Напоминание

"Клод Дебюсси - художник, который рисует звуками"


Автор: Севрюкова Наталья Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств п. Пробуждение ЭМР"
Населённый пункт: поселок Пробуждение, Саратовская область, Энгельсский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Клод Дебюсси - художник, который рисует звуками"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Клод Дебюсси – художник, который рисует звуками»

в рамках культурно-просветительского проекта

«Школьная филармония»

Клод Дебюсси - один из самых значительных представителей

французской классической музыки рубежа XIX и XX веков, считается

первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию.

Немного расскажу об этом направлении. Импрессионизм – музыкальное

направление, опирающееся на отражение настроения при помощи оттенков,

«цветов» звука, направление, аналогичное импрессионизму в живописи и

параллельное символизму в литературе. Это передача смены настроений,

приобретающих символичное значение, фиксация мимолетного впечатления

от различных явлений, образов, гармония лишена обычного классического

порядка, аккорды выступают как характерные звуковые «пятна». Образы

неуловимые, зыбкие, расплывчатые, ускользающие. Композитор стремится

передать свои впечатления при дневном и ночном освещении, летом и зимой,

в туман или дождь. Отсюда идет и тяготение композиторов-импрессионистов

не к крупным формам, а к миниатюрам. В них легче передать мимолетные

впечатления от различных явлений, смену настроений.

Значение

мелодии,

как

основного

выразительного

элемента

музыки,

ослабляется, она растворяется в гармоническом фоне. Нет ярких, широких

мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы.

Вырастает роль гармонии, на первый план выступает ее красочное значение.

Характерны сложные, неустойчивые гармонии: увеличенные трезвучия,

уменьшенные септаккорды, нонаккорды.

Важную роль для создания красочности звучания играют лады. Дебюсси

часто обращается к старинным народным ладам: дорийскому, фригийскому,

миксолидийскому, пентатонике.

Клод Дебюсси, был еще и талантливым исполнителем, дирижером,

композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей

своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с

Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время

стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого

не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже

ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и

постепенно развивается в абсолютную уникальность.

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела

никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные, в то время,

занятия на фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике

особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел

магазинчиком

посуды

в

небольшом

городе

Сен-Жермен.

Будущий

композитор появился на свет 22 августа 1862 года (в 2022 году исполнилось

160 лет со дня рождения композитора), а спустя пару лет отец продал свою

лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила

не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила

сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси, именно в доме тети

маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После

возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с

преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее

учил играть сам Фредерик Шопен, и музыкальное чутье дамы вовремя

подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль

дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали

пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых

и выдающихся педагогов: Антуана Мармонтеля (композитор, профессор

Парижской

консерватории),

Александра

Жак

Альбера

Лавиньяка

(музыковед), Семена Людвиговича Франка (русский писатель-философ).

Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека,

наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность

создавать

зримые

образы,

словно

«оживляющие»

музыкальные

произведения.

Но

Дебюсси

отнюдь

не

был

скромным

отличником,

во

всем

угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с

преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий

мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил

консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом

отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась

композиция, а главным его учителем стал Эрнест Гиро. Вскоре у учителя и

ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и

Гиро становится одним из немногих преподавателей консерватории, кто

поддерживал его устремления.

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х -

началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них

уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его

таланта.

Получив в 1884 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан

отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива.

Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным

опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и

сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой,

тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к

музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С

окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни

плодотворным, он прекратил свое обучение.

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный

опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской

семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по

рекомендации Антуана Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на

фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась

большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с

Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.

Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с

ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его

сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший

партнер для игры в 4 руки».

Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано

нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило

Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в

семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения

всерьез.

В следующем 1881 году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе,

на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились.

Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к

огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями,

которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод

имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками,

такими,

как Николай

Андреевич

Римский-Корсаков, Модест

Петрович

Мусоргский, Александр

Порфирьевич

Бородин.

Музыку Петра

Ильича

Чайковского и Михаила Ивановича Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично

исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк. Дебюсси очень

сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло

его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после

знакомства

Сати

написал,

что

при

их

встрече

Дебюсси

был

«пропитан» Мусоргским, «словно промокашка».

Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой

маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в

консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов,

пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В

этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный

парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании

и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил

еще одно путешествие по Европе.

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета

Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом –

вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана

Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и

музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи

Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к

природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на

долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал

перенимать.

Его

цельная

художественная

натура

не

допускала

недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными

музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные

мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы

произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и

песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и

предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

Стремление сблизиться с новыми направлениями в искусстве, желание

расширить свои связи и знакомства в художественном мире привели

Дебюсси еще в конце 1880-х годов в салон крупного французского поэта

конца XIX века и идейного вождя символистов — Стефана Малларме. Здесь

Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в

основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880-1890-е годы.

Среди них выделяются: «Мандолина», «Ариетты», «Бельгийские пейзажи»,

«Акварели», «Лунный свет», «Песни Билитис» на слова Пьера Луиса, «Пять

поэм» на слова крупнейшего французского поэта 1850-1860-х годов Шарля

Бодлера (особенно «Балкон», «Вечерние гармонии», «У фонтана») и другие.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских

идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать

картины

природы,

портреты,

бытовые

сцены.

В

фортепианных

произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть

новые

тональности

инструмента

и

добиться

от

него

максимально

выразительных,

изящных

оттенков.

Дебюсси

пришел

к

настолько

реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость

к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих,

словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и

закончено.

В последние годы XIX века в творчестве Дебюсси процветают не

только произведения для голоса с сопровождением, но и сочинения для

фортепиано, камерных оркестров. Это струнные квартеты, сюиты, симфонии,

наиболее значительная из которых – «Послеполуденный отдых фавна».

Вдохновение для нее Дебюсси почерпнул в поэме Малларме, которая не

отличается разнообразием действия, а лишь описывает грезы отдыхающего

мифологического существа. «Фавн» стал первой партитурой, в которой

утвердились принципы импрессионистского оркестрового письма. Эта

симфоническая миниатюра первый раз была исполнена в 1894 году, но

оглушительного успеха не вышло - слишком консервативно была настроена

публика, критики; никто не был готов принять самобытные черты творчества

Дебюсси.

В 1897-99 годах Клод создал симфонию «Ноктюрны» - еще одно

фундаментальное

импрессионистское

произведение.

В

нем

особенно

проявилось его стремление к почти художественной красочности и яркости

образов. Но к сожалению, и это творение осталось недооцененным

современниками.

Впрочем,

также

как

и

опера

«Пеллеас

и

Мелизанда». Композитор

был

довольно

скромным человеком,

его

не

привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал

премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный

талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою

музыку, я бы ее не писал».

Первые

годы

XX

века

открыли

для

Дебюсси

новую

сферу

деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько

раз уходя и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году

написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои

лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на

искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим

важнейшим принципом в создании произведений композитор считает

объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно,

именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях,

концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в

Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-

Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал

концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война

принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все

произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними

из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали

«Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24

прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов».

Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже.

Судьба

отмерила ему всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени

хватило, чтобы коренным образом изменить европейскую музыкальную

историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом

большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым

флагманом, который открыл дорогу новым веяниям в искусстве XX и XXI

столетий.



В раздел образования