Автор: Сергеева Мария Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Приволжского района
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Некоторые особенности работы с учащимися в классе фортепиано в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
«Некоторые особенности работы с учащимися в классе фортепиано в
ДМШ»
(Методические рекомендации)
Сергеева Мария Михайловна, преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств» Приволжского района г. Казани
В данных методических рекомендациях я постаралась затронуть очень важную
тему, которая была, есть и будет актуальной во время всего процесса обучения ребенка
в музыкальной школе. Ведь каждое выступление ученика на сцене является этапом в
творческом развитии и становлении личности юного музыканта. С первых шагов
обучения на фортепиано мы целенаправленно начинаем готовить ученика к публичным
выступлениям, попутно решая множество задач по освоению инструмента, нотного
материала, развитию технических навыков, приобретения навыков самостоятельной
домашней работы, повышению мотивации и интереса к музыке и так далее. Решаем
проблемы, связанные с психологическими и физиологическими особенностями
каждого ребенка. То есть готовим грамотного артиста исполнителя.
Несомненно эта тема актуальна в настоящее время, так как проблемы подготовки
учеников к выступлениям на концертах, конкурсах, экзаменах волнуют без исключения
всех педагогов, особенно на первом и втором годах обучения. Только сцена определяет
степень готовности исполняемой программы, творческий потенциал учащегося. Ведь
каждое выступление является этапом в творческом развитии и становлении личности
юного музыканта. К тому же существующий рейтинг школ города заставляет педагогов
готовить и выпускать на конкурсы большее количество учащихся, не всегда
обладающих соответсвующими способностями. Когда в сентябре ты понимаешь, что в
класс пришел ребенок с хорошими музыкальными данными, живой, любознательный, с
острой памятью и быстрой реакцией, сразу начинаешь предвкушать его быстрый
музыкальный рост и задумываться о его подготовке к публичным выступлениям.
Уже в первом полугодии есть возможность принять участие в конкурсе
«Петушок» для детей до 10 лет, который проходит в нашем городе. И тут же возникают
некоторые сложности, присущие начальному этапу обучения.
За 3 месяца необходимо добиться того, чтобы ребенок не только усвоил азы
нотной грамоты, но и как можно быстрее приспособился к инструменту. Я сразу же
начинаю проводить кропотливую работу над постановкой рук и правильным
извлечением звука, много уделяю времени на приобретение свободы движений за
инструментом. А для этого важны посадка, опора в ногах, правильные и точные
прикосновения ближе к чёрным клавишам и т.д. И не у каждого учащегося аппарат
сразу поддается организации. Иногда над этим приходится работать годами.
Одновременно с освоением нотной записи я много подбираю с учеником по слуху.
Напеваю сама, прошу выучить песенки из наших советских мультфильмов, а потом мы
исполняем их вместе. Ученик играет подобранную мелодию, а я аккомпанемент. Так
ребенок учиться слушать и слышать себя. Это является стимулом большого
пианистического продвижения ученика, развития его фантазии, слуха, ориентировки в
гармониях, фактуре… К сожалению, этот участок работы один из наиболее
запущенных в системе воспитания юного музыканта, так как у педагогов часто просто
не хватает времени на уроке.
С самого начала обучения перед учеником сразу встает очень много задач. Если
ему 7 лет, то появляется непривычно большая нагрузка в общеобразовательной школе.
Поэтому недопустимо форсировать обучение и поддаваться амбициям и желанию
показать себя, а следует бережно, шаг за шагом учить ребенка преодолевать трудности.
И здесь большую роль играет присутствие родителя на уроке. Ведь именно он
фактически является репетитором в домашних занятиях своего ребенка. Быстрее
налаживается контакт, и родители становятся более заинтересованными в его успехах.
Часто
сами
начинают
самообразовываться.
Особенно
мамы
с
удовольствием
соглашаются на участие в концертах, конкурсах, хотя в большинстве случаев участие в
последних может ощутимо ударить по семейному бюджету. Сегодня так же существует
проблема, как провести маму в школу на урок. В нашей школе, например, сложная
пропускная система. Но и это можно преодолеть, мы отдаем на вахту списки родителей
и их пропускают. В итоге быстрее происходит процесс адаптации ребенка в школе, а
также процесс освоения первоначальных основ нотной грамоты и т.д.
Хотелось бы обратить внимание на развитие навыков самостоятельных занятий у
учащихся в младших классов. Под самостоятельностью имеется в виду умение
применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески
подходя к решению поставленных задач. При этом ученик должен понимать сущность
заданий и их цель. С первого года обучения педагог должен неустанно стремиться к
постепенному развитию у детей инициативы и самостоятельности, стараясь пробудить
в них интерес к занятиям и к творческой
активности.
Особенно
актуальной
эта
проблема становится в наши дни. Поставленная перед школой задача воспитания
активных и сознательных учащихся требует от педагогов не ограничиваться только
учебной сферой, но и приобщать детей к общественной жизни школы. Процесс
развития самостоятельного мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно
мыслить не дается человеку само, а воспитывается путем определенной тренировки
воли и внимания. Большое значение для развития будущей самостоятельности
учащегося имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную
работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет
развиваться. В
процессе обучения важную роль играет хорошо налаженная домашняя работа
школьника. Успех ее в значительной степени зависит от целенаправленности урока.
Методически правильно построенный урок способствует активизации внимания детей
и обеспечивает успешное выполнение домашнего задания. Но как бы методически
правильно ни был построен урок – этого еще недостаточно для успешного обучения
ребенка.
Без
систематического
выполнения
домашних
заданий
и
вдумчивой
самостоятельной
работы
трудно
рассчитывать
на
успех.
Проблемы
развития
самостоятельности – прежде всего проблема выработки сознательного отношения к
музыкальному искусству. Важнейшими задачами при этом являются:
А) формирование музыкально разносторонней личности с широким кругозором,
Б) развитие художественной индивидуальности,
В) рационализация и ускорение разучивания музыкального произведения.
Из этого следует: чем самостоятельнее ученик, тем большему его может научить
педагог. В этом случае у него увеличивается запас времени на художественную отделку
исполнения, шлифовку деталей, выработку артистизма.
Успешность,
яркость,
инициативность
целиком
обусловлены
интересом
учащегося к музыке. А интерес – залог всех успехов. Удастся горячо заинтересовать
ученика – раскроются «подспудные залежи душевных сил», скорее разовьются
индивидуальность, инициатива, то есть те качества, которые создают музыканта
творческого, самобытного, а не ремесленника-копииста. Хотя именно для младших
стимулом к попыткам играть лучше, разнообразнее является умение педагога увлечь
ученика ярким показом, нарисовать ему красочную звуковую картину, показать более
выразительное тонкое звучание. Понятно, что начинать ученик будет всегда с
копирования, подражания. Даже великие композиторы-реформаторы Бетховен, Шопен,
Скрябин, Прокофьев в юности подражали своим предшественникам. Так, ценя в
учениках фантазию и индивидуальность, Н.Г. Рубинштейн не раз говорил: «А теперь я
требую от вас, чтобы вы были хорошей обезьяной», и заставлял подражать себе,
копируя какие - либо оттенки.
Педагог
должен
все
время
подогревать
интерес
к
обучению
у
своих
воспитанников. Здесь все средства хороши: посещение концертов, слушание записей,
рассказы о великих музыкантах, поощрение ученика, сравнение игры с игрой
товарищей и крупных исполнителей… С другой стороны неумеренная похвала может
привести к неоправданному самомнению ребенка.
Конечно, первое время занятия проходят в игровой форме. Я часто прошу ребенка
представить себя знаменитым музыкантом. Учу правильно выходить на сцену,
кланяться, садиться за инструмент, чтобы в впоследствии это не отвлекало его на
сцене. Стараюсь научить играть перед воображаемой аудиторией, сосредотачиваться на
исполнении. Так как у детей еще нет опыта выступлений, любые посторонние звуки,
например скрип двери, шепот, телефонный звонок, могут свести на нет всю
проделанную работу. Ребенок может ошибиться и просто забыть текст. Поэтому перед
выступлениями прошу играть дома перед родителями, друзьями, соседями.
Я часто привожу учеников в класс к другим педагогам. Это полезно для того
чтобы научиться быстро перестраиваться и приспосабливаться к новому инструменту, а
также чтобы научиться справляться с волнением. Эмоциональное волнение присуще
любому исполнителю любого возраста и не зависит от его желания. Это особое
эмоционально-психологическое состояние. Оно может возникнуть задолго до выхода
на сцену или непосредственно перед ним. Конечно, волнение в какой-то степени
должно быть обязательно, но очень плохо, когда оно превращается в панику. Поэтому
проблема психологической подготовки очень важна. Педагогу следует внушить
ребенку уверенность в своих силах, готовить его к выступлениям как на праздник. Так
чтобы маленький человек испытал удовольствие и гордость от того, что он становится
артистом. Так же важна установка на успех. Ребенок не должен бояться сделать
ошибку, взять фальшивую ноту. И нельзя потом ругать его за это, чтобы не было
впоследствии отрицательного комплекса неуверенности в себе. Мы должны внушать
учащимся, а так же родителям, что не стоит бояться неудач. Очень внимательно нужно
следить педагогу и затем, как именно делать замечания ученику, помня о том, что
непоследовательность требований губительна для любой работы, нужно заботливо
продумать порядок своих указаний. Когда педагог сумеет выделить главное и наиболее
яркое в произведении, подчинить мелкие замечания крупным, узловым, тогда ученик
будет быстрее достигать конечного результата. Недопустимо ставить одновременно
множество заданий-требований.
В итоге ученик должен безупречно знать текст наизусть, но не бездумно его
заучивать, а каждый раз с помощью педагога вносить в него нечто новое в исполнении.
И, конечно же, воспитание артистических качеств требует индивидуального подхода к
ребенку, чтобы дать ему возможность проявить свой характер, темперамент и
способности. Очень живые подвижные учащиеся оказываются менее восприимчивыми
к лирическим пьесам. Умение играть в оживленном темпе во многом зависит от
способности быстро думать, следить за всеми задачами, распределять внимание.
Ритмические достоинства и недостатки учащегося стоят в прямой связи с характером,
нервным складом юного пианиста.
Сейчас в эпоху информационно-коммуникативных технологий практически у
всех есть возможность записать исполнение ученика на видео или аудио, что дает
возможность видеть и слышать себя со стороны, обсудить исполненное произведение,
найти недочеты. Все это повышает способность сосредоточения, учит анализировать
себя, и критично к себе относиться. Также записи изучаемых произведений в
исполнении профессионалов позволяют усваивать верную манеру игры, точнее
передавать стиль композитора, дают возможность родителям контролировать ребенка в
домашней работе.
Накануне выступления очень важен режим. Ребенок должен выспаться, быть
отдохнувшим. Поэтому не стоит много заниматься перед выступлением. Также хорошо
съесть кусочек шоколада или просто пососать кусочек сахара - это советовала еще моя
учительница.
Сладкое
уменьшает
ощущение
«дрожания
рук».
К
сожалению
одинаковых рецептов нет. Все дети разные. И как правильно настроить ребенка перед
выступлением зависит от конкретного преподавателя, его знаний, опыта, чуткости… А
Рубинштейн, например, советовал: «Прежде чем пальцы коснутся клавиш, мысленно
начать пьесу». Важно пропеть про себя начало фразы в определённом темпе,
характере…
Примерно 50% успеха публичного выступления зависит от правильно выбранного
репертуара.
Необходимо
предвидеть
насколько
уровень
сложности
будет
соответствовать возможностям ребенка на тот или иной момент. Пьески нужно
подбирать яркие, образные, талантливо и удобно написанные. Я всегда проигрываю
ребятам несколько произведений, и они выбирают сами то, что им больше
понравилось. Самое главное музыка должна быть доступной для восприятия. А ребенок
должен понимать, что он хочет донести до слушателя, какой смысл и образ заложен
композитором. Хорошо, если ученик сумеет связать содержание исполняемого
произведения с чувствами и переживаниями своей личной жизни. Даже если пьеса не
программная, мы придумываем картинку, сюжет. И с младшими учениками я всегда
использую метод подтекстовки. Бережно относясь к каждому звуку, придумываем
стихотворную форму, причем в процессе вовлекаются как ученик, так иногда и
родитель. Главное чтобы текст соответствовал музыкальным фразам, а кульминация
главному событию. Потом учимся выразительно рассказывать и петь.
Приведу пример:
Самуил Майкапар «Педальная прелюдия» №2 e-moll.
Исполняют эту пьесу, к сожалению, достаточно редко, хотя она не только
полезная для музыкально-исполнительского развития ребенка, но и очень эффектная.
На фоне красивых гармонических аккордов на сильную долю звучит повторяющийся
нисходящий мотив. Простая форма - два квадрата, но огромное поле деятельности для
фантазии, восприятия и развития музыкальных чувств. Я несколько раз проиграла
ученице пьесу и мы стали размышлять о чем может рассказывать такая музыка.
Решили, что это раннее осеннее утро. Светает, но по небу еще ходят темные тучи.
Маленькая девочка просыпается на даче в своей кровати, а рядом лес… И наверное,
там еще темно и страшно. И мы мягкими погружениями в аккорды стараемся
передать это состояние таинственности, напряженности, попутно осваивая педаль и
ноты басового ключа и второй октавы. Но тут возникает опасность однообразного
исполнения мелодии и мы начинаем сочинять стихотворение: «Этим утром тучи
бродят, волки злые где-то ходят». Далее во второй фразе отклонение в мажор, мы
представили и сочинили: «Мы проснулись, солнце встало, все согрело и пропало».
Ребенку стало понятно как сначала голосом каждый мотив выразительно произнести,
потом спеть, а далее также выразительно его исполнить на фортепиано. Впоследствии
стало проще объединить эти мотивы в одну мелодическую линию с помощью
динамических оттенков и сделать кульминацию. «Вдруг проснулся бурый мишка,
ходит, бродит, ищет пищу». Наверное наше стихосложение вызовет у кого-то иронию,
если не насмешку, но ведь это мы сочиняли втроем (с мамой), и девочке это все очень
понравилось. Появился стимул многократно повторять и заучивать сложные переносы
рук в разные регистры. Для последней фразы на diminuendo с rallentando в конце мы
придумали: «Не боимся всяких мишек. Засыпаем, тише, тише». Картинка сложилась
как пазлы… Музыкальная ткань стала понятной и доступной для ребенка. После этого
стало проще соединить аккордовую фактуру с мелодической.
Результатом
проделанной работы явилось успешное, яркое и убедительное выступление ученицы на
конкурсах межрегиональных и международных уровней.
В заключении хочется, как пример, процитировать мудрое высказывание
Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который
нужно зажечь».
Спокойствие
преподавателя,
доброжелательное
отношение
к
ученику,
умение
воспитать заинтересованность и внушить уверенность в собственные силы, является
неоспоримой и неизменной величиной для дальнейших успешных публичных
выступлений начинающего пианиста.
Список литературы:
1.
Г. Коган «Работа пианиста», издательство «Музыка», Москва 1979г.
2.
«Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах в ДМШ», Москва
1976г.
3.
«Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Развитие навыков
самостоятельной работы учащихся», издательство Москва 1979г.