Напоминание

Презентация к уроку биологии


Автор: Широкожухова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоусманская школа-интернат"
Населённый пункт: село Новая Усмань, Новоусманского района, Воронежской области
Наименование материала: Органы дыхания человека. Газообмен в легких и тканях.
Тема: Презентация к уроку биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Органы дыхания

человека. Газообмен в

легких и тканях.

урок биологии в 9 классе

Учитель биологии КОУ ВО «Новоусманская

школа-интернат» Широкожухова Т.Н

Цели и задачи урока

раскрыть значение органов дыхания;

раскрыть взаимосвязь органов дыхания

и органов кровообращения;

показать роль кислорода в

энергетическом обмене;

познакомиться со строением и

функциями органов дыхания;

рассмотреть функции гортани как

органа голосообразования.

Задания на повторение или

подготовка к новой теме

Объясните схему

Организм-- клетка--- ткань--- орган----

система органов ---- организм

Ответьте на вопрос:

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Что это? Назовите их функции

План работы

1. Значение дыхания

2. Органы дыхания: строение и функции.

3. Газообмен. Связь дыхательной и

кровеносной систем.

4. Закрепление:

- заполнение таблицы с использованием

учебника,

- проблемные вопросы

- «собери модель»

-тест

-заполнение листа достижений, рефлексия

И это все о воздухе…

Почему говорят: « Это нужно нам как воздух!»

выражает потребность организма в воздухе;

В 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб

батальон солдат, укрывшись во время шторма

в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Почему все погибли?

Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь

никто не знал, что для дыхания человеку

необходимо 2 куб. м в час.

Что такое дыхание?

Дыхание – это обмен газов

между клетками и

окружающей средой.

Процесс дыхания состоит

из четырех этапов:

1)обмен газов между

2)обмен газов между легкими и кровью;

3)транспорт газов кровью;

4)газообмен в тканях

.

Органы, которые проводят

воздух к альвеолам легких,

называются дыхательными

путями.

Верхние дыхательные

пути: носовая и ротовая

полости, носоглотка,

глотка.

Нижние дыхательные пути:

гортань трахея, бронхи.

Носовая полость

Строение: состоит из нескольких

извилистых носовых ходов.

Внутренняя поверхность

выстлана мерцательным

эпителием. В стенках носовой

полости проходит густая сеть

кровеносных капилляров.

Функции: согревание,

увлажнение воздуха и

очищение его от пыли; защита

организма от вредных

воздействий через воздух;

восприятие запахов (орган

обоняния).

Из носовой полости воздух

попадает в носоглотку,

а затем в глотку, с которой

сообщается ротовая полость.

Из глотки воздух попадает в

гортань.

Гортань – орган голосообразования

Строение: широкая трубка,

напоминающая воронку, состоит из

хрящей. Спереди и с боков ее

прикрывает щитовидный хрящ. У

мужчин он несколько выступает

вперед, образуя кадык. В узкой части

гортани находятся голосовые связки.

Вход в гортань защищает особый

полуподвижный хрящ – надгортанник.

Функции: Защита воздухоносных путей от

попадания в них пищи; образование

звуков.

Из гортани воздух попадает в трахею.

ТрахеяСтроение: широкая трубка,

состоящая и хрящевых

полуколец с мягкой стороны,

обращенной к пищеводу.

Внутренняя стенка трахеи

покрыта мерцательным

эпителием.

Функции: свободное прохождение

воздуха в легкие, выведение

пыльцевых частиц из легких в

глотку.

БронхиСтроение: ветвящиеся

трубки более мелкого диаметра.

Состоят из хрящевых колец,

которые защищают их от

спадания во время вдоха.

Функции: Поступление воздуха к

альвеолам легких.

Заполнить таблицу

Орган дыхания

Строение

Функция

Носовая полость

?

Согревает,

увлажняет,

очищает

?

?

Проводит воздух

в гортань

Гортань

Вид воронки

Стенки

образованы

хрящами

Имеет голосовые

связки

?

?

Орган дыхания

Строение

Функции

?

широкая трубка,

состоящая и хрящевых

полуколец с мягкой

стороны, обращенной к

пищеводу. Внутренняя

стенка трахеи покрыта

мерцательным эпителием.

свободное

прохождение воздуха в

легкие, выведение

пыльцевых частиц из

легких в глотку.

Бронхи

?

Поступление воздуха к

альвеолам легких.

Органы дыхания

выполняют лишь первую часть

газообмена.

Остальное выполняет система органов

кровообращения.

Между дыхательной и кровеносной

системами существует глубокая

взаимосвязь.

Различают

легочное

дыхание,

обеспечиваю-

щее газообмен

между воздухом

и кровью

тканевое

дыхание,

осуществляю-

щее газообмен

между кровью и

клетками

тканей.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной

полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме.

Общая поверхность легких 100 м

2

.

Каждое легкое одето оболочкой

- легочной плеврой. Грудную

полость тоже выстилает

оболочка – пристеночная

плевра. Между пристеночной и

легочной плеврой узкая щель –

плевральная полость, которая

заполнена тончайшим слоем

жидкости, которая облегчает

скольжение легочной стенки во

время вдоха и выдоха.

По учебнику назовите органы,

указанные цифрами на рисунке.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных

пузырьков – альвеол.

Альвеолы густо оплетены сетью

кровеносных сосудов –

капилляров. Образованы

альвеолы эпителием, который

выделяет специальную жидкость,

тончайшей пленкой выстилающую

альвеолу. Ее функции: уменьшает

поверхностное натяжение и не

дает альвеолам смыкаться;

убивает микробов, проникших в

легкие. В альвеолах

осуществляется газообмен между

кровью и окружающим воздухом

путем диффузии.

Используя таблицу в тетради,

объясните следующие факты:

1. Почему дыхание через нос

предпочтительнее, чем через рот?

2. Щелкните себя по щеке – получился

тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по

надутой щеке- звук громкий и звучный.

Почему?

Собери модель

Класс делится на 2 – 3 группы по 5

человек.. Из предложенного материала

составьте модель системы органов

дыхания.

Каждый ученик выбирает материал для

одного органа дыхания и объясняет

свой выбор. Вместе группа собирает

модель системы органы дыхания.

Дополни предложение

1.Газообмен между легкими и тканями

происходит в …

2. Воздух из трахеи попадает в …

3. Гортань образована …

4. Верхние дыхательные пути….

Заполнение листа достижений

Я знал…..

Я узнал…….

Домашнее задание

Страница учебника 142-144

Задача: человек вдохнул сахарную

пудру и через 10 минут почувствовал

сладкий вкус во рту. Объясните это

явление?



В раздел образования