Напоминание

"Лес и человек"


Автор: Огнева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: п.г.т.Безенчук Самарская область
Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира
Тема: "Лес и человек"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по окружающему миру.

Лес и человек.

1. ФИО учителя Огнева Ирина Александровна

2. Место ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук

3. Уровень Районный

4. Должность Учитель начальных классов

5. Предмет Окружающий мир

6. Класс 4 «А»

7. Тема и номер урока «Лес и человек». Урок 19/68.

8. Дата 10.11.2022 год

9. Базовый учебник « Окружающий мир», 4 класс, Плешаков А.А.

10. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека,

с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

11. Формируемые универсальные действия:

- личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению;

- регулятивные: формулировка учебных задач, оценка, коррекция;

- познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевые высказывания в устной и

письменной речи;

- коммуникативные: умение выражать свои мысли.

12. Тип урока – изучение нового материала.

13. Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.

14. Необходимое техническое оборудование:

ноутбук для учителя, ноутбуки для учащихся, интерактивная доска.

Используемые технологии:

технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и

актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на

этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Морское

путешествие» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной

деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие:

развитие воображения, мышления,

способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие

самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;

умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

участие в групповой работе с использованием речевых

средств для решения

коммуникативных задач;

использование простых речевых средств

для передачи своего мнения; проявление

инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.

Название этапа

Форма работы

Содержание

взаимодействия с

учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Организационны

й

Включение

в

деловой

ритм.

Эмоциональный

настрой на работу.

-Начинается урок,

Он

пойдёт

ребятам

впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь

тайны

открывать.

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только

лишь

отметку

«пять»!

Слайд №1

Мотивирует

обучающихся

к

учебной

деятельности,

контролирует

готовность к уроку.

Проявление

интереса.

Эмоциональный

настрой на урок.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение

к

деятельности

-Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

2. Целеполагание

Формулирование

цели, задач и темы

Прочитайте

стихотворение

Создаёт

проблемную

Принимают

проблемную

- Регулятивные:

целеполагание,

урока.

Работа в парах.

С.Никулиной

«Русский

лес».

Сделайте

предположение,

о

чём

пойдёт речь на уроке.

Слайд № 2

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

- Какая цель урока может

быть поставлена в связи с

темой?

- Что мы будем делать

для

достижения

этой

цели?

Слайд № 3

- Что вам хотелось бы

узнать

по

этой

теме?

Сформулируйте

свои

вопросы.

ситуацию,

ситуацию

познавательных

противоречий,

побуждает

учащихся

к

принятию темы и

цели урока.

ситуацию,

вступают

в

дискуссию,

озвучивают

тему

и

цель

урока,

формулируют

свои вопросы.

прогнозирование

- Коммуникативные:

умение

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками

и

учителем

- Познавательные:

анализировать,

доказывать

3. Актуализация

знаний

Наблюдение,

постановка опыта,

самостоятельная

работа,

коллективная

форма работы.

1. Блицопрос «Я знаю

лес»

Слайд № 4

- Какой лес мы называем

тайгой?

- Какое особое отличие

есть у лиственницы?

Организует

повторение знаний,

определяет

типичные

недостатки.

Демонстрируют

знания, умения.

Познавательные:

-

структурирование

знаний,

-

осознанное

построение

речевого

высказывания

в

письменной форме

-

Какая

птица

распространяет

плоды

кедровой сосны?

- Какое дерево является

символом России?

- Какие три части можно

выделить в лесной зоне?

- У какого животного

пять чёрных полос на

спине?

2. Сообщения учащихся.

(Ученики

выступают

с

сообщениями,

которые

заранее

подготовили

дома

о

растении

или

животном

лесной

полосы).

Коммуникативные:

-

умение

полно

и

точно выражать свои

мысли

Регулятивные:

-

способность

фиксировать учебную

проблему, определять

область

знания

и

незнания,

способа

действий

Личностные

развитие

учебно

познавательной

мотивации

4. Музыкальная

физкультминутка

для глаз

Слайды № 5, 6, 7.

5. Открытие нового

знания

Частично

поисковая

деятельность,

работа в группах

постоянного

состава,

работа

с

ноутбуками.

1. - А всегда ли человек

справедлив

к

лесу?

Прочитайте

стихотворение

(напечатано и сохранено

в папке в ноутбуке).

Плакала Саша, как лес

вырубали,

Ей и теперь его жалко

до слёз.

Сколько

тут

было

кудрявых берёз!

Там

из

за

старой

Создаёт

проблемную

ситуацию,

организует

подводящий диалог,

включает учащихся

в

групповую

работу, побуждает к

обсуждению

и

выявлению причин

возникших

затруднений.

Анализируют

проблемную

ситуацию,

ищут

решение,

включаются

в

подводящий

диалог, следят за

логикой

рассуждения,

работают

в

группах

постоянного

состава,

Познавательные:

-

структурирование

знаний, осознанное и

произвольное

построение

устного

речевого

высказывания,

смысловое чтение

Регулятивные:

-

планирование,

коррекция,

волевая

саморегуляция

Личностные:

нахмуренной ели

Красные

гроздья

калины глядели.

Там поднимался дубок

молодой,

Птицы

царили

в

вершине лесной,

Понизу

всякие

звери

таились.

Вдруг

мужики

с

топорами явились.

Лес зазвенел, застонал,

затрещал.

Заяц послушал - и вон

убежал.

-

Задание:

сформулировать

экологические проблемы

леса.

Слайд № 8

2.

Чтение

в

учебнике

статьи

«Роль

леса

в

природе и жизни людей»,

затем работа по схемам в

учебнике.

- О чём новом вы узнали

из текста?

3.

Сформулировать

правила

поведения

в

лесу, придумать к ним

специальные знаки.

Работают с текстом

учебника в группах

постоянного

состава, выполняют

задания, вступают в

диалог.

Выполняют

творческое задание

в

группах

постоянного

состава,

открывают

и

фиксируют новое

знание, вступают

в диалог.

- самоопределение к

деятельности,

развитие

учебно

познавательной

мотивации

анализируют

проблемную

ситуацию,

выдвигают

и

проверяют

гипотезы

6. Физкультми -

нутка

Слайд № 9

7. Самостоятельная

работа

Выполнение теста.

Практическая

индивидуальная

работа с помощью

системы

тестирования

PROCLass.

-

А

сейчас

самостоятельно

выполните тест. Задания

читайте

внимательно.

Отвечайте,

используя

пульты PROCLаss.

Организует

ситуацию выбора.

Используют

приобретённые

знания

в

практической

деятельности.

Самооценка.

Познавательные:

- умение использовать

информацию

и

вычленять

необходимую

для

решения

учебной

задачи

Личностные:

-

уточнение

собственных

возможностей

Регулятивные:

-

формирование

установки

на

поиск

способов

разрешения

трудностей

8. Обобщение и

закрепление

Беседа

- Назовите тему нашего

урока.

- Чем является лес для

человека?

- А почему лес – аптека?

- Как лес может обогреть

человека?

- Какие вещи из дерева

вы видите вокруг себя?

Организует

систематизацию

и

обобщение

совместных

достижений.

Ориентируются в

информации,

демонстрируют

знания, выявляют

границы

применимости

нового знания.

Познавательные:

- умение осознанно и

произвольно

строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

-

инициативное

сотрудничество

с

учителем

и

сверстниками

по

- Чем является лес для

животных и растений?

закреплению,

уточнению известных

знаний

и

способов

действий

Регулятивные:

-

контроль,

оценка,

коррекция

Личностные:

- самоопределение

9. Рефлексия и

самооанализ

Беседа

- Какую задачу ставили в

начале урока?

- Удалось ли её решить?

- Учёные подсчитали, что

на Земле каждую минуту

люди

вырубают

примерно 20 га леса. Как

представить себе 20 га?

(Это участок длиной 2 км

и шириной 200 метров).

- У вас у каждого на

партах

ладошки.

Если

вам понравился урок и

взяли из него для себя

много

полезного

поднимите

ладошки

вверх. А если вам было

скучно и вы не узнали

ничего нового – опустите

ладошки вниз.

Создаёт

ситуацию,

связанную

с

приятными

эмоциями, чувством

удовлетворения

от

работы, ощущением

собственной

компетентности,

самоуважения.

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

степень

её

результативности.

Регулятивные:

-

оценка

своих

достижений на уроке

Личностные:

- самоопределение

Познавательные:

-

рефлексия

мотивации,

способов

деятельности общения



В раздел образования