Напоминание

Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ


Автор: Гриценко Валерия Владимировна
Должность: Студентка 3 курса группы ТЕО-м-з-20-1 направления 48.04.01 Теология
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ
Раздел: начальное образование





Назад




Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ

«Воспитание из всех святых дел – самое святое»

Святитель Феофан затворник

На современном этапе проблемы нравственного и гражданского

воспитания школьников младшего возраста относятся к числу социально-

значимых и актуальных, имеющих как теоретическое, так и прикладное

значение. Обращение к теме патриотизма важно для формирования

гражданской позиции у подрастающего поколения, чувства любви по

отношению к Родине, готовности исполнять гражданский долг.

А

патриотическое

воспитание

является

частью

духовно

нравственного

образования в нашей школе. Мы с вами прекрасно знаем, что само по себе

образование

не

гарантирует

высокого

уровня

духовно-нравственной

воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в

повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе

уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Портрет выпускника начальной школы даёт нам следующие

ориентиры: ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный

, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения

учиться,

способный

к

организации

собственной

деятельности;

готовый

самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

Таким образом мы видим, что Федеральный Государственный

стандарт начального общего образования в качестве важнейших качеств,

которым должен обладать современный выпускник, называет духовность,

нравственность,

самостоятельность,

инициативность, предприимчивость,

мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты,

котoрые в российском сознании всегда почитались как главные. Но слов

«патриот» или «патриотическое воспитание» мы в Стандарте не встретим, а

патриотические качества в современном обществе выходят на первый план.

Г.Р.Державин говорил:«Мила нам добра весть о нашей стороне:

Отечества и дым нам сладок». И, когда мы говорим о патриотическом

воспитании, то прежде всего, мы говорим о чувстве любви к нашей Родине.

Но ведь Родина - это понятие простое и сложное понятие одновременно. А

какая бывает Родина? Большая и малая, понятная и таинственная, близкая,

если ты рядом и очень далёкая, стучащая в сердце ностальгией. Можно ли

воспитать любовь к Родине или это врожденное чувство? Можно ли

1

воспитать это чувство любви к Родине, чтобы дым отечества нам и нашим

детям стал сладок?

Если мы обратимся к самому понятию «патриотическое воспитание», то

увидим,

что

это

многоплановая,

систематическая,

целенаправленная

деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся

высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского

долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов

Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций

развития общества.)

А школьные годы – это самое благоприятное время для привития

чувства любви к Родине, в этом убеждены единодушно и психологи и

педагоги.

Цель поставлена масштабная. С чего же начинать? В народе

говорят и капля камень точит, поэтому для себя я решила, что действовать

необходимо в трёх направлениях: через урочную деятельность, используя

материалы, данные в учебнике, через внеурочную деятельность и работу с

родителями, привлекая их к выполнению некоторых заданий домашних .

Сразу оговорюсь – патриотическое воспитание – это неотьемленная часть

всей работы по духовно-нравственному воспитанию учеников (помним о

портрете выпускника начальной щколы). Нельзя сказать, что сегодня я

воспитываю патриотизм, завтра духовность, затем уважение к старшим и т д.

конечно, все идет в слиянии и соединении, но расставить акценты можно.

Итак, начнём с уроков . Очень хорошо, что учебный предмет

ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы, т к все нравственные и

культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и

принимаются.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной

общеобразовательной программы, в сфере духовно-нравственного развития,

начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша

Родина». Я взяла на эту тему два часа. Мы с ребятишками рассуждаем на

тему Родины и говорим в начале о своей малой родине – о Ставропольском

крае: как раньше назывался г.Ставрополь, каким был. Предлагаю написать

мини –сочинение (4-5 предложений) « Чем для меня является Родина…», на

уроке обязательно звучит песня: «С чего начинается Родина», дополняем

работы иллюстрациями. На доске- галерея работ, подходим ,смотрим,

обсуждаем, высказываем своё мнение и слушаем мнение своего товарища.

Дома ребята подбирают пословицы о Родине, семье.

Материал, изложенный в учебниках для ребят очень интересен –

он им практически неизвестен. Каждый урок мы открываем что-то новое.

Стараюсь связать каждую тему с нашим прекрасным краем. Будь то

священные сооружения, религиозное искусство или места паломничества…

А примеры находятся совсем рядом. Ведь в Ставропольском крае и соседней

с нами Калмыкией представлены религиозные конфессии и христианства, и

иудаизма и ислама и буддизма. Я считаю, что именно это закладывает

2

основу любви и к своему краю, как малой Родине, её истории. На уроках

идет знакомство с людьми , которые внесли неоценимый вклад в развитие и

становление России, как великой державы , а также сумели её защитить в

лихую годину. Такие имена, ка Александр Невский или Дмитрий Донской,

Александр Суворов или Фёдор Ушаков должны запомниться детям на всю

жизнь. И опять приводим примеры из истории нашего края. А нам есть о чем

рассказать. В нашем крае немало героев России, кавалеров оденов Славы и

Мужества Здесь дети работают в группах сами, я только даю задание

рассказать о какой либо значимой личности и какой вклад она внесла в

развитие могущества нашей Родины.

А такие темы как «Долг, свобода, ответственность, труд»,

«Любовь и уважение к Отечеству», «Защита Отечества»,

«Подвиг»,

«Нравственные заповеди в религиях мира» говорят сами за себя. Не надо

забывать и о современных примерах. Вся эта информация оказывает сильное

положительное воздействие на учащихся.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный

множеством разнообразных источников сильного воздействия на него.Эти

источноки как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только

формирующуюся сферу нравственности. Поэтому необходимо использовать

материалы, данные в учебнике,

подобранные учителем или самими

учащимися для положительного воздействия именно на эмоциональную

сферу ребят.

Следующее направление моей работы – это работа внеурочная.В

основном реализую её на своем классе или в классе, с которым сложились

особенно хорошие отношения. Большое значение имеют семейные экскурсии

по району, городу, с посещением храмов и т.д. Обязательно итоги таких

экскурсий оформляем на фото классного стенда или делимся впечатлениями

в мини - сочинениях с иллюстрациями. Конечно, акция Бессмертный полк –

это просто продолжение тем «Подвиг», «Защита Отечества». При изучении

любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может

мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая

значима для него будет усвоена и принята. А школьникам наиболее понятны

те вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу родных и

близких.

Без участия родителей семьи задачи патриотического воспитания не

могут быть решены. А.С.Макаренко написал: "В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».Без участия

родителей семьи задачи патриотического воспитания не могут быть решены.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую

вызывают лишь недоумение.

3

Обязательно прихожу на собрания к родителям, основная мысль

моих выступлений - корни каждого — в истории и традициях семьи, своего

народа, прошлом края и страны. Конечно, реакция родителей разная, но в

большинстве своём, мы находим общий язык. Кто-то из членов семьи

обязательно откликается и начинается совместная работа ребёнка и бабушки,

дедушки, мамы. Эта помощь неоценима, когда мы говорим о традициях

семьи,

праздниках,

вкусных

блюдах,

когда

пытаемся

составить

генеалогическое древо или помощь в заключительном проекте по итогам

изучения курса. Всегда надо помнить, что семья — ячейка общества,

хранительница национальных традиций.

А счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Я считаю, что огромное значения именно для ребят начальной

школы имеет личность педагога. Наша уверенность в том, о чем мы говорим,

не расхождение слов и дел, отсутствие излишней бравады, честные ответы на

вопросы, хорошее знание материала необходимые условия для воспитания

ребятишек.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было

актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы, учителя,

общаясь с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине.

Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства,

создавала надежную опору власти и будущему народа.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» – это

принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания, это небольшое,

но очень важное звено в цепи патриотического воспитания. При этом

светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в

контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и

религиозном

подходах

к

воспитанию

много

точек

взаимодействия,

основанных

на

идеях

добра,

совести,

справедливости,

патриотизма,

достоинства, уважения к человеку.

4

5



В раздел образования