Автор: Гриценко Валерия Владимировна
Должность: Студентка 3 курса группы ТЕО-м-з-20-1 направления 48.04.01 Теология
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ
Раздел: начальное образование
Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ
«Воспитание из всех святых дел – самое святое»
Святитель Феофан затворник
На современном этапе проблемы нравственного и гражданского
воспитания школьников младшего возраста относятся к числу социально-
значимых и актуальных, имеющих как теоретическое, так и прикладное
значение. Обращение к теме патриотизма важно для формирования
гражданской позиции у подрастающего поколения, чувства любви по
отношению к Родине, готовности исполнять гражданский долг.
А
патриотическое
воспитание
является
частью
духовно
нравственного
образования в нашей школе. Мы с вами прекрасно знаем, что само по себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
духовно-нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в
повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе
уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Портрет выпускника начальной школы даёт нам следующие
ориентиры: ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный
, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения
учиться,
способный
к
организации
собственной
деятельности;
готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Таким образом мы видим, что Федеральный Государственный
стандарт начального общего образования в качестве важнейших качеств,
которым должен обладать современный выпускник, называет духовность,
нравственность,
самостоятельность,
инициативность, предприимчивость,
мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты,
котoрые в российском сознании всегда почитались как главные. Но слов
«патриот» или «патриотическое воспитание» мы в Стандарте не встретим, а
патриотические качества в современном обществе выходят на первый план.
Г.Р.Державин говорил:«Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок». И, когда мы говорим о патриотическом
воспитании, то прежде всего, мы говорим о чувстве любви к нашей Родине.
Но ведь Родина - это понятие простое и сложное понятие одновременно. А
какая бывает Родина? Большая и малая, понятная и таинственная, близкая,
если ты рядом и очень далёкая, стучащая в сердце ностальгией. Можно ли
воспитать любовь к Родине или это врожденное чувство? Можно ли
1
воспитать это чувство любви к Родине, чтобы дым отечества нам и нашим
детям стал сладок?
Если мы обратимся к самому понятию «патриотическое воспитание», то
увидим,
что
это
многоплановая,
систематическая,
целенаправленная
деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся
высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского
долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций
развития общества.)
А школьные годы – это самое благоприятное время для привития
чувства любви к Родине, в этом убеждены единодушно и психологи и
педагоги.
Цель поставлена масштабная. С чего же начинать? В народе
говорят и капля камень точит, поэтому для себя я решила, что действовать
необходимо в трёх направлениях: через урочную деятельность, используя
материалы, данные в учебнике, через внеурочную деятельность и работу с
родителями, привлекая их к выполнению некоторых заданий домашних .
Сразу оговорюсь – патриотическое воспитание – это неотьемленная часть
всей работы по духовно-нравственному воспитанию учеников (помним о
портрете выпускника начальной щколы). Нельзя сказать, что сегодня я
воспитываю патриотизм, завтра духовность, затем уважение к старшим и т д.
конечно, все идет в слиянии и соединении, но расставить акценты можно.
Итак, начнём с уроков . Очень хорошо, что учебный предмет
ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы, т к все нравственные и
культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и
принимаются.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной
общеобразовательной программы, в сфере духовно-нравственного развития,
начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша
Родина». Я взяла на эту тему два часа. Мы с ребятишками рассуждаем на
тему Родины и говорим в начале о своей малой родине – о Ставропольском
крае: как раньше назывался г.Ставрополь, каким был. Предлагаю написать
мини –сочинение (4-5 предложений) « Чем для меня является Родина…», на
уроке обязательно звучит песня: «С чего начинается Родина», дополняем
работы иллюстрациями. На доске- галерея работ, подходим ,смотрим,
обсуждаем, высказываем своё мнение и слушаем мнение своего товарища.
Дома ребята подбирают пословицы о Родине, семье.
Материал, изложенный в учебниках для ребят очень интересен –
он им практически неизвестен. Каждый урок мы открываем что-то новое.
Стараюсь связать каждую тему с нашим прекрасным краем. Будь то
священные сооружения, религиозное искусство или места паломничества…
А примеры находятся совсем рядом. Ведь в Ставропольском крае и соседней
с нами Калмыкией представлены религиозные конфессии и христианства, и
иудаизма и ислама и буддизма. Я считаю, что именно это закладывает
2
основу любви и к своему краю, как малой Родине, её истории. На уроках
идет знакомство с людьми , которые внесли неоценимый вклад в развитие и
становление России, как великой державы , а также сумели её защитить в
лихую годину. Такие имена, ка Александр Невский или Дмитрий Донской,
Александр Суворов или Фёдор Ушаков должны запомниться детям на всю
жизнь. И опять приводим примеры из истории нашего края. А нам есть о чем
рассказать. В нашем крае немало героев России, кавалеров оденов Славы и
Мужества Здесь дети работают в группах сами, я только даю задание
рассказать о какой либо значимой личности и какой вклад она внесла в
развитие могущества нашей Родины.
А такие темы как «Долг, свобода, ответственность, труд»,
«Любовь и уважение к Отечеству», «Защита Отечества»,
«Подвиг»,
«Нравственные заповеди в религиях мира» говорят сами за себя. Не надо
забывать и о современных примерах. Вся эта информация оказывает сильное
положительное воздействие на учащихся.
В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него.Эти
источноки как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только
формирующуюся сферу нравственности. Поэтому необходимо использовать
материалы, данные в учебнике,
подобранные учителем или самими
учащимися для положительного воздействия именно на эмоциональную
сферу ребят.
Следующее направление моей работы – это работа внеурочная.В
основном реализую её на своем классе или в классе, с которым сложились
особенно хорошие отношения. Большое значение имеют семейные экскурсии
по району, городу, с посещением храмов и т.д. Обязательно итоги таких
экскурсий оформляем на фото классного стенда или делимся впечатлениями
в мини - сочинениях с иллюстрациями. Конечно, акция Бессмертный полк –
это просто продолжение тем «Подвиг», «Защита Отечества». При изучении
любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может
мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая
значима для него будет усвоена и принята. А школьникам наиболее понятны
те вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу родных и
близких.
Без участия родителей семьи задачи патриотического воспитания не
могут быть решены. А.С.Макаренко написал: "В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».Без участия
родителей семьи задачи патриотического воспитания не могут быть решены.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую
вызывают лишь недоумение.
3
Обязательно прихожу на собрания к родителям, основная мысль
моих выступлений - корни каждого — в истории и традициях семьи, своего
народа, прошлом края и страны. Конечно, реакция родителей разная, но в
большинстве своём, мы находим общий язык. Кто-то из членов семьи
обязательно откликается и начинается совместная работа ребёнка и бабушки,
дедушки, мамы. Эта помощь неоценима, когда мы говорим о традициях
семьи,
праздниках,
вкусных
блюдах,
когда
пытаемся
составить
генеалогическое древо или помощь в заключительном проекте по итогам
изучения курса. Всегда надо помнить, что семья — ячейка общества,
хранительница национальных традиций.
А счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Я считаю, что огромное значения именно для ребят начальной
школы имеет личность педагога. Наша уверенность в том, о чем мы говорим,
не расхождение слов и дел, отсутствие излишней бравады, честные ответы на
вопросы, хорошее знание материала необходимые условия для воспитания
ребятишек.
Развитие патриотических чувств молодого поколения было
актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы, учителя,
общаясь с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине.
Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства,
создавала надежную опору власти и будущему народа.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» – это
принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания, это небольшое,
но очень важное звено в цепи патриотического воспитания. При этом
светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в
контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и
религиозном
подходах
к
воспитанию
много
точек
взаимодействия,
основанных
на
идеях
добра,
совести,
справедливости,
патриотизма,
достоинства, уважения к человеку.
4
5