Автор: Деркач Татьяна Анатольевна
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 66
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни подростка"
Раздел: полное образование
Деркач Татьяна Анатольевна, учитель ОБЖ
МБОУ г. Иркутска СОШ № 66
Любое государство стремиться к сохранению и защите здоровья своих
граждан. Для достижения данной цели проводятся
стимулирующие и
запрещающие меры: запрет на производство и использование наркотических
веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение,
которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение
рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в
определенных
местах,
возрастные
ограничения
на
их
приобретение,
повышение акцизов, стимулирование пропаганды здорового образа жизни в
средствах массовой информации, введение в образовательные программы
специальных курсов, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
В настоящее время сохраняются негативные тенденции в состоянии
здоровья молодежи. К ним относят ухудшение показателей физического
развития; проблемы с массой тела – от дистрофии до избыточного веса и
ожирения; распространенность наркомании и токсикомании; ухудшение
рациона питания; эмоциональные и психологические перегрузки; увеличение
заболеваемости.
Здоровье неотделимо от жизнедеятельности человека и составляет
непременное условие эффективности жизни, достижения благополучия и
счастья. Сохранение и укрепление здоровья возможно при постоянном
соблюдении правил здорового образа жизни, направленных на расширение и
совершенствование духовных, физических и социальных качеств. Все три
составляющие здоровья должны находиться в гармоничном единстве, что
обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и себя в
этом мире.
Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые
к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых
являются биологические и социальные принципы.
Биологический
принцип
предполагает,
что
образ
жизни
должен
соответствовать
возрастным
показателям
и
быть
энергетически
обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и
ограничений, а также ритмичным.
Социальный
образ
жизни
предполагает
соблюдение
высокой
нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к
самоограничению.
Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и
социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.
Образ жизни – это система поведения человека. Здоровый образ жизни –
это наиболее оптимальная система поведения человека, позволяющая ему
реализовать
свои
духовные
и
физические
качества
для
достижения
духовного, физического и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни
необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье
человека. К ним относятся полезные привычки, такие как продуманный
режим
дня,
правильное
питание,
занятия
спортом,
закаливание,
доброжелательное отношение к окружающим.
А также необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на
здоровье: нерациональный режим дня, употребление вредных продуктов
питания,
низкая
физическая
активность,
курение,
употребление
психотропных веществ, эмоциональная и психическая напряженность.
Качественное
восприятие
понятия
«здоровье»
возможно
при
соблюдении определенных условий для его сохранения и укрепления и
необходимой деятельности человека, направленных на совершенствование
своего
здоровья.
Воспитание
здорового
образа
жизни
необходимо
организовывать на основе имеющихся актуальных, ведущих ценностей
самосознания обучающихся, именно в опоре на них возможно эффективное
воспитательное развитие в целом.
Актуальность проблемы формирования положительного отношения к
здоровому образу жизни очевидна. Поэтому в современной школе к её
решению необходимо подходить комплексно, затрагивая все сферы жизни
подростка. Основная работа по формированию здорового образа жизни
ложится на плечи педагогов и работников здравоохранения.
Ведущую
роль
в
образовательном
процессе
по
формированию
сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной
безопасности, а также к приобретению способности сохранять и укреплять
здоровье, повышать качество жизни, активно реагировать на различные
опасные ситуации выполняет учебная дисциплина «Основы безопасности
жизнедеятельности». К сожалению данная учебная дисциплина затрагивает
обучение не всех возрастных категорий учащихся, так как не представлена в
1 – 7 классах.
Тем не менее, сохранение и укрепление здоровья молодого поколения –
остаётся одной из наиболее важных и сложных задач современности. В
формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль
образовательных
программ
не
только
«Основ
безопасности
жизнедеятельности», но и других учебных предметов,
Например, реализовать можно данный вопрос через цикл классных
часов:
5 класс.
1.Забота о собственном организме: гигиена и особенности физического
развития подростков.
2. Двигательная активность – необходимое условие благополучия.
3. Закаливание – необходимое условие укрепления здоровья.
4. Рациональное питание. Гигиена питания.
5. Режим дня и здоровье.
6. Что такое – привычка?
6 класс.
1.
Анатомо-физиологические
особенности
и
закономерности
развития
подростков.
2. Особенности психического развития подростков.
3. Переутомление: причины и профилактика.
4. Влияние окружающей среды на здоровье.
5. Социальное здоровье.
6. Вредные привычки: причины и последствия.
7 класс.
1. Психологическая уравновешенность – залог здоровья!
2. Стресс и способы борьбы с ним.
3. Формирование личности подростка и его взаимоотношения со
сверстниками.
4. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного
пола.
5. Взаимоотношения подростка и общества.
6. Вредные привычки и их профилактика.
8
класс.
1. Физическая составляющая здоровья.
2. Репродуктивное здоровье.
3. Здоровый образ жизни – необходимое условие укрепления и
сохранения здоровья.
4. Факторы риска здоровья подростка.
5. Курение и его влияние на здоровье курящего и окружающих.
6. Профилактика курения.
9 класс.
1. Понятие о социальном здоровье.
2. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, ИППП.
3. Семья и здоровый образ жизни.
4. Алкоголь и его влияние на умственные и физические способности
человека.
5. Режим дня в жизни подростка. Планирование деятельности – способ
избежать переутомления и стресса.
6. Профилактика вредных привычек.
В процессе формирования положительного отношения подростков к
индивидуальному
здоровью
необходимо
развивать
личную
заинтересованность
и потребность быть здоровым. Только осознание и
понимание особенностей формирования и функционирования организма
ребенком способствует возникновению естественной потребности быть
здоровым и формировать здоровый образ жизни как систему поведения,
выработку ряда личностных качеств.
Решающую роль в индивидуальной системе здорового образа жизни
играет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за
своим состоянием, оценке работоспособности, воспитывает желание довести
до конца начатое дело, дисциплинирует, учит планировать свою нагрузку в
соответствии со своими возможностями.
Каждый человек, желающий создавать свою индивидуальную систему
здорового образа жизни, должен стремиться повышать уровень жизненных
показателей за счет познания себя, своих возможностей.