Автор: Попова Мария Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Амгинская СОШ №2 им.В.В.Расторгуева"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга
Наименование материала: Тренинговое занятие
Тема: "Я и конфликт"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Амгинская СОШ №2 им.В.В.Расторгуева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА
Лекция-беседа «Я и конфликт»
Программу разработала: социальный педагог
Попова М.И.
Амга 2023
Лекция - беседа на тему: «Я и конфликт. Как помочь себе»
Целевая группа: старшеклассники 8-11 классы.
Цель: Помочь молодым людям самим устранять конфликт, разрешать и выходить из
сложных, конфликтных ситуаций.
Материалы: тест на определение конфликтности» карандаши,
Раздаточный материал: брошюра «Я и конфликт. Как помочь себе»
Время: 1ч.30мин.
Содержание:
Пункт 1. Теоретическая часть.
1. Заполнение теста на определение уровня конфликтности (10 мин.)
2, Что такое конфликт и когда он возникает? (20 мин)
Слово конфликт происходит от латинского conflictus -
столкновение, противоборство.
Конфликт - это противоречие, столкновение противоположных взглядов,
интересов, точек зрения, форм поведения, разногласие внутри человека или между
людьми, чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего
дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Конфликт - представляет собой сложное социальное психологическое явление..
Предмет конфликта - это то из-за чего возникает конфликт.
Конфликты можно разделить на 2 основные группы:
Деловые - возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива,
при решении или проблем делового характера (несовпадение взглядов, на режим
работы, нагрузку, методы преподавания и обучения, по разным другим причинам).
Личностные - на основе противоречий в личных интересах. Могут касаться восприятия
и оценки людьми друг друга, реальной и кажущейся несправедливости в оценке их
действий, результатов работы и.т.п.
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые
предшествуют конфликту и в определенных условиях деятельности субьектов вызывают
его.
Фазы конфликта;
1. Возникновение конфликта, конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации, хотя бы одним из участников и эмоциональное
переживание им этого фактора.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
4. Развитие конфликта ( открытого ).
5. Разрешение конфликта (могут быть педагогические и административные ).
Фаза разрешения конфликта:
1. Начальная фаза - 92% возможности разрешения конфликта.
2. Фаза подъема
– начало открытого конфликта, 46% - возможности разрешения
конфликта.
3. . Фаза (заключительная ) пик конфликта 5% - возможности конфликта.
4. Фаза спада - 20% возможности разрешения конфликта.
Виды конфликтов.
Люди по-разному реагируют в конфликте. Иногда человеку бывает трудно найти способы
разрешения конфликта. При возникновении открытого или скрытного конфликта, человек
не всегда разрешает возникшую проблему.
Конфликт может носить открытый и скрытный характер.
Открытый конфликт - это когда, например, два человека ругаются, оскорбляют друг
друга, т.е. переходят на личности.
Скрытный конфликт- это когда, человек не показывает то, что ему не нравится,
но
внутренне противится этому.
К этой форме относятся:
1) Холодная напряженность - на лицо напряженное, осуждающее, злое выражение.
2) Приспособление - когда в адрес агрессора идет приниженная просьба, его умоляют,
принимают его несправедливые условия.
3) Избегание ~ например: зять реже видится с тещей, дочь уезжает из родительского
дома, чтобы избежать контроля и т.д.
Холодная напряженность -приспособление или избегание не способы разрешения
возникшего конфликта, этот конфликт называют еще неуправляемым, т.е. в управлении не
участвует разум, срабатывают лишь бессознательные механизмы. А более
оптимальные пути разрешения конфликта:
Компромисс - уступка друг другу в каких-то вопросах.
Сотрудничество - это сохранение достоинства друг друга, снижение
напряженности между собой и внутри себя.
Обсуждение. «Хороший» конфликт?» (10 минут)
Конфликт не всегда бывает негативным. Обсуждение над тем, может ли конфликт быть
позитивной силой.
- Приведите пример из своего опыта, когда конфликт помог лучше общаться, понять друг
друга, решить проблему и пойти дальше.
- И так, что же делает конфликт «хорошим»?
Пункт 2. Практическая часть (30 мин).
Ситуация: (20 мин) Знакомый одолжил N-ую сумму денег, прошел месяц, но он
так и не отдает деньги, тянет- тянет срок и, в конце концов, отказался отдать долг.
Делимся на пары, один из вас одолжил денег, а одним из них являетесь вы сами.
Знакомый находит себе веские причины, чтобы не отдавать долг, а тот, кто одолжил
любым путем, способом должен взять этот долг.
Результат пар: пара, которая быстро уладила проблему, делится своим опытом с другими.
Конфликт пар разрешается. Если конфликт остается не разрешенной. Почему пары не
смогли уладить проблему? В чем причина? Каждый участник высказывается.
Мозговой штурм. Предупреждения конфликтов (10 мин)
Разделить группу на 2-3 подгруппы. Дать задание: «Как можно предупредить конфликт»?
1.
Прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание - как начальник на
подчиненного).
2. Воздействие через мотивы,
3. Воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства
массовой
информации),
4. Воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в
организации).
Заключительная часть: (10 мин)
Обработка и ознакомление с результатами теста.
Рефлексия, Обсуждение. Что получилось, а что не получилось? Почему? Что
понравилось, что не понравилось? Почему?