Напоминание

"Некоторые особенности работы с учащимися в классе фортепиано в ДМШ"


Автор: Сергеева Мария Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Приволжского района
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Некоторые особенности работы с учащимися в классе фортепиано в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Некоторые особенности работы с учащимися в классе фортепиано в

ДМШ»

(Методические рекомендации)

Сергеева Мария Михайловна, преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Детская школа искусств» Приволжского района г. Казани

В данных методических рекомендациях я постаралась затронуть очень важную

тему, которая была, есть и будет актуальной во время всего процесса обучения ребенка

в музыкальной школе. Ведь каждое выступление ученика на сцене является этапом в

творческом развитии и становлении личности юного музыканта. С первых шагов

обучения на фортепиано мы целенаправленно начинаем готовить ученика к публичным

выступлениям, попутно решая множество задач по освоению инструмента, нотного

материала, развитию технических навыков, приобретения навыков самостоятельной

домашней работы, повышению мотивации и интереса к музыке и так далее. Решаем

проблемы, связанные с психологическими и физиологическими особенностями

каждого ребенка. То есть готовим грамотного артиста исполнителя.

Несомненно эта тема актуальна в настоящее время, так как проблемы подготовки

учеников к выступлениям на концертах, конкурсах, экзаменах волнуют без исключения

всех педагогов, особенно на первом и втором годах обучения. Только сцена определяет

степень готовности исполняемой программы, творческий потенциал учащегося. Ведь

каждое выступление является этапом в творческом развитии и становлении личности

юного музыканта. К тому же существующий рейтинг школ города заставляет педагогов

готовить и выпускать на конкурсы большее количество учащихся, не всегда

обладающих соответсвующими способностями. Когда в сентябре ты понимаешь, что в

класс пришел ребенок с хорошими музыкальными данными, живой, любознательный, с

острой памятью и быстрой реакцией, сразу начинаешь предвкушать его быстрый

музыкальный рост и задумываться о его подготовке к публичным выступлениям.

Уже в первом полугодии есть возможность принять участие в конкурсе

«Петушок» для детей до 10 лет, который проходит в нашем городе. И тут же возникают

некоторые сложности, присущие начальному этапу обучения.

За 3 месяца необходимо добиться того, чтобы ребенок не только усвоил азы

нотной грамоты, но и как можно быстрее приспособился к инструменту. Я сразу же

начинаю проводить кропотливую работу над постановкой рук и правильным

извлечением звука, много уделяю времени на приобретение свободы движений за

инструментом. А для этого важны посадка, опора в ногах, правильные и точные

прикосновения ближе к чёрным клавишам и т.д. И не у каждого учащегося аппарат

сразу поддается организации. Иногда над этим приходится работать годами.

Одновременно с освоением нотной записи я много подбираю с учеником по слуху.

Напеваю сама, прошу выучить песенки из наших советских мультфильмов, а потом мы

исполняем их вместе. Ученик играет подобранную мелодию, а я аккомпанемент. Так

ребенок учиться слушать и слышать себя. Это является стимулом большого

пианистического продвижения ученика, развития его фантазии, слуха, ориентировки в

гармониях, фактуре… К сожалению, этот участок работы один из наиболее

запущенных в системе воспитания юного музыканта, так как у педагогов часто просто

не хватает времени на уроке.

С самого начала обучения перед учеником сразу встает очень много задач. Если

ему 7 лет, то появляется непривычно большая нагрузка в общеобразовательной школе.

Поэтому недопустимо форсировать обучение и поддаваться амбициям и желанию

показать себя, а следует бережно, шаг за шагом учить ребенка преодолевать трудности.

И здесь большую роль играет присутствие родителя на уроке. Ведь именно он

фактически является репетитором в домашних занятиях своего ребенка. Быстрее

налаживается контакт, и родители становятся более заинтересованными в его успехах.

Часто

сами

начинают

самообразовываться.

Особенно

мамы

с

удовольствием

соглашаются на участие в концертах, конкурсах, хотя в большинстве случаев участие в

последних может ощутимо ударить по семейному бюджету. Сегодня так же существует

проблема, как провести маму в школу на урок. В нашей школе, например, сложная

пропускная система. Но и это можно преодолеть, мы отдаем на вахту списки родителей

и их пропускают. В итоге быстрее происходит процесс адаптации ребенка в школе, а

также процесс освоения первоначальных основ нотной грамоты и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на развитие навыков самостоятельных занятий у

учащихся в младших классов. Под самостоятельностью имеется в виду умение

применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески

подходя к решению поставленных задач. При этом ученик должен понимать сущность

заданий и их цель. С первого года обучения педагог должен неустанно стремиться к

постепенному развитию у детей инициативы и самостоятельности, стараясь пробудить

в них интерес к занятиям и к творческой

активности.

Особенно

актуальной

эта

проблема становится в наши дни. Поставленная перед школой задача воспитания

активных и сознательных учащихся требует от педагогов не ограничиваться только

учебной сферой, но и приобщать детей к общественной жизни школы. Процесс

развития самостоятельного мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно

мыслить не дается человеку само, а воспитывается путем определенной тренировки

воли и внимания. Большое значение для развития будущей самостоятельности

учащегося имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную

работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет

развиваться. В

процессе обучения важную роль играет хорошо налаженная домашняя работа

школьника. Успех ее в значительной степени зависит от целенаправленности урока.

Методически правильно построенный урок способствует активизации внимания детей

и обеспечивает успешное выполнение домашнего задания. Но как бы методически

правильно ни был построен урок – этого еще недостаточно для успешного обучения

ребенка.

Без

систематического

выполнения

домашних

заданий

и

вдумчивой

самостоятельной

работы

трудно

рассчитывать

на

успех.

Проблемы

развития

самостоятельности – прежде всего проблема выработки сознательного отношения к

музыкальному искусству. Важнейшими задачами при этом являются:

А) формирование музыкально разносторонней личности с широким кругозором,

Б) развитие художественной индивидуальности,

В) рационализация и ускорение разучивания музыкального произведения.

Из этого следует: чем самостоятельнее ученик, тем большему его может научить

педагог. В этом случае у него увеличивается запас времени на художественную отделку

исполнения, шлифовку деталей, выработку артистизма.

Успешность,

яркость,

инициативность

целиком

обусловлены

интересом

учащегося к музыке. А интерес – залог всех успехов. Удастся горячо заинтересовать

ученика – раскроются «подспудные залежи душевных сил», скорее разовьются

индивидуальность, инициатива, то есть те качества, которые создают музыканта

творческого, самобытного, а не ремесленника-копииста. Хотя именно для младших

стимулом к попыткам играть лучше, разнообразнее является умение педагога увлечь

ученика ярким показом, нарисовать ему красочную звуковую картину, показать более

выразительное тонкое звучание. Понятно, что начинать ученик будет всегда с

копирования, подражания. Даже великие композиторы-реформаторы Бетховен, Шопен,

Скрябин, Прокофьев в юности подражали своим предшественникам. Так, ценя в

учениках фантазию и индивидуальность, Н.Г. Рубинштейн не раз говорил: «А теперь я

требую от вас, чтобы вы были хорошей обезьяной», и заставлял подражать себе,

копируя какие - либо оттенки.

Педагог

должен

все

время

подогревать

интерес

к

обучению

у

своих

воспитанников. Здесь все средства хороши: посещение концертов, слушание записей,

рассказы о великих музыкантах, поощрение ученика, сравнение игры с игрой

товарищей и крупных исполнителей… С другой стороны неумеренная похвала может

привести к неоправданному самомнению ребенка.

Конечно, первое время занятия проходят в игровой форме. Я часто прошу ребенка

представить себя знаменитым музыкантом. Учу правильно выходить на сцену,

кланяться, садиться за инструмент, чтобы в впоследствии это не отвлекало его на

сцене. Стараюсь научить играть перед воображаемой аудиторией, сосредотачиваться на

исполнении. Так как у детей еще нет опыта выступлений, любые посторонние звуки,

например скрип двери, шепот, телефонный звонок, могут свести на нет всю

проделанную работу. Ребенок может ошибиться и просто забыть текст. Поэтому перед

выступлениями прошу играть дома перед родителями, друзьями, соседями.

Я часто привожу учеников в класс к другим педагогам. Это полезно для того

чтобы научиться быстро перестраиваться и приспосабливаться к новому инструменту, а

также чтобы научиться справляться с волнением. Эмоциональное волнение присуще

любому исполнителю любого возраста и не зависит от его желания. Это особое

эмоционально-психологическое состояние. Оно может возникнуть задолго до выхода

на сцену или непосредственно перед ним. Конечно, волнение в какой-то степени

должно быть обязательно, но очень плохо, когда оно превращается в панику. Поэтому

проблема психологической подготовки очень важна. Педагогу следует внушить

ребенку уверенность в своих силах, готовить его к выступлениям как на праздник. Так

чтобы маленький человек испытал удовольствие и гордость от того, что он становится

артистом. Так же важна установка на успех. Ребенок не должен бояться сделать

ошибку, взять фальшивую ноту. И нельзя потом ругать его за это, чтобы не было

впоследствии отрицательного комплекса неуверенности в себе. Мы должны внушать

учащимся, а так же родителям, что не стоит бояться неудач. Очень внимательно нужно

следить педагогу и затем, как именно делать замечания ученику, помня о том, что

непоследовательность требований губительна для любой работы, нужно заботливо

продумать порядок своих указаний. Когда педагог сумеет выделить главное и наиболее

яркое в произведении, подчинить мелкие замечания крупным, узловым, тогда ученик

будет быстрее достигать конечного результата. Недопустимо ставить одновременно

множество заданий-требований.

В итоге ученик должен безупречно знать текст наизусть, но не бездумно его

заучивать, а каждый раз с помощью педагога вносить в него нечто новое в исполнении.

И, конечно же, воспитание артистических качеств требует индивидуального подхода к

ребенку, чтобы дать ему возможность проявить свой характер, темперамент и

способности. Очень живые подвижные учащиеся оказываются менее восприимчивыми

к лирическим пьесам. Умение играть в оживленном темпе во многом зависит от

способности быстро думать, следить за всеми задачами, распределять внимание.

Ритмические достоинства и недостатки учащегося стоят в прямой связи с характером,

нервным складом юного пианиста.

Сейчас в эпоху информационно-коммуникативных технологий практически у

всех есть возможность записать исполнение ученика на видео или аудио, что дает

возможность видеть и слышать себя со стороны, обсудить исполненное произведение,

найти недочеты. Все это повышает способность сосредоточения, учит анализировать

себя, и критично к себе относиться. Также записи изучаемых произведений в

исполнении профессионалов позволяют усваивать верную манеру игры, точнее

передавать стиль композитора, дают возможность родителям контролировать ребенка в

домашней работе.

Накануне выступления очень важен режим. Ребенок должен выспаться, быть

отдохнувшим. Поэтому не стоит много заниматься перед выступлением. Также хорошо

съесть кусочек шоколада или просто пососать кусочек сахара - это советовала еще моя

учительница.

Сладкое

уменьшает

ощущение

«дрожания

рук».

К

сожалению

одинаковых рецептов нет. Все дети разные. И как правильно настроить ребенка перед

выступлением зависит от конкретного преподавателя, его знаний, опыта, чуткости… А

Рубинштейн, например, советовал: «Прежде чем пальцы коснутся клавиш, мысленно

начать пьесу». Важно пропеть про себя начало фразы в определённом темпе,

характере…

Примерно 50% успеха публичного выступления зависит от правильно выбранного

репертуара.

Необходимо

предвидеть

насколько

уровень

сложности

будет

соответствовать возможностям ребенка на тот или иной момент. Пьески нужно

подбирать яркие, образные, талантливо и удобно написанные. Я всегда проигрываю

ребятам несколько произведений, и они выбирают сами то, что им больше

понравилось. Самое главное музыка должна быть доступной для восприятия. А ребенок

должен понимать, что он хочет донести до слушателя, какой смысл и образ заложен

композитором. Хорошо, если ученик сумеет связать содержание исполняемого

произведения с чувствами и переживаниями своей личной жизни. Даже если пьеса не

программная, мы придумываем картинку, сюжет. И с младшими учениками я всегда

использую метод подтекстовки. Бережно относясь к каждому звуку, придумываем

стихотворную форму, причем в процессе вовлекаются как ученик, так иногда и

родитель. Главное чтобы текст соответствовал музыкальным фразам, а кульминация

главному событию. Потом учимся выразительно рассказывать и петь.

Приведу пример:

Самуил Майкапар «Педальная прелюдия» №2 e-moll.

Исполняют эту пьесу, к сожалению, достаточно редко, хотя она не только

полезная для музыкально-исполнительского развития ребенка, но и очень эффектная.

На фоне красивых гармонических аккордов на сильную долю звучит повторяющийся

нисходящий мотив. Простая форма - два квадрата, но огромное поле деятельности для

фантазии, восприятия и развития музыкальных чувств. Я несколько раз проиграла

ученице пьесу и мы стали размышлять о чем может рассказывать такая музыка.

Решили, что это раннее осеннее утро. Светает, но по небу еще ходят темные тучи.

Маленькая девочка просыпается на даче в своей кровати, а рядом лес… И наверное,

там еще темно и страшно. И мы мягкими погружениями в аккорды стараемся

передать это состояние таинственности, напряженности, попутно осваивая педаль и

ноты басового ключа и второй октавы. Но тут возникает опасность однообразного

исполнения мелодии и мы начинаем сочинять стихотворение: «Этим утром тучи

бродят, волки злые где-то ходят». Далее во второй фразе отклонение в мажор, мы

представили и сочинили: «Мы проснулись, солнце встало, все согрело и пропало».

Ребенку стало понятно как сначала голосом каждый мотив выразительно произнести,

потом спеть, а далее также выразительно его исполнить на фортепиано. Впоследствии

стало проще объединить эти мотивы в одну мелодическую линию с помощью

динамических оттенков и сделать кульминацию. «Вдруг проснулся бурый мишка,

ходит, бродит, ищет пищу». Наверное наше стихосложение вызовет у кого-то иронию,

если не насмешку, но ведь это мы сочиняли втроем (с мамой), и девочке это все очень

понравилось. Появился стимул многократно повторять и заучивать сложные переносы

рук в разные регистры. Для последней фразы на diminuendo с rallentando в конце мы

придумали: «Не боимся всяких мишек. Засыпаем, тише, тише». Картинка сложилась

как пазлы… Музыкальная ткань стала понятной и доступной для ребенка. После этого

стало проще соединить аккордовую фактуру с мелодической.

Результатом

проделанной работы явилось успешное, яркое и убедительное выступление ученицы на

конкурсах межрегиональных и международных уровней.

В заключении хочется, как пример, процитировать мудрое высказывание

Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который

нужно зажечь».

Спокойствие

преподавателя,

доброжелательное

отношение

к

ученику,

умение

воспитать заинтересованность и внушить уверенность в собственные силы, является

неоспоримой и неизменной величиной для дальнейших успешных публичных

выступлений начинающего пианиста.

Список литературы:

1.

Г. Коган «Работа пианиста», издательство «Музыка», Москва 1979г.

2.

«Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах в ДМШ», Москва

1976г.

3.

«Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Развитие навыков

самостоятельной работы учащихся», издательство Москва 1979г.



В раздел образования