Напоминание

"Формирование здорового образа жизни подростка"


Автор: Деркач Татьяна Анатольевна
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 66
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни подростка"
Раздел: полное образование





Назад




Деркач Татьяна Анатольевна, учитель ОБЖ

МБОУ г. Иркутска СОШ № 66

Любое государство стремиться к сохранению и защите здоровья своих

граждан. Для достижения данной цели проводятся

стимулирующие и

запрещающие меры: запрет на производство и использование наркотических

веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение,

которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение

рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в

определенных

местах,

возрастные

ограничения

на

их

приобретение,

повышение акцизов, стимулирование пропаганды здорового образа жизни в

средствах массовой информации, введение в образовательные программы

специальных курсов, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

В настоящее время сохраняются негативные тенденции в состоянии

здоровья молодежи. К ним относят ухудшение показателей физического

развития; проблемы с массой тела – от дистрофии до избыточного веса и

ожирения; распространенность наркомании и токсикомании; ухудшение

рациона питания; эмоциональные и психологические перегрузки; увеличение

заболеваемости.

Здоровье неотделимо от жизнедеятельности человека и составляет

непременное условие эффективности жизни, достижения благополучия и

счастья. Сохранение и укрепление здоровья возможно при постоянном

соблюдении правил здорового образа жизни, направленных на расширение и

совершенствование духовных, физических и социальных качеств. Все три

составляющие здоровья должны находиться в гармоничном единстве, что

обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и себя в

этом мире.

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые

к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых

являются биологические и социальные принципы.

Биологический

принцип

предполагает,

что

образ

жизни

должен

соответствовать

возрастным

показателям

и

быть

энергетически

обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и

ограничений, а также ритмичным.

Социальный

образ

жизни

предполагает

соблюдение

высокой

нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к

самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и

социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Образ жизни – это система поведения человека. Здоровый образ жизни –

это наиболее оптимальная система поведения человека, позволяющая ему

реализовать

свои

духовные

и

физические

качества

для

достижения

духовного, физического и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни

необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье

человека. К ним относятся полезные привычки, такие как продуманный

режим

дня,

правильное

питание,

занятия

спортом,

закаливание,

доброжелательное отношение к окружающим.

А также необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на

здоровье: нерациональный режим дня, употребление вредных продуктов

питания,

низкая

физическая

активность,

курение,

употребление

психотропных веществ, эмоциональная и психическая напряженность.

Качественное

восприятие

понятия

«здоровье»

возможно

при

соблюдении определенных условий для его сохранения и укрепления и

необходимой деятельности человека, направленных на совершенствование

своего

здоровья.

Воспитание

здорового

образа

жизни

необходимо

организовывать на основе имеющихся актуальных, ведущих ценностей

самосознания обучающихся, именно в опоре на них возможно эффективное

воспитательное развитие в целом.

Актуальность проблемы формирования положительного отношения к

здоровому образу жизни очевидна. Поэтому в современной школе к её

решению необходимо подходить комплексно, затрагивая все сферы жизни

подростка. Основная работа по формированию здорового образа жизни

ложится на плечи педагогов и работников здравоохранения.

Ведущую

роль

в

образовательном

процессе

по

формированию

сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной

безопасности, а также к приобретению способности сохранять и укреплять

здоровье, повышать качество жизни, активно реагировать на различные

опасные ситуации выполняет учебная дисциплина «Основы безопасности

жизнедеятельности». К сожалению данная учебная дисциплина затрагивает

обучение не всех возрастных категорий учащихся, так как не представлена в

1 – 7 классах.

Тем не менее, сохранение и укрепление здоровья молодого поколения –

остаётся одной из наиболее важных и сложных задач современности. В

формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль

образовательных

программ

не

только

«Основ

безопасности

жизнедеятельности», но и других учебных предметов,

Например, реализовать можно данный вопрос через цикл классных

часов:

5 класс.

1.Забота о собственном организме: гигиена и особенности физического

развития подростков.

2. Двигательная активность – необходимое условие благополучия.

3. Закаливание – необходимое условие укрепления здоровья.

4. Рациональное питание. Гигиена питания.

5. Режим дня и здоровье.

6. Что такое – привычка?

6 класс.

1.

Анатомо-физиологические

особенности

и

закономерности

развития

подростков.

2. Особенности психического развития подростков.

3. Переутомление: причины и профилактика.

4. Влияние окружающей среды на здоровье.

5. Социальное здоровье.

6. Вредные привычки: причины и последствия.

7 класс.

1. Психологическая уравновешенность – залог здоровья!

2. Стресс и способы борьбы с ним.

3. Формирование личности подростка и его взаимоотношения со

сверстниками.

4. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного

пола.

5. Взаимоотношения подростка и общества.

6. Вредные привычки и их профилактика.

8

класс.

1. Физическая составляющая здоровья.

2. Репродуктивное здоровье.

3. Здоровый образ жизни – необходимое условие укрепления и

сохранения здоровья.

4. Факторы риска здоровья подростка.

5. Курение и его влияние на здоровье курящего и окружающих.

6. Профилактика курения.

9 класс.

1. Понятие о социальном здоровье.

2. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, ИППП.

3. Семья и здоровый образ жизни.

4. Алкоголь и его влияние на умственные и физические способности

человека.

5. Режим дня в жизни подростка. Планирование деятельности – способ

избежать переутомления и стресса.

6. Профилактика вредных привычек.

В процессе формирования положительного отношения подростков к

индивидуальному

здоровью

необходимо

развивать

личную

заинтересованность

и потребность быть здоровым. Только осознание и

понимание особенностей формирования и функционирования организма

ребенком способствует возникновению естественной потребности быть

здоровым и формировать здоровый образ жизни как систему поведения,

выработку ряда личностных качеств.

Решающую роль в индивидуальной системе здорового образа жизни

играет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за

своим состоянием, оценке работоспособности, воспитывает желание довести

до конца начатое дело, дисциплинирует, учит планировать свою нагрузку в

соответствии со своими возможностями.

Каждый человек, желающий создавать свою индивидуальную систему

здорового образа жизни, должен стремиться повышать уровень жизненных

показателей за счет познания себя, своих возможностей.



В раздел образования