Автор: Огнева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: п.г.т.Безенчук Самарская область
Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира
Тема: "Лес и человек"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по окружающему миру.
Лес и человек.
1. ФИО учителя Огнева Ирина Александровна
2. Место ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук
3. Уровень Районный
4. Должность Учитель начальных классов
5. Предмет Окружающий мир
6. Класс 4 «А»
7. Тема и номер урока «Лес и человек». Урок 19/68.
8. Дата 10.11.2022 год
9. Базовый учебник « Окружающий мир», 4 класс, Плешаков А.А.
10. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека,
с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
11. Формируемые универсальные действия:
- личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению;
- регулятивные: формулировка учебных задач, оценка, коррекция;
- познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевые высказывания в устной и
письменной речи;
- коммуникативные: умение выражать свои мысли.
12. Тип урока – изучение нового материала.
13. Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.
14. Необходимое техническое оборудование:
ноутбук для учителя, ноутбуки для учащихся, интерактивная доска.
Используемые технологии:
технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и
актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на
этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Морское
путешествие» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной
деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие:
развитие воображения, мышления,
способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;
умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
участие в групповой работе с использованием речевых
средств для решения
коммуникативных задач;
использование простых речевых средств
для передачи своего мнения; проявление
инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.
Название этапа
Форма работы
Содержание
взаимодействия с
учащимися
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Организационны
й
Включение
в
деловой
ритм.
Эмоциональный
настрой на работу.
-Начинается урок,
Он
пойдёт
ребятам
впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь
тайны
открывать.
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только
лишь
отметку
«пять»!
Слайд №1
Мотивирует
обучающихся
к
учебной
деятельности,
контролирует
готовность к уроку.
Проявление
интереса.
Эмоциональный
настрой на урок.
- Регулятивные:
контроль
- Личностные:
самоопределение
к
деятельности
-Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
2. Целеполагание
Формулирование
цели, задач и темы
Прочитайте
стихотворение
Создаёт
проблемную
Принимают
проблемную
- Регулятивные:
целеполагание,
урока.
Работа в парах.
С.Никулиной
«Русский
лес».
Сделайте
предположение,
о
чём
пойдёт речь на уроке.
Слайд № 2
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
- Какая цель урока может
быть поставлена в связи с
темой?
- Что мы будем делать
для
достижения
этой
цели?
Слайд № 3
- Что вам хотелось бы
узнать
по
этой
теме?
Сформулируйте
свои
вопросы.
ситуацию,
ситуацию
познавательных
противоречий,
побуждает
учащихся
к
принятию темы и
цели урока.
ситуацию,
вступают
в
дискуссию,
озвучивают
тему
и
цель
урока,
формулируют
свои вопросы.
прогнозирование
- Коммуникативные:
умение
строить
продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками
и
учителем
- Познавательные:
анализировать,
доказывать
3. Актуализация
знаний
Наблюдение,
постановка опыта,
самостоятельная
работа,
коллективная
форма работы.
1. Блицопрос «Я знаю
лес»
Слайд № 4
- Какой лес мы называем
тайгой?
- Какое особое отличие
есть у лиственницы?
Организует
повторение знаний,
определяет
типичные
недостатки.
Демонстрируют
знания, умения.
Познавательные:
-
структурирование
знаний,
-
осознанное
построение
речевого
высказывания
в
письменной форме
-
Какая
птица
распространяет
плоды
кедровой сосны?
- Какое дерево является
символом России?
- Какие три части можно
выделить в лесной зоне?
- У какого животного
пять чёрных полос на
спине?
2. Сообщения учащихся.
(Ученики
выступают
с
сообщениями,
которые
заранее
подготовили
дома
о
растении
или
животном
лесной
полосы).
Коммуникативные:
-
умение
полно
и
точно выражать свои
мысли
Регулятивные:
-
способность
фиксировать учебную
проблему, определять
область
знания
и
незнания,
способа
действий
Личностные
развитие
учебно
–
познавательной
мотивации
4. Музыкальная
физкультминутка
для глаз
Слайды № 5, 6, 7.
5. Открытие нового
знания
Частично
–
поисковая
деятельность,
работа в группах
постоянного
состава,
работа
с
ноутбуками.
1. - А всегда ли человек
справедлив
к
лесу?
Прочитайте
стихотворение
(напечатано и сохранено
в папке в ноутбуке).
Плакала Саша, как лес
вырубали,
Ей и теперь его жалко
до слёз.
Сколько
тут
было
кудрявых берёз!
Там
из
–
за
старой
Создаёт
проблемную
ситуацию,
организует
подводящий диалог,
включает учащихся
в
групповую
работу, побуждает к
обсуждению
и
выявлению причин
возникших
затруднений.
Анализируют
проблемную
ситуацию,
ищут
решение,
включаются
в
подводящий
диалог, следят за
логикой
рассуждения,
работают
в
группах
постоянного
состава,
Познавательные:
-
структурирование
знаний, осознанное и
произвольное
построение
устного
речевого
высказывания,
смысловое чтение
Регулятивные:
-
планирование,
коррекция,
волевая
саморегуляция
Личностные:
нахмуренной ели
Красные
гроздья
калины глядели.
Там поднимался дубок
молодой,
Птицы
царили
в
вершине лесной,
Понизу
всякие
звери
таились.
Вдруг
мужики
с
топорами явились.
Лес зазвенел, застонал,
затрещал.
Заяц послушал - и вон
убежал.
-
Задание:
сформулировать
экологические проблемы
леса.
Слайд № 8
2.
Чтение
в
учебнике
статьи
«Роль
леса
в
природе и жизни людей»,
затем работа по схемам в
учебнике.
- О чём новом вы узнали
из текста?
3.
Сформулировать
правила
поведения
в
лесу, придумать к ним
специальные знаки.
Работают с текстом
учебника в группах
постоянного
состава, выполняют
задания, вступают в
диалог.
Выполняют
творческое задание
в
группах
постоянного
состава,
открывают
и
фиксируют новое
знание, вступают
в диалог.
- самоопределение к
деятельности,
развитие
учебно
–
познавательной
мотивации
анализируют
проблемную
ситуацию,
выдвигают
и
проверяют
гипотезы
6. Физкультми -
нутка
Слайд № 9
7. Самостоятельная
работа
Выполнение теста.
Практическая
индивидуальная
работа с помощью
системы
тестирования
PROCLass.
-
А
сейчас
самостоятельно
выполните тест. Задания
читайте
внимательно.
Отвечайте,
используя
пульты PROCLаss.
Организует
ситуацию выбора.
Используют
приобретённые
знания
в
практической
деятельности.
Самооценка.
Познавательные:
- умение использовать
информацию
и
вычленять
необходимую
для
решения
учебной
задачи
Личностные:
-
уточнение
собственных
возможностей
Регулятивные:
-
формирование
установки
на
поиск
способов
разрешения
трудностей
8. Обобщение и
закрепление
Беседа
- Назовите тему нашего
урока.
- Чем является лес для
человека?
- А почему лес – аптека?
- Как лес может обогреть
человека?
- Какие вещи из дерева
вы видите вокруг себя?
Организует
систематизацию
и
обобщение
совместных
достижений.
Ориентируются в
информации,
демонстрируют
знания, выявляют
границы
применимости
нового знания.
Познавательные:
- умение осознанно и
произвольно
строить
речевое высказывание
Коммуникативные:
-
инициативное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками
по
- Чем является лес для
животных и растений?
закреплению,
уточнению известных
знаний
и
способов
действий
Регулятивные:
-
контроль,
оценка,
коррекция
Личностные:
- самоопределение
9. Рефлексия и
самооанализ
Беседа
- Какую задачу ставили в
начале урока?
- Удалось ли её решить?
- Учёные подсчитали, что
на Земле каждую минуту
люди
вырубают
примерно 20 га леса. Как
представить себе 20 га?
(Это участок длиной 2 км
и шириной 200 метров).
- У вас у каждого на
партах
ладошки.
Если
вам понравился урок и
взяли из него для себя
много
полезного
–
поднимите
ладошки
вверх. А если вам было
скучно и вы не узнали
ничего нового – опустите
ладошки вниз.
Создаёт
ситуацию,
связанную
с
приятными
эмоциями, чувством
удовлетворения
от
работы, ощущением
собственной
компетентности,
самоуважения.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
степень
её
результативности.
Регулятивные:
-
оценка
своих
достижений на уроке
Личностные:
- самоопределение
Познавательные:
-
рефлексия
мотивации,
способов
деятельности общения