, о чем написано в книжке. А ты, Игорь,
расскажи
Тане
о
самой
интересной
книжке.
Когда
будешь
уходить,
поблагодари Таню за приятный вечер.
Пусть в гости к Мише придут Коля и Борис. Коля, предложи своим
друзьям
посмотреть
фотографии,
открытки,
марки,
слайды
или
фильм.
Обменяйтесь
мнениями
о
просмотренном.
Борис
и
Коля,
когда
будете
уходить,
не
забудьте
сказать
слова
благодарности
родителям
Миши.
Передайте им привет от своих родителей.
УРОК 5.
ПРОЩАНИЕ С ГОСТЕМ.
Цель урока — познакомить детей с правилами речевого поведения в минуты
прощания,
а
также
этикетными
выражениями
приглашения
в
гости
и
благодарности.
Во вступительной беседе мы сообщили о том, что прощание с гостем всегда
сопровождается
добрыми
пожеланиями,
благодарностью,
обменом
любезностями.
Любезным
называют
человека
с
приятными
манерами
—
милого,
учтивого,
предупредительного.
В
числе
выражений,
которые
употребляются
в
минуты
прощания есть
разговорные,
непринужденные:
захаживайте,
буду
очень-очень
рад(-а).
Есть
такие
выражения,
которые
характерны
в
основном
для
речи
взрослых,
рады
были
познакомиться,
спасибо за приятный вечер. Слова спасибо за хлеб-соль –
традиционная
русская благодарность за угощение.
Текст для чтения
ДО СВИДАНИЯ! ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ!
Стемнело. Нина Михайловна сказала, что ей пора домой. Все стали
прощаться с гостьей:
Дедушка: Всего Вам доброго!
Бабушка: Всего хорошего!
Папа: Рады были познакомиться!
Мама: Надеюсь, мы скоро встретимся, приходите в гости, пожалуйста.
Николай Ильич: Приходите чаще.
Бабушка: Захаживайте! Мы всегда рады гостям.
Папа
-
Вы для нас — желанный гость!
Нюша: Спасибо за груши. До свидания!
Мама: До свидания.
Нина Михайловна: Спасибо за хлеб-соль, за приятный вечер. Было очень
весела Приходите и вы ко мне в гости всей семьей. Буду очень-очень рада. До
новых встреч!
И тут появился Федя. Все сразу замолчали.
Федя: До свидания, Нина Михайловна! Простите меня. Я вел себя плохо. Но
когда вы придете к нам в следующий раз, я буду вежливее. Приходите в
гости, пожалуйста.
Беседа (опорные материалы)
— Какими словами хозяева прощались с гостьей? Какие выражения вам
запомнились? Повторите эти выражения.
— Почему
вместе
с
прощанием
звучали
слова
приглашения,
доброго
пожелания? (Постарайтесь, чтобы дети поняли: гость должен уйти в
хорошем настроении, с приятными воспоминаниями о проведенном
времени, с желанием снова посетить этот дом.)
— А как вели себя дети?
Хорошо ли вел себя Федя на этот раз.
(Обратите
внимание
на
то,
что
каждый
член
семьи
Муратовых
говорит
Нине
Михайловне на прощание приятные слова. Даже Федя ведет себя хорошо.
Ведь он добрый мальчик, хотя и шалун.)
Все ребята знают, что при встрече люди говорят друг другу «здравствуйте»,
а
при прощании — «до свидания». А что еще можно сказать друг другу при
встрече и прощании? Подумайте и скажите.
УРОК 6. ИГРА В ГОСТИ
(повторение).
Цель урока — повторить и закрепить знания, полученные детьми по
темам
«Знакомство», «Прием гостя», «Поведение в гостях».
Беседа
(опорные материалы)
— Давайте
вспомним,
что
такое
этикет,
хорошие
манеры.
О
каком
человеке можно сказать: «У него хорошие манеры»?
— В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за
столом? Что нужно сказать, уходя домой?
— А каковы правила поведения хозяев дома? Что говорят, встречая гостя,
провожая его? Что говорят, когда угощают?
— Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята
обиделись на тебя, и ты остался один. Что нужно сделать? Что нужно
сказать ребятам?
— Давайте
повторим,
какие
вы
знаете
слова
приветствия,
прощания,
благодарности.
Почему
нам
нужно
знать
эти
слова
и
никогда
не
забывать о них?
Игровые ситуации
Игра в гости.
Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа,
/бабушка, дети) и гости.
Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости? Пригласите их по
правилам.
Как вы их встретите?
Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Познакомьте их с
«папой» и «мамой».
Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно сказать при этом? А
Лена и Юра что скажут?
Пусть «мама» и «бабушка» пригласят гостей к столу. (Все садятся за
стол.) Как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-
нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя
ее участники.)
Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом?
«Гостям» пора уходить домой. «Гости» и «хозяева», поговорите между
собой на прощание.
УРОК 7.
ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ
Цель урока — познакомить детей с традиционными русскими
пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые
адресуются близким.
Некоторые установки.
Перед чтением текста мы пояснили детям, что этикет особенно важно со-
блюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений
желательно соблюдать в семье. Перед сном вредно затевать игры, резвиться и
шалить. Обратили внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в
постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это
шутливые мужские команды.
Текст для чтения.
СПОКОЙНОЙ НОЧИ!
Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут
на работу, а Нюша и Федя, как всегда, отправятся в школу.
Бабушка говорит:
–
Спать пора, мои маленькие, скорее умывайтесь и в постель. Федя со-
противляется:
– Во-первых, я не маленький, это Нюшке пора в постель, а я буду играть в
шахматы. Дед, сразимся в шахматы? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре
хода - и мат...
– Что ты, Федя, какие шахматы на ночь глядя?
– Скажи, дедушка, ну как это можно — глядеть на ночь? Вот выйдем на
балкон и посмотрим...
Тут вмешался папа:
– Кончай разговорчики! Марш в постель!
– Есть марш в постель, — с сожалением ответил Федя. Он снял курточку и
подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на голове.
В это время Нюша вышла из ванной. Она аккуратно сложила свои вещи,
подошла к бабушке с дедушкой и сказала:
– Спокойной ночи!
–
Спокойной ночи, Нюшенька, желаю добрых сновидений,
–
сказал
дедушка.
– Спи спокойно, внученька, — сказала бабушка и поцеловала Нюшу.
Нюша подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа
погладил Нюшу по голове:
– Спокойной ночи, приятных снов!
Мама поцеловала Нюшу:
– Спокойной ночи, моя умница. А где Федя? Кажется, он до сих пор стоит
на голове...
Беседа
(опорные материалы)
Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг
другу Нюша, бабушка, дедушка?
– А вы, ложась спать, желаете своим близким спокойной ночи.
– Как вы готовитесь ко сну? Почему Федя вел себя неправильно? Почему
нельзя шалить и шуметь перед сном?
Игровые ситуации
Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла — ваш ребенок. Уложите
ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.
Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбельные песни. Кто
споет колыбельную? Хотите ли вы разучить новую колыбельную песенку?
Пусть Вася будет дедушкой, а Витя — непослушным внуком. Дедушка
советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше
пошалить. Как закончится беседа дедушки и внука?
Пусть Инна будет мамой, Лена — дочкой. Пожелайте друг другу что-
нибудь приятное перед сном.
УРОК 8.
УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Цель
урока
—
познакомить
детей
с
традиционными
приветствиями,
которыми обмениваются утром в момент пробуждения.
Некоторые установки
Ребенок должен понять, что утреннее приветствие это знак внимания и
любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен
быть
приветливым, добрым и веселым.
Текст для чтения
ДОБРОЕ УТРОI
Звонит будильник. Мама подходит к детям.
– Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.
Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит:
– Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну пожалуйста.
Федя поворачивается к стенке и с головой укрывается одеялом.
Появляется папа:
– Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед.
Он весело срывает с Феди одеяло.
– А-а-а! – вопит Федя.— О-о-о!
Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хохочет:
– Эй, лежебока, быстро вставай,
Брюки свои поскорей надевай.
Федя недоволен:
– Молчи, Нюшка, а то получишь ...
– Доброе утро, братик, не надо сердиться.
– Доброе утро,— бурчит Федя.
Папа командует:
– На зарядку становись!
– А мы в школе делаем зарядку,— хором говорят дети.
– Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше — посмотрим.
Нюша пытается подтянуться, но у нее не получается. Федя ее дразнит:
Нюшка ела мало каши,
Мускулы, как простокваша!
Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко поворачивается и падает на ков-
рик. Нюша подбегает к брату:
– Ты не ушибся? Тебе не больно?
Горе-гимнаст только качает головой.
Входит бабушка:
– Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Федя.
– Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?
– Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на
санках.
Нюша и Федя хлопают в ладоши.
– Вот это да! Быстро на улицу!..
Во дворе белым-бело. У подъезда стоят большие сани со спинкой. Нюша
и Федя садятся в сани. По дороге в школу они встречают соседку:
– Доброе утро, тетя Варя!
– Доброе утро, путешественники, с первым снегом!
А вот и школа. Нюшу ждут в первом классе, а Федю — во втором,
– Здравствуйте, дети, доброе утро, проходите скорее,— говорит учительница
Елена Петровна.
– Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.
– Рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо выспались, сны вам снились прият-
ные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...
Беседа
(опорные материалы)
– Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?
– Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что
вы
говорите маме, бабушке?
– Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?
– А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Дже-
ком. Он любит вежливых детей.
– Вы приходите в школу. Что нужно сказать учителю, ребятам при встрече?
– Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? Запомните: чтобы весь
день
было
хорошее
настроение,
нужно
с
утра
быть
вежливыми
и
приветливыми.
Игровые ситуации
Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон — дедушка, Ира —
бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах
утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.
Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой. Ранним утром папа
будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот
разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и
немногословен.
Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к маминой постели. Что
они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.
Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте
распределим остальные роли и представим воскресное утро (в понедельник
утром).
Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены
учителю.
УРОК 9.
ОБ УСТУПЧИВОСТИ
Цель урока — объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не
быть грубым, уступать друг другу.
Текст для чтения.
УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ.
Елена Петровна говорит ребятам:
– Подойдите к окну и посмотрите, какой сюрприз приготовили нам ваши
папы.
Дети подбегают к окну. Во дворе стоит большая ледяная горка.
– Ура! Сегодня мы будем кататься с горки! Спасибо! Вот так сюрприз!
Елена Петровна радуется вместе со всеми.
___Каждый берет свои санки, садится на них — и, как ветер, летит с горы.
Не боитесь?
– Нет!
– Это очень весело!
– Мы все умеем кататься!
– Мы каждую зиму катаемся!
– Скорее на прогулку!
Федя скачет на одной ножке. У него уже готовы смешные стишки.
На дворе стоит гора,
Не гора, а горочка.
На санях сидят рядком
Вова, кот и Лорочка.
Дощечка надломилась —
Лора в снег свалилась.
Вова прыгнул на кота,
Кот помчался в ворота...
Ребята покатываются со смеху. Елена Петровна строго смотрит на ребят:
— Все готовы? Хорошо. Будьте внимательны. Уступайте друг другу.
А вот и горка. Федя всех расталкивает и взбирается наверх. Он чувствует
себя альпинистом, покорителем ледяных гор. Юра тихонько подбирается к
Феде и дергает его за валенок. Федя летит вниз, за ним Юра. Вот они уже
столкнулись.
– Куча мала! — кричит Федя...
Елена Петровна очень недовольна:
– Встаньте, отряхните друг друга и подумайте, хорошо ли вы себя вели. Се-
годня ты, Федя, и ты, Юра, не будете больше кататься. Ведь все могло
кончиться очень печально...
Беседа
(опорные материалы)
– Как вы думаете, почему Елена Петровна не позволила мальчикам кататься
с горки?
– Могут ли все быть первыми?
– Что могло случиться с мальчиками?
– Расскажите, как нужно себя вести, когда все хотят кататься, а горка одна.
Попробуйте объяснить Феде и Юре правила игры. Как вы понимаете слова
Елены Петровны («уступайте друг другу»)?
– Подумайте и скажите, в каких еще случаях мы должны уступать друг дру-
гу.
– Расскажите какой-нибудь случай, когда дети не хотели уступать друг дру-
гу и поссорились.
– Уступаете ли вы дома своим младшим братьям и сестрам?
Игровые ситуации
Пусть Игорь будет дядей Колеи, а Юля и Лена его племянницами. Дядя
Коля приехал из Мурманска. Он привез одну большую морскую звезду. Юля
и
Лена
должны
принять
этот
подарок,
но
не
поссориться.
Давайте
послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
Федя и Коля вышли во двор. У них один велосипед на двоих.
– Коля, уступи Феде велосипед.
– Дима и Вера, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход
будет первым.
Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте
сделаем это без давки, уступая друг другу.
Наша группа пришла в зоопарк. А вот и клетка кенгуру. Как вы
будете вести себя? Постарайтесь сделать так, чтобы каждый посмотрел
на удиви-тельное животное.
Нина Михайловна принесла книжку с картинками.
– Максим, уступи Наде. Пусть она первая посмотрит книжку.
– Надя, поблагодари Максима. А может быть, стоит посмотреть книжку
вместе?
УРОК 10.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Цель
урока
—
познакомить
детей
с
формами
выражения
просьбы,
адресованной
старшему
незнакомому,
старшему
близкому,
а
также
ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
Некоторые установки
Вначале мы повторяем с детьми выражения просьбы, следим, чтобы тон
был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).
Важно
убедить
ребенка
в
том,
что
вежливая
просьба
поможет
ему
получить
желаемое.
Просьба
должна
быть
адресована
конкретному
человеку: ровеснику — сестре или брату, подруге или другу; взрослому
близкому человеку — отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому
знакомому — учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому —
продавцу
или
прохожему
и
т.д.
В
каждом
конкретном
случае
следует
смотреть
человеку
в
лицо.
Слова
просьбы
желательно
произносить
негромко. Грубые выражения, принятые в среде школьников: «Отвали»; «Ну
дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении «ты прозрачный»?) Эти
выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли,
оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.
Текст для чтения.
РАЗРЕШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА...
Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Федя вошел в комнату и
увидел: сидит папа, а рядом с ним — Нюша. Папа подает слайд, Нюша
аккуратно вставляет его в диапроектор, и на экране появляются высокие
вершины гор, покрытые пушистым снегом.
Федя подбегает к Нюше, отталкивает ее от проектора и выхватывает
слайд.
— А ну дай мне! Мои слайды!
Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:
— Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!
Федя пошел к дедушке.
— Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так
весело, так интересно! А Нюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал.
Велел научиться вежливо просить.
Нет ничего проще,— ответил дедушка.— Ты должен выучить несколько слов.
Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень
прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть слайды.
Федя:
– Вот еще нежности! Никогда!
Пусть раньше вырастет борода,
Чем буду я кланяться этой девчонке!
Уж лучше постою в сторонке...
– Посмотрите, какой огромный жук! — закричал Юра. – Я никогда таких не
видел. Ну просто как бульдозер!
Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.
– Разреши и мне посмотреть,— сказала Нюша.
– Эй, Юрка, твой отец стекольщик? — закричал Федя. – Отвали! Дай дру-
гим посмотреть!
Беседа
(опорные материалы).
– Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли Феде увидеть жука?
Какую ошибку он допустил?
– Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы ска-
зали Юре?
Текст для чтения.
Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и
попросила: Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.
– Съешь после обеда, – ответила мама.
– Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попро-
бовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.
Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.
Беседа
(опорные материалы)
– Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?
– Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку?
– Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?
– Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?
– Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-
либо.
Нужно
ли
говорить
эти
слова
только
взрослым
или
детям
тоже?
(Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками – на это
следует обратить особое внимание детей.)
УРОК 11.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
(продолжение)
Цель урока — повторить и закрепить знания детей о речевых формулах
вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые
ситуации.
Текст для чтения
Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.
– Дедушка,— попросила Нюша, – я хочу сама купить печенье. Дай мне,
пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.
– Что ж, внучка, попробуй.
– Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...
Беседа
(опорные материалы)
– В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо
ли обратилась Нюша к продавцу?
– Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?
Текст для чтения.
Игровая ситуация с элементами беседы.
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить
Нюше скакалку, а Феде — мяч. Федя обратился к продавцу:
– Покажите это. Мне папа купит...
Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к продавцу? Научите Федю
беседовать с продавцом. Пусть Вера будет продавцом, а Коля покупателем.
Разыграйте сценку.
Текст для чтения.
Игровая ситуация с элементами беседы.
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
– Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!
–
Но у тебя уже есть клюшка,— уговаривает его мама,— успокойся, пожа-
луйста, не кричи...
– А я эту хочу! Купи-и-и!
Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу
вести себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова,
попроси «маму» купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на
себя внимание окружающих.
Лиля и Петя, попросите маму купить теннисный мячик. Какие вежливые
слова вы ей скажете?
Игровые ситуации
Давайте поиграем в детский магазин. Валя – продавец, а другие дети –
покупатели. Разложим на «прилавке» игрушки. (Каждый ребенок выбирает
себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме
слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них
– «пожалуйста».)
Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете
дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя. Галя, подойди к
прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется
обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы.
Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали –
ни дома, ни на улице, ни в школе, ни в магазине.
УРОК 12.
ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Цель урока — показать ребенку, как принято вести себя в общественном
транспорте,
научить
его
вежливо
уступать
место
старшим,
обучить
несложным правилам оплаты проезда.
Текст для чтения
САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:
– Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.
Нюша села у окна, Федя — рядом с ней.
–
Нюшка! — закричал Федя на весь автобус.— Ты заслоняешь все окно.
Ничего не видно!
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
– Мальчик,— сказала женщина, которая стояла рядом,— если тебе не труд-
но, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился:
– Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
– Спасибо, мальчик.
– Пожалуйста, не стоит благодарности.
Беседа
(опорные материалы).
– Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Федя? (Сначала нет, по-
тому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на
сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом
стояла
женщина.)
– Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил,
как вежливый мальчик? Объясните.
– А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их
разговор.
– А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говори-
те? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.
Текст для чтения
ПЕРЕДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА БИЛЕТ.
Федя спокойно стоял, держась за спинку сиденья, и тут его попросили:
– Передай, пожалуйста, деньги на билет.
Федя растерялся...
Беседа
(опорные материалы).
– А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на
билет? Научите Федю, как следует вести себя в таком случае и что нужно
сказать в ответ на просьбу.
Игровые ситуации.
Давайте поиграем в автобус. Все садятся на места и готовят деньги на
проезд. К вам подходит кондуктор. Расплатитесь с ним, пожалуйста. Какие
слова вы будете говорить. Поговорите с кондуктором.
–
А теперь в автобус входит Таня — «бабушка». Как вы поступите? Кто
должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к бабушке.) Что он при этом
скажет? Что ответит «бабушка»? А на следующей остановке войдет Вера с
«ребенком» (куклой) на руках. Что будет дальше?..
УРОК 13.
ПОВЕДЕНИЕ У КАССЫ КИНОТЕАТРА.
Цель урока — обучить детей правилам приобретения билета в кинотеатр
и одновременно — ввести в активный речевой запас ребенка этикетные
выражения, необходимые в ситуации приобретения билета в кино.
Текст для чтения.
ДВА БИЛЕТА, ПОЖАЛУЙСТА!
Нюша тихонько напевает:
– Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко...
– Нюш, а сегодня в кино «Властелин колец». Давайте попросим маму сво-
дить нас.
Нюша подбегает к маме:
– Мама, пожалуйста, разреши нам пойти в кино. Нам очень хочется посмот-
реть «Властелин колец».
Мама согласилась:
– Хорошо, дети. А знаете ли вы, как купить билет?
Федя воскликнул:
– Еще бы не знать!
Я подойду к кассе и скажу: «Тетечка кассирша, дайте
мне билетик, а я вам за это дам хорошенькую шапочку с кисточкой».
– Нет, Федя, ведь ты же не Буратино.
На этот раз развеселилась Нюша:
– Вот так славная картина,
Наш Федюша — Буратино!
– Успокойтесь, дети, запомните лучше, как нужно покупать билет.
–
Я знаю как, мама. Послушай: «Дайте нам два билета в первом ряду на
фильм «Властелин колец». Правильно?
Беседа
(опорные материалы).
– Какое слово забыла Нюша?
– Федя собирается подойти к кассе и сказать:
– Тетечка, приветик,
Дайте мне билетик!
Можно ли так говорить? Научите Федю, как следует правильно
обратиться к кассиру.
УРОК 14.
В ПОЛИКЛИНИКЕ.
Цель урока — познакомить детей с правилами речевого поведения в
регистратуре поликлиники, а также в кабинете зубного врача.
Текст для чтения.
У Феди разболелся зуб.
– Ой, мамочка, не могу! Зуб болит! Мама успокаивает сына:
– Ничего страшного. Пойдем к зубному врачу. Он посмотрит, что случилось,
положит на зуб лекарство, и все пройдет. Заодно и Нюшины зубки проверим.
Мама взяла детей за руки и повела их в стоматологическую поликлинику.
Федя молчал, а Нюша подошла к окошку и попросила регистратора:
– Дайте, пожалуйста, карточки Муратовой Анны и Муратова Федора.
– Назови свой адрес, Анна.
– Улица Чехова, дом 5, квартира 28.
– Сейчас посмотрю. Вот ваши карточки. Возьмите, пожалуйста. А это тало-
ны к врачу. Пройдите в кабинет номер 6.
Федя и Нюша взяли карточки и пошли к врачу. Федя опустил талон в
дверную щель и услышал:
– Федор Муратов, проходи, пожалуйста.
Федя вошел. Он увидел большое кресло. Рядом на круглом вертящемся
стуле сидел доктор и улыбался:
– Ну, что стряслось? Садись, Федор, посмотрим твой больной зуб.
Феде стало страшно. Он отчаянно закричал:
– Нет! У меня здоровые зубы! И ничего у меня не болит! Не пойду! Не сяду!
Не хочу! Доктор спокойно ответил:
– Ну что ж, выйди, посиди в приемной и немного успокойся. А я пока ос-
мотрю твою сестру.
Вошла Нюша.
– Вот и прекрасно. Садись. Открой пошире рот. Вот так. Хорошо. Сиди спо-
койно. Доктор осмотрел зубы девочки – они были здоровы. Нюша вышла из
кабинета, поблагодарив стоматолога. Вошел Федя и сел в кресло.
Рот не открывался.
– Открой рот, Федор.
Федя молча покачал головой. Доктор ждал.
«Наверное, он будет разжимать мой рот ножом»,— подумал Федя и приот-
крыл рот.
Доктор взял зеркальце, Федя открыл рот пошире, и доктор внимательно
осмотрел каждый зуб.
– Ничего страшного. Сейчас в твой рот залетит пчела и положит на зубок
мед. Закрой глаза, а рот не закрывай.
Федя послушно закрыл глаза. Он услышал жужжание и вдруг ощутил
острую боль. Федя хотел проглотить противную пчелу, которая, наверное,
ужалила его, но доктор не дал ему зажать рот. И вдруг боль прошла.
– Вот и все, Федор, а ты боялся. Можешь идти.
– До свидания. Извините меня, пожалуйста. В следующий раз я буду вести
себя хорошо. Большое спасибо. Зуб уже не болит.
– До свидания. Будь здоров, не болей!
Беседа
(опорные материалы).
–
Давайте сравним поведение Нюши и Феди. Почему Феде пришлось
выйти из кабинета? (Он испугался: ведь у него очень сильно болел зуб.
Поэтому
Федю
можно
пожалеть.
Однако
мужчина
должен
быть
терпеливым,
вести
себя
с
достоинством.)
Из
чего
видно,
что
Федя
успокоился и понял, как нужно себя вести? Что он сказал, уходя от врача?
Повторим его слова.
– А как вела себя Нюша? Вспомним, как она записала себя и брата на прием
к
врачу.
А
вы
знаете
свой
адрес?
Что
бы
вы
сказали
в
регистратуре,
записываясь к врачу?
– Почему доктор похвалил Нюшу?
– Скажите честно, а вы боитесь ходить к зубному врачу? Берите пример с
Нюши. Если следить за зубами и проверять регулярно, здоровы ли зубы,
они не будут болеть.
Игровые ситуации.
Поиграем
в
регистратуру. Я
регистратор.
Таня
и
Толя
пришли
в
поликлинику.
Подойдите
по
очереди
к
«регистратуре».
Поговорите
с
«регистратором» (вспомните, что в этом случае сказала Нюша). Назовите
точно свой адрес. Возьмите талон, пройдите к «кабинету врача» и опустите
свой талон. Ждите вызова.
А сейчас поиграем в зубного врача. Костя врач, Юля — медицинская
сестра, а вы все пациенты. Кто объяснит значение этого слова? Итак,
пациент — это тот, кто приходит к лечащему врачу, больной, который
должен пройти лечение у врача или проверить, здоров он или нет.
Пациент рассказывает врачу, какие у него жалобы, что его беспокоит.
Врач
осматривает
больного,
дает
ему
советы,
выписывает
рецепт
на
лекарство. Врач и больной должны беседовать вежливо.
УРОК 15.
В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
Цель урока — ввести в активный речевой запас ребенка этикетные
выражения,
необходимые
в
разговоре
с
библиотекарем
во
время
оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.
Некоторые установки.
Мы
выяснили,
посещают
ли
дети
библиотеку.
Читая
разговор
в
библиотеке, мы четко выделяли голосом подчеркнутые реплики. Играя в
библиотеку, старались расширить знания детей об интересных книгах и их
авторах. Мы играли роль библиотекаря. Ученики проявляли свои знания о
роли читателей. Затем мы поменялись ролями.
Текст для чтения.
Федя пришел из школы взволнованный.
– Папа, сегодня нам читали сказку «Огниво», но учительница не успела за-
кончить чтение, я так и не узнал, что приключилось с веселым солдатом.
– Сказку «Огниво»,— сказал папа,— написал датский сказочник Ганс Хри-
стиан Андерсен. К сожалению, у нас дома нет сказок Андерсена, но я
думаю, что в детской библиотеке можно взять эту книгу на дом.
– Папа, пожалуйста, запиши меня в библиотеку. Мне так хочется прочитать
все сказки Андерсена!– Знаешь, Федя, скажу тебе честно: я боюсь, что ты
будешь плохо себя вести. В библиотеке не принято шуметь. Читатели ведут
себя скромно и серьезно.
– Папочка, даю тебе честное слово, я постараюсь соблюдать этикет, вести
себя как настоящий читатель. Я так люблю сказки!
– Хорошо. Честному слову твоему я верю. Одевайся — и пойдем в библио-
теку. По дороге я объясню тебе, как принято разговаривать с библиотекарем.
В детской библиотеке папа прочитал надпись на дверях:
–
Зал для школьников. Библиотекарь – Степанова Анна Ивановна. Федя,
обратись к библиотекарю по имени и отчеству. Попроси записать тебя в
библиотеку.
Федя сказал тихо, но четко:
– Здравствуйте, Анна Ивановна. Меня зовут Федор. Фамилия моя — Мура-
тов. Мне 8 лет. Будьте добры, пожалуйста, запишите меня в библиотеку.
Анна Ивановна записала на карточку Федину фамилию и спросила:
– А что бы ты хотел почитать?
– Я хотел бы попросить книгу сказок Андерсена. Мне очень понравилась
сказка «Огниво».
– Хорошо. Я дам тебе «Сказки» Андерсена для чтения на 10 дней. Обещай,
что ты будешь бережно относиться к книге: ведь ее хотят прочитать и другие
дети.
– Конечно, Анна Ивановна. Обещаю быть аккуратным. Можно попросить у
вас еще одну книгу?
– Пожалуйста. Мы выдаем две. Что бы ты еще хотел почитать?
– Я не знаю. Посоветуйте, пожалуйста, какую книгу мне выбрать.
– Советую тебе прочитать повесть «Дядя Федор, пес и кот» писателя Эдуар-
да Успенского.
– Спасибо! Я смотрел мультфильм. Очень смешная история. Большое спа-
сибо за книги. До свидания, Анна Ивановна!
– До свидания, Федор, приходи через 10 дней. Теперь ты читатель нашей
библиотеки.
Беседа
(опорные материалы).
– Любит ли Федя книги? (Да, он уже научился читать и очень хочет запи-
саться в библиотеку.)
– А вы любите чтение? Какие книги ваши любимые и почему? (Об этом
можно поговорить подробно.)
– Почему папа сначала боялся вести Федю в библиотеку? Что должен знать
и уметь каждый читатель? (Вспомните, что сказали Феде папа и Анна
Ивановна.)
– Правильно ли Федя вел себя в библиотеке? (Обратите внимание на то, как
мальчик
обратился
к
библиотекарю,
как
высказал
свою
просьбу,
как
поблагодарил Анну Ивановну и попрощался с ней.)
– Были ли вы когда-нибудь в библиотеке? Попросите родителей записать
вас в детскую библиотеку, скажите им, что вы знаете, как вести себя там.
Игровые ситуации.
Поиграем в библиотеку. Подходите ко мне по очереди. Как вы
запишитесь в библиотеку? Попросите выдать вам интересную книгу. Не
забудьте слова, которые помогают просить. Если правильно произнести эти
слова, библиотекарь обязательно выберет для вас хорошую книгу. Почему
нельзя в библиотеке говорить громко? Обращайтесь ко мне тихим голосом.
(С каждым ребенком нужно поговорить о выбранной книге.) Получив книгу,
не забудьте вежливые слова, которые нужно произнести перед уходом.
Библиотекарь Анна Ивановна проводит читательскую конференцию. Она
спрашивает:
– Дети, кто хочет рассказать любимую сказку?.. Конечно, у каждого есть
любимая сказка. Попробуйте рассказать ее так, чтобы все слушали затаив
дыхание. Кто первый?
В
библиотеке
есть
читальный
зал.
Это
зал,
где
читатели
могут
пользоваться
библиотечными
книгами. Я
библиотекарь,
а
вы
читатели.
Запишитесь в читальный зал. Каждый из вас возьмет книгу, выберет место в
зале, сядет и почитает, посмотрит картинки. Перед уходом книгу нужно
сдать библиотекарю. Не забудьте слова благодарности и прощания.
УРОК 16.
ПОВЕДЕНИЕ В КАФЕ.
Цель урока — ознакомить детей с правилами речевого общения в кафе,
научить их вежливо беседовать с буфетчицей (официанткой).
Некоторые установки
Как выяснилось в процессе беседы, ученики очень любят ходить в кафе.
Мы
учили
их
соблюдать
правила
этикетного
поведения
в
общении
с
буфетчицей (официанткой).
Обращали внимание на то, что поведение Феди не соответствует этикету.
Федя хочет быть в центре внимания, говорит излишне громко, забывает о
вежливости.
Нюша ведет себя по правилам этикета. Хорошо, что дедушка и Нюша не
делают Феде замечаний при посторонних. Они дома объяснят ему, как
полагается, вести себя в кафе.
Разговор в кафе должен быть спокойным, негромким.
Текст для чтения.
Дедушка пригласил Нюшу и Федю в детское кафе.
– Федя, закажи, пожалуйста, для всех мороженое.
Федя подбежал к стойке и гордо заявил:
– Я пришел!
Молчание...
– Разве вы не видите, что я пришел? Вот вам деньги!
Красивая девушка в голубом платье, с высокой короной на голове укориз-
ненно покачала головой.
Федя не унимался
– Мы мороженое желаем!
Подошел дедушка, держа за руку Нюшу:
–
Простите, пожалуйста, моего внука. Можно ли заказать три порции
мороженого?
Буфетчица:
– Вам сливочное или фруктовое? Дедушка:
– Два фруктовых и одно сливочное.
Буфетчица:
– Что вы будете пить?
Нюша:
– Я бы хотела выпить сок, а Федя любит коктейль.
Дедушка:
– Пожалуйста, два сока и коктейль.
Нюша:
– Можно у вас попросить печенье?
Буфетчица:
– Да, пожалуйста.
Дедушка, Нюша и Федя:
– Спасибо большое.
Беседа
(опорные материалы).
– Почему дедушке пришлось извиниться за внука? О каких правилах этикета
забыл Федя? Как он должен был говорить с буфетчицей? Подскажите Феде
правильные реплики.
– Правильно ли вела себя Нюша?
Игровая ситуация.
Представьте себе, что недалеко от вашего дома открыли семейное кафе. В
воскресенье родители решили пообедать в этом кафе всей семьей. Подошел
официант:
– Что вы хотите заказать?
– Игорь, ответь официанту. (Объясните ребятам, что такое меню и как им
пользоваться.)
– В какой руке держат вилку? В какой руке держат нож? Если вы не умеете
пользоваться ножом и вилкой, возьмите нож в правую руку, вилку – в левую.
Поучитесь немного, и у вас обязательно получится.
Не
забудьте
поблагодарить
официанта
(официантку),
а
уходя,
попрощаться.
Игровые
роли:
мама,
папа,
сын,
дочь,
официант
(официантка).
За
столиками в семейном кафе – несколько семей.