Автор: Герасимова Светлана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска
Населённый пункт: п.Светлополянск Верхнекамский р-н Кировская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии".
Раздел: среднее профессиональное
Предмет ___математика (изучение геометрического материала)_________________________________
Учитель математики _Светлана Александровна Герасимова ____________
Класс __8_
Школа КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска Верхнекамского района, ул. Дзержинского 8
Автор учебника математика для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Эк.
Тема урока __
Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии.___
Место урока в теме: Данный урок является одним из уроков в разделе повторения геометрического материала IV
четверти 8 класса.
Тип урока ___повторения, обобщения и систематизация знаний__________________________________
I.
Блок целеполагания
Дидактическая цель Повторение понятий, обобщение и систематизация знаний и умений.
Задачи:
1.воспитательные
развитие
нравственных
качеств
личности,
для
успешной
исполнительской
деятельности,
обеспечения положительной обратной связи через понимание, оценку и принятие учебной задачи;
удовлетворение потребности учащихся в совместной деятельности;
воспитание чувства красоты через наблюдение окружающих предметов и вещей.
2.коррекционно-
развивающие
коммуникативные: формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
готовности слушать собеседника, вести диалог, принимать чужую точку
зрения; активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных
задач;
познавательные:
формирование
умения
использовать
знаково-символические
средства
для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
3.образовательные
повторение понятий симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии и центр симметрии;
совершенствование умений и навыков измерения и построения геометрических фигур, а также
построения симметричных геометрических фигур.
II.
Инструментальный блок.
Основные понятия:
-предметные: построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии.
-метапредметные: толкование терминов через жизненно-практический опыт обучающихся.
Межпредметные
связи
Изобразительное
искусство,
природоведение,
профессионально-трудовое
обучение,
естествознание
Формы организации
деятельности
Групповая; индивидуальная; фронтальная
Технология
Уровневая дифференциация (в течение урока учащиеся сидят в группах по возможностям
обучения
математике,
руководители
групп
(подготовленные
учащиеся)
ставят
оценки
в
дневниках каждому члену группы за выполненные задания. Затем выводится общая оценка.
Учитель ставит оценки за индивидуальные задания, контролирует работу руководителей групп).
ИКТ
Ресурсы
- для учителя: интерактивный комплекс, презентация, учебник, карточки с заданиями для работ
в группах, предметы и вещи, камера
- для обучающихся:
геометрические фигуру, карточки с заданиями, понятиями и словами для
формулировки целей, палочки для мороженого, альбомы, ИД, зеркала (3), рабочие тетради,
линейки, чертёжные угольники, учебники, дневники групп, словари, выход в интернет.
III.
Организационно - деятельностный блок.
Цели
этапа
Методы и
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Коррекционная
работа
Формируемые
БУД
1. Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).
Включение
в учебную
деятель
ность на
личностно-
значимом
уровне
Эмоционал
ьная
минутка.
Стих.
1.Проверка готовности класса к
уроку;
2.Психологический настрой:
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
3.Предлагает оформить работу
Проверяют
рабочие
места,
показывают
готовность к уроку
Оформляют работу в
альбомах.
Р: контролиро
в а т ь
с в о и
д е й с т в и я
в
процессе
его
выполнения
2. Сообщение темы урока. Мотивация и целеполагание.
Готовность
мышления
Слайд 1. Внимание!
На слайде слева на белом фоне
Л:осознание
смысла
учения;
и осознание
потребнос
ти к
построени
ю нового
способа
действия.
Выявление
и
фиксация
места и
причины
затрудне
ния.
Постанов-
к а
ц е л и
учебной
деятельнос
ти,
выбор
способа
и
средств
ее реализа-
ции.
По слайду
Проблем-
ный
вопрос
группам
Беседа
Вопросно-
ответное
общение.
Работа
со
схемой
ЗУН
п р е д с т а в л е н ы
к а р т и н к и
с
изображением
симметричных
предметов,
а
справа
на
зелёном
фоне несимметричные.
-Догадайтесь, по какому признаку
предметы
распределены
в
два
столбика?
-Как называется данная линия?
-Как вы думаете, какую тему мы
будем сегодня повторять ?
Каждой
группе
выдаю
карточки
со
словами
для
формулировки
целей.
у I гр. – знать понятия:…
у II гр.- различать…
у
III
гр.
–
измерять,
строить,
чертить,
-Что необходимо знать по теме?
-Умеете ли вы выполнять задания,
связанные с темой урока?
-Сможете
ли
вы
различать
и
строить симметричные фигуры?
-Поставьте предполагаемую
оценку за свои знания. З – знать,
У – уметь, Р – решать.
З - 3
У- 4
Р - 5
Уточним формулировку темы:
Построение
с им м ет рич н ы х
ф и г у р
о т н о с и т е л ь н о
о с и
симметрии и центра симметрии.
=Высказывают
предположения
Если затрудняются, то
на слайде, появляются
оси симметрии.
=Симметрию
Ставят цели на урок.
=Ответы групп: Знать,
что
такое
симметрия,
о с ь
с . ,
ц е н т р
с .
Различать
с и м м е т р и ч н ы е
и
несимметричные
фигуры
п р ед м е т ы .
Строить сим. фигуры.
О п р е д е л я ю т
т о т
уровень своих знаний
и
умений
по
данной
теме.
Ставят в тетрадях на
полях предполагаемую
оценку.
Записывают тему в
альбомах.
=Ответы
Никита Д.
повторяет
ответ
учащегося
умение адекватно
оценивать
свои
силы.
П:Логические:
подведение
под
понятие;
анализ
с
ц е л ь ю
выделения
существенных
признаков;
Р:
осуществление
решения
учебной
задачи
под
руководством
учителя,
контролировать
свои действия в
п р о ц е с с е
е г о
выполнения
р а б о т а
п о
алгоритму, с
правилом,
готовность
предвосхищать
результат.
К:управление
коммуникацией:
слушание
инструкции
учителя и ответы
Таблица
«Качества
человека
(Слайд 2).
-Работать
будем
в
гру п п а х ,
применяя определённые правила.
- С
п ом о щ ь ю
д а н н ы х
с л о в
сформулируйте
эти
правила.
( С л а й д
3
п р е з е н т а ц и и
н а
интерактивной доске).
Называет по
таблице
качество
одноклассников.
- умение отвечать
на вопросы.
3. Всесторонняя проверка знаний (подготовительная работа).
Повторение
и уточнение
приобретён
ных
представле
ний
Р а б о т а
в
группах
с
вещами
и
предметам
и.
Классифик
ация
Беседа
Р а б о т а
в
группах.
Дидактиче
ская флеш-
игра
«Симметр
ичные
фигуры»
для
SmartBoard
1.Предлагаю задание по группам
а)II
и I группе вещи, сшитые в
швейной
мастерской
(фартук,
рабочая рукавица).
б)III гр. работает с предметами на
отдельном
столе
(топорище,
с ол о н ка ,
п а р а
д е р е в я н н ы х
м а ш и н о к ,
с т у л ,
п л е ч и к и ,
карандашница).
Контролирует работу.
-На каких учебных предметах вы
изготовляете данные изделия?
-Кто
может
сделать
плечики?
А
сшить фартук?
2.Работа
в
группах,
расставьте
геометрические
фигуры
в
два
столбика:
симмет ричные
и
несимметричные.
Д л я I
г р у п п ы
С л а й д
4
с
дидактической
флеш.
игрой
«Симметричные фигуры»
для SmartBoard
Фигуры:
круг,
равносторонний
Обучающиеся
д о к а з ы в а ю т
и х
симметричность.
В ы б и р а ю т
и з
предложенных
вещей,
с д е л а н н ы х
в
столярной мастерской,
симметричные
-Обсуждают,
поясняют
свой выбор
Фронтальная работа
Обучающиеся I группы
(низкий
уровень
возм.)
выполняют
задание
на
интерактивной доске
Обучающиеся III
(высокий
уровень
возм.)
и II
(средний
уровень
возм.)
групп
При
доказательстве
симметричности
демонстрирует
ответ ученика
группы,
складывая
фартук
пополам
П:использован
и е
з н а к о в о -
символической
записи
математическо
го
п о н я т и я ;
моделирование
Р:-принятие
аргументов
учителя по
оценке
выполненной
работы
-выделение
и
осознание
учащимися
того,
что
уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
К:Сотрудниче
ство:
понимание
обращенной
Взаимопомощь
Дружелюбие
Взаимопонимание
Внимание
Выбор
Работа с
разными
источника
м: словарь,
интернет,
Работа с
рисунком
презентаци
и
Моделиров
ание
треугольник,
ромб,
ква д рат,
разносторонний
треугольник,
параллелограмм,
прямоугольник,
равнобедренный
треугольник,
четырёхугольник.
Самоконтроль в дид. игре.
3. Слайд 5.
– Работа с понятиями симметрия,
ось симметрии, центр симметрии.
/На
слайде
убирает
шторку,
открываются скрытые понятия/
Контролирует работу.
4 . С л а й д
6 .
Р а с с м а т р и в а ю т
рисунок
(посередине
корзина,
справа
и
слева
от
кор зины
симметрично расположены грибы
и деревья)
- Н а з о в и т е
с и м м е т р и ч н о
расположенные предметы.
5. Творческое задание.
Составьте симметричный рисунок
с помощью палочек
Оцениваю работу в группе
д о п о л н и т е л ь н о
в
к а ж д ы й
с т о л б и к
добавляют
ещё
по
одной фигуре.
Взаимоконтроль двух
групп.
О б у ч а ю щ и е с я
и з
различных источников
н а х о д я т
д а н н ы е
понятия. Понятия для
I
г р у п п ы
предложенные
учителем
Фронтальная работа
Группы создают
симметричные
геометрические
рисунки. Руководитель
ставит в дневнике
группы оценку
учащимся.
Помогает
учителю,
открывает на
слайде шторку
Сравнивая,
называет
предметы
речи,
выполнение
простых
инструкций;
Взаимодейств
и е :
у м е н и е
слушать
у ч и т е л я
и
одноклассник
ов;
-умение
участвовать в
беседе,
составление
плана и
последователь
ности
действий
-принятие
роли,
отведенной
учителем
4.Актуализация знаний.
Готовность
-Где
вы
можете
встретиться
в
Р:понимание
мышления
и осознание
потребност
и к
построени
ю нового
способа
действия
Беседа.
Физкульт-
пауза
своей жизни с симметрией?
-Кто из вас считает симметричные
предметы красивыми?
- К о м у
б о л ь ш е
н р а в я т с я
не симметричные
предм еты?
Приведите примеры
Покажите предметы симметрично
расположенные
относительно
прямых
линий
в
окружающей
обстановке.
Отвечают, опираясь на
жизненный опыт.
Показывают
предметы.
Показывает
предметы
учебной
задачи урока
К:слушание
у ч и т е л я
и
ответы
одноклассник
ов.
-
у м е н и е
отвечать
н а
вопросы.
5. Повторение под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.
Применен
ие нового
знания в
типовых
заданиях
Беседа по
рисункам.
Исключен
ие сим.пр.
Работа в
рабочих
тетрадях
Самост.
работа
Устная и
письменная
работа.
Построение
фигур
1. Слайд 6.
Работа с рисунками, взятыми из
учебника и вопросами № 613(1,2)
стр. 209.
2.Выполняют
задания
в
рабочих
тетрадях по математике 8 класс Т.
В. Алышевой).
I гр.№ 306 стр.145. Раскрасить те
симметричные
геометрические
фигуры.
II и III гр. № 307 стр. 145
Д л я
в з а и м о ко н т р о л я
и
самоконтроля
одну
из
работ
учащихся I группы проецирует на
ИД доску.
3.Работа по учебнику. Построение
с и м м е т р и ч н ы х
ф и г у р
относительно оси симметрии МК.
Стр. 210 №614.
Контролирует работу.
Фронтальная работа.
Каждый
из
учащихся
работает в тетрадях.
Руководители
выставляют
оценки
в
дневниках групп.
Получают
ко н с ул ь т а ц и ю
о т
руководителя
группы
и л и
с о в м е с т н о
о б с у ж д а ю т
и
выполняют
работу
в
Выполняет
только задание
в рабочей
тетради I гр.
Задание на
карточке. По
пунктирам с
помощью
линейки
обводит
П: сравнение,
классификация
объектов;
использование
знаково-
символических
средств,
К:умение
слушать
у ч и т е л я
и
одноклассник
ов;
-умение
участвовать в
беседе, строить
понятное
высказывания;
понимать
обращенную
речь;
-проявление
Опыт.
Работа по
алгоритму
Работа в
рабочих
тетрадях
Построени
е фигур
4.Работа с разрезными
геометрическими фигурами и
зеркалом.
Поясняет алгоритм работы.
- С о с т а в и т ь
и з
ч а с т е й
необходимую фигуру,
-Справа
поставить
вертикально
зеркало
-Рассмотреть отражение
-Сделать
вывод
о
том,
ч то
увидели.
5 .
Р а б о ч и е
т е т р а д и
Т.
В .
Алышевой.
№
308
стр.
146.
Приступает к работе с номером I
группа.
II
и III группы работают с №309
стр.146
Контролирует работу.
альбомах. I гр. (1,2); II
гр.
(1,2,3), III гр. весь
номер. 1 уч-ся инд. у
доски
I гр. Составляет
квадрат (из разрезных
частей)
II гр. Составляет
равносторонний
треугольник
III гр. Составляет ромб
рассматривают
отражение в зеркале.
Делают вывод
Фронтальная работа.
Обсуждают
Самоконтроль.
Оценивают.
Руководители
выставляют оценки в
дневниках групп.
I гр. (1,2); II гр. (1,2,3),
III гр. Весь номер. 1
учащийся у доски
симметричные
фигуры
относительно
оси симметрии
Задание на
карточке.
Соединяет
точки, чтобы
получить
симметричные
фигуры
относительно
центра
симметрии
интереса и
потребности в
общении с
педагогом и
детьми;
-обращение за
помощью
Р:-принятие
аргументов
учителя по
оценке
выполненной
работы
-выделение
и
осознание
учащимися
того, что уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознание
к а ч е с т в а
и
уровня
усвоения
6. Домашнее задание.
Умение
применять
новое
знание в
типовых
заданиях
Разноуров
невое.
№310 (I и II группе рисунки а и б)
№310 (III группе рисунки б и в).
В
р а б оч и х
т е т р а д я х
Т.
В .
Алышевой
Поясняет.
Ч т е н и е
з а д а н и й .
Выявление
трудностей.
Индивидуально
( на карточке
обозначить
буквой С
симметричные
фигуры)
К: умение
слушать
инструкции
учителя,
ответы
учащихся
7. Итог урока.
осознание
метода
построения
нового
знания
Б е с е д а
п о
слайду
презентации
Слайд 7
Предлагает фото луга с цветами.
-Является ли луг симметричным?
-А цветы, растущие на лугу?
-Назовите тему работы на уроке.
=Ответы
Называют тему урока.
Уточняют, что именно
повторяли.
Руководители групп в
дневниках
подводят итоги.
П:формули-
рование темы.
Р: контроль.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Соотнесение
целей урока
и его
результатов,
самооценка
работы на
уроке,
Сравнение
поставленн
ой оценки с
оценкой
в
дневнике.
Эмоциональ
ное
настроение.
На
сладе
с
лугом
появляются
различные
цветы
(ромашки,
колокольчики и др.)
Чем
ярче
и
светлее
краски,
тем
настроение класса бодрее.
Выбирают
цветок в
соответствии со своим
н а с т р о е н и е м
и
выставляют его на луг,
оценивая работу.
Сравнивают
оценку,
поставленную вначале
урока, с той, которые
п о л у ч и л и с ь
в
дневниках группы.
О т в е ч а ю т ,
ч т о
п ол у ч и л о с ь ,
а
ч т о
вызвало затруднения.
Р:контроль
Л:самооценка
р а б о т ы
н а
уроке
К: проявление
и н т е р е с а
и
потребности в
о б щ е н и и
с
педагогом
и
детьми.