Напоминание

Программа летней профильной школы по математике и информатике «ЭВРИКА» для обучающихся 5-х классов


Автор: Шахматова Анна Борисовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 113
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Программа летней профильной смены
Тема: Программа летней профильной школы по математике и информатике «ЭВРИКА» для обучающихся 5-х классов
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОГРАММА

летней профильной школы

по математике и информатике

«ЭВРИКА»

для обучающихся 5-х классов

Разработчик:

Шахматова Анна Борисовна,

учитель математики и

информатики ВКК

Новосибирск, 2021

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени

школьников. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их

творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей,

приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,

воплощения

собственных

планов,

удовлетворения

индивидуальных

интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Кроме того, каникулы - это время путешествий, новых впечатлений и

открытий. В рамках обучения в летней профильной школе дети каждый день

совершают для себя небольшие, но все-таки открытия. Поэтому летняя

школа получила свое название «Эврика». Занятия в летней школе проходят в

неформальных формах и являются стартовым механизмом, позволяющим

раскрыть каждому ученику творческие возможности в области математики,

информатики и в их приложениях. Развивающая и воспитательная ценность

такого подхода состоит в том, что она создаёт условия для педагогически

целесообразного эмоционально привлекательного познания математики и

информатики

как части

культуры,

раскрывает

творческий

потенциал

ученика. Основной задачей школы является вовлечение учащихся в

увлекательный и простой процесс образования и познавания различных

дисциплин, развития творческого мышления и логики.

Таким образом, актуальность разработанной программы заключается в

том, что основу ее реализации составляют отвечающие современным

требованиям разнообразные виды деятельности:

оздоровление детей и подростков;

учебно-познавательная деятельность в области математики и

информатики, в сфере технического и иного познавательного творчества;

организация досуга.

Программа спроектирована исходя из социальных и образовательных

запросов основных потребителей образовательных услуг (родителей, детей) с

учетом

методического,

кадрового,

материально-технического

и

информационно-технологического обеспечения лицея.

Программа является модульной, что позволяет наиболее рационально

организовать пространство летней школы (сочетая различные модули по

необходимости),

по

формам

реализации

массовая,

групповая

и

индивидуальная, по продолжительности – краткосрочная (реализуется в

течение 6 дней).

Таблица 1.

Модули летней школы

Название модуля

Содержание модуля

Исполнители

1. Визитка летней

школы.

Искусство

презентации

Вводная часть: открытие летней

школы, формирование

творческих групп (объединение

обучающихся в группы на

основе методики «Фигуры»,

распределение ролей и

обязанностей среди участников

групп; постановка целей и задач

работы летней школы,

определение законов и условий

совместной работы.

1. Что такое презентация?

2. Требования к оформлению

презентаций.

3. Графические объекты в

презентации.

Учителя

математики и

информатики

2. «Наследники

Шерлока Хомса»

1. Кодирование информации.

2. Шифрование и

дешифрование.

3. Математические ребусы

(правила составления).

Учителя

математики и

информатики

3. «Где логика?»

1. Логические задачи.

2. Решение логических задач с

помощью таблиц.

Учителя

математики и

информатики

4. «Алгоритмы и

исполнители»

1. Что такое алгоритмы, и кто их

выполняет?

2. Среда исполнителя

«Чертежник».

Учителя

математики и

информатики

5. «Редактор-

1. Оформление текстового

Учителя

оформитель»

документа.

2. Графические объекты в

текстовых документах.

математики и

информатики

6. Защита проектов.

Посещение музея

Солнца

1.

Представление творческих

проектов.

2.

Подведение итогов

совместной деятельности.

3.

Награждение победителей.

4.

Организация выставки

творческих работ.

Учителя

математики и

информатики

Каждый модуль сформирован по трем направлениям: познавательное,

развивающее, культурно-досуговое.

Каждое из направлений работы летней школы имеет целью средствами

математики

и

информатики

приобщить

школьников

к

занятиям

интеллектуальным и творческим трудом.

Приобретенные школьниками в ходе реализации программы навыки

творческой

и

исследовательской

работы

могут

быть

с

успехом

транслированы в любую предметную область.

Каждый вид работы в рамках реализации программы предполагает

активацию внутренних резервов ребёнка и формирования определенного

стиля мышления всех участников, связанные преимущественно с активным

использованием

вычислительной

техники.

Данный

подход

является

современным,

актуальным

и

провоцирует

мотивацию

учеников

к

самостоятельному

опережающему

обучению,

способствует

социальной

декларации мобильности ребенка. За день для учащихся проводится два

занятия продолжительностью 40 мин., из которых 15-20 мин учащиеся

занимаются за компьютером.

Принципы, лежащие в основе программы

Принцип научности – материал, изучаемый в рамках летней школы,

нередко

выходит

за

рамки

школьной

программы

по

математике

и

информатике.

Принцип

системности

заключается

в

структурировании

процесс

обучения детей на основе вариативности уровней сложности и важности

знаний.

Принцип формирования

базовых знаний

предполагает,

что

для

успешного выполнения проекта требуются определенные базовые знания и

навыки.

Принцип вариативности заключается в организации и проведении

различных мероприятий и занятий с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей для исключения переутомления и наилучшего усвоения

предлагаемой информации; в применении различных подходов к подаче

информации – информационные минутки, практикумы, интеллектуальные

игры и другие формы работы.

Принцип

коллективной

творческой

деятельности

предполагает

вовлечение

всех

детей

в

совместную

творческую

деятельность,

распределение групповых обязанностей среди детей с учетом их интересов и

запросов.

Принцип доступности предполагает, что ребенок вправе выбрать

любую роль в совместной групповой деятельности, самостоятельно выбрать

тему проекта. Корректировка выбора осуществляется куратором летней

школы с целью наибольшего соответствия проекта уровню знаний и

интересов участников.

Принцип

самореализации

в

рамках

летней

школы

активно

поддерживаются

творческие

проявления

участников,

и

проводятся

мероприятия с целью активизации творческой деятельности, обучения

упорядоченному

подходу

к

деятельности,

обучения

успешному

и

эффективному представлению результатов своей деятельности.

Предполагаемый результат

При активном участии детей и взрослых в реализации программы

предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к

большому общему делу. Успешность детей в различных мероприятиях

повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

Предусматривается, что время, проведенное в летней школе, не пройдет

бесследно ни для взрослых, ни для детей, и в течение следующего учебного

года они с инициативой и творческим подходом будут участвовать в 7жизни

лицея.

Конечным результатом программы является:

1.

Организация отдыха детей и подростков.

2.

Приобретение детьми навыков коммуникации через активную

форму отдыха.

3.

Максимальное раскрытие творческого потенциала: динамичное

развитие творческого мышления, познавательных интересов, лидерских и

организаторских навыков.

4.

Получение детьми дополнительных знаний по математике и

информатике, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов

и творческих способностей.

По окончании смены у ребенка: будет реализована мотивация к

здоровому образу жизни, к собственному развитию, будет создана мотивация

на получение конкретного результата от своей творческой деятельности.

Каждый ребенок станет участником создания творческого проекта.

План проведения летней школы

Распорядок дня:

09.00-09.30 -утренний сбор «Доброе утро, всем!»

09.30-10.00 - зарядка

10.00-10.30 - завтрак

10.30-12.30 - профильная деятельность

12.30-13.00 - подвижные игры, отрядные мероприятия.

13.00-13.30 - обед

13.30-14.00 - подведение итогов дня.

Условия реализации программы

1.

Нормативно-правовые условия:

Программа

разработана

с

учетом

следующих

законодательных

нормативно-правовых документов:

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Конституцией РФ;

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-

Ф3;

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон

РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных

нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с

дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства

Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

2.

Материально-технические условия

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных

мероприятий.

Материалы для оформления мероприятий и творчества детей.

Аудио- и видеоматериалы, видеотехника.

3.

Методические условия

Наличие необходимой документации, программ, планов.

Разработка положений и сценариев мероприятий, запланированных

для проведения на тематических площадках.

Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами перед

началом работы объектов организации досуга.

Использование разных направлений, форм и методов досуговой работы

Реализация программы предполагает использование разнообразных

педагогических

технологий,

методов

и

приёмов:

идей

ценностного,

личностно-ориентированного, возрастного, компетентностного подходов;

технологии

внутригрупповой

дифференциации

и

индивидуализации;

информационно-коммуникационных технологий; технологий группового и

коллективного обучения; игровых методик и приемов.

В работе с детьми педагоги применяют психолого-педагогическую

диагностику для изучения индивидуальных и групповых особенностей детей,

ее современные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Оздоровительная работа

Одной из основополагающих идей работы летней школы являются

сохранение и укрепление здоровья детей. Благодаря соблюдению санитарно-

гигиенических условий, режима профилактических и оздоровительных

мероприятий у ребят снимается физическое и психологическое напряжение

организма, укрепляется здоровье, снижается уровень заболеваемости.

Формы работы:

1) Ежедневный контроль за состоянием здоровья детей, соблюдение

масочного режима.

2) Выполнение режима дня.

3) Утренняя гимнастика, тематические утренние зарядки, упражнения

для

глаз,

разминки

во

время

выполнения

практических

работ

за

компьютером.

4) Динамические паузы и подвижные игры на свежем воздухе.

5) Периодическая

санитарная

обработка

помещения,

соблюдение

режима проветривания помещений и питьевого режима.

6) . Организация пеших экскурсий.

7) Полноценное сбалансированное питание детей.

8) Беседы о здоровом образе жизни, просмотр видеороликов, минутки

здоровья («техника безопасности во время работы за компьютером», «Как

снять усталость», «Особенности правильной осанки» и т.п.)

Утренняя гимнастика проводится учителем физкультуры совместно с

вожатыми ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на

открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная

задача

этого

режимного

момента,

помимо

физического

развития

и

закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего

физического тонуса на весь день.

Работа по предупреждению ЧС и охране детей в летний период

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий,

проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное

уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на

сохранение здоровья детей.

Формы работы:

Информационные

пятиминутки

(«Школа

безопасности»,

«Перекресток летних забав», «Против вируса!» и др.), просмотр обучающих

видеороликов.

Инструктажи

по

правилам

пожарной

безопасности,

правилам

поведения в компьютерном классе и спортивном зале, при прогулках,

экскурсиях и т.п.

Рефлексия прошедшего дня, обсуждение планов на следующий день,

система отслеживания результатов и подведения итогов.

В рамках организационного этапа реализации программы с помощью

входной анкет выявляются предпочтения, способности и интересы ребят,

изучаются их личностные особенности. По итогам все участники и их

родители могут оставить отзывы и предложения в специальном журнале.

Список литературы

1.

Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах./Л.Л.

Босова.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

2.

Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое

пособие /Л.Л.

3.

Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019 – 464

с.

4.

Гончарова, Е. И. Школьный летний лагерь / Е.И. Гончарова, Е.В.

Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: «ВАКО», 2004.

5.

Занимательные задачи по информатике/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,

Ю.Г. Коломенская. – 4-е изд., испр. и доп.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2019.

6.

Компьютерная

графика.

Элективный

курс:

практикум

/Л.А.

Залогова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 – 245 с.: ил.

Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и

советы для вожатых /В.И. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.



В раздел образования