Автор: Широкожухова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоусманская школа-интернат"
Населённый пункт: село Новая Усмань, Новоусманского района, Воронежской области
Наименование материала: Органы дыхания человека. Газообмен в легких и тканях.
Тема: Презентация к уроку биологии
Раздел: среднее образование
Органы дыхания
человека. Газообмен в
легких и тканях.
урок биологии в 9 классе
Учитель биологии КОУ ВО «Новоусманская
школа-интернат» Широкожухова Т.Н
Цели и задачи урока
•
раскрыть значение органов дыхания;
•
раскрыть взаимосвязь органов дыхания
и органов кровообращения;
•
показать роль кислорода в
энергетическом обмене;
•
познакомиться со строением и
функциями органов дыхания;
•
рассмотреть функции гортани как
органа голосообразования.
Задания на повторение или
подготовка к новой теме
Объясните схему
Организм-- клетка--- ткань--- орган----
система органов ---- организм
Ответьте на вопрос:
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Что это? Назовите их функции
План работы
•
1. Значение дыхания
•
2. Органы дыхания: строение и функции.
•
3. Газообмен. Связь дыхательной и
кровеносной систем.
•
4. Закрепление:
•
- заполнение таблицы с использованием
учебника,
•
- проблемные вопросы
•
- «собери модель»
•
-тест
•
-заполнение листа достижений, рефлексия
И это все о воздухе…
•
Почему говорят: « Это нужно нам как воздух!»
•
выражает потребность организма в воздухе;
•
В 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб
батальон солдат, укрывшись во время шторма
в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Почему все погибли?
•
Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь
никто не знал, что для дыхания человеку
необходимо 2 куб. м в час.
Что такое дыхание?
Дыхание – это обмен газов
между клетками и
окружающей средой.
Процесс дыхания состоит
из четырех этапов:
1)обмен газов между
2)обмен газов между легкими и кровью;
3)транспорт газов кровью;
4)газообмен в тканях
.
Органы, которые проводят
воздух к альвеолам легких,
называются дыхательными
путями.
Верхние дыхательные
пути: носовая и ротовая
полости, носоглотка,
глотка.
Нижние дыхательные пути:
гортань трахея, бронхи.
Носовая полость
Строение: состоит из нескольких
извилистых носовых ходов.
Внутренняя поверхность
выстлана мерцательным
эпителием. В стенках носовой
полости проходит густая сеть
кровеносных капилляров.
Функции: согревание,
увлажнение воздуха и
очищение его от пыли; защита
организма от вредных
воздействий через воздух;
восприятие запахов (орган
обоняния).
Из носовой полости воздух
попадает в носоглотку,
а затем в глотку, с которой
сообщается ротовая полость.
Из глотки воздух попадает в
гортань.
Гортань – орган голосообразования
Строение: широкая трубка,
напоминающая воронку, состоит из
хрящей. Спереди и с боков ее
прикрывает щитовидный хрящ. У
мужчин он несколько выступает
вперед, образуя кадык. В узкой части
гортани находятся голосовые связки.
Вход в гортань защищает особый
полуподвижный хрящ – надгортанник.
Функции: Защита воздухоносных путей от
попадания в них пищи; образование
звуков.
Из гортани воздух попадает в трахею.
ТрахеяСтроение: широкая трубка,
состоящая и хрящевых
полуколец с мягкой стороны,
обращенной к пищеводу.
Внутренняя стенка трахеи
покрыта мерцательным
эпителием.
Функции: свободное прохождение
воздуха в легкие, выведение
пыльцевых частиц из легких в
глотку.
БронхиСтроение: ветвящиеся
трубки более мелкого диаметра.
Состоят из хрящевых колец,
которые защищают их от
спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к
альвеолам легких.
Заполнить таблицу
Орган дыхания
Строение
Функция
Носовая полость
?
Согревает,
увлажняет,
очищает
?
?
Проводит воздух
в гортань
Гортань
Вид воронки
Стенки
образованы
хрящами
Имеет голосовые
связки
?
?
Орган дыхания
Строение
Функции
?
широкая трубка,
состоящая и хрящевых
полуколец с мягкой
стороны, обращенной к
пищеводу. Внутренняя
стенка трахеи покрыта
мерцательным эпителием.
свободное
прохождение воздуха в
легкие, выведение
пыльцевых частиц из
легких в глотку.
Бронхи
?
Поступление воздуха к
альвеолам легких.
Органы дыхания
выполняют лишь первую часть
газообмена.
Остальное выполняет система органов
кровообращения.
Между дыхательной и кровеносной
системами существует глубокая
взаимосвязь.
Различают
легочное
дыхание,
обеспечиваю-
щее газообмен
между воздухом
и кровью
тканевое
дыхание,
осуществляю-
щее газообмен
между кровью и
клетками
тканей.
Легкие занимают все свободное пространство в грудной
полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме.
Общая поверхность легких 100 м
2
.
Каждое легкое одето оболочкой
- легочной плеврой. Грудную
полость тоже выстилает
оболочка – пристеночная
плевра. Между пристеночной и
легочной плеврой узкая щель –
плевральная полость, которая
заполнена тончайшим слоем
жидкости, которая облегчает
скольжение легочной стенки во
время вдоха и выдоха.
По учебнику назовите органы,
указанные цифрами на рисунке.
Легкие человека состоят из мельчайших легочных
пузырьков – альвеол.
Альвеолы густо оплетены сетью
кровеносных сосудов –
капилляров. Образованы
альвеолы эпителием, который
выделяет специальную жидкость,
тончайшей пленкой выстилающую
альвеолу. Ее функции: уменьшает
поверхностное натяжение и не
дает альвеолам смыкаться;
убивает микробов, проникших в
легкие. В альвеолах
осуществляется газообмен между
кровью и окружающим воздухом
путем диффузии.
Используя таблицу в тетради,
объясните следующие факты:
•
1. Почему дыхание через нос
предпочтительнее, чем через рот?
•
2. Щелкните себя по щеке – получился
тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по
надутой щеке- звук громкий и звучный.
Почему?
Собери модель
Класс делится на 2 – 3 группы по 5
человек.. Из предложенного материала
составьте модель системы органов
дыхания.
Каждый ученик выбирает материал для
одного органа дыхания и объясняет
свой выбор. Вместе группа собирает
модель системы органы дыхания.
Дополни предложение
•
1.Газообмен между легкими и тканями
происходит в …
•
2. Воздух из трахеи попадает в …
•
3. Гортань образована …
•
4. Верхние дыхательные пути….
Заполнение листа достижений
•
Я знал…..
•
Я узнал…….
Домашнее задание
•
Страница учебника 142-144
•
Задача: человек вдохнул сахарную
пудру и через 10 минут почувствовал
сладкий вкус во рту. Объясните это
явление?