Напоминание

"Я и конфликт"


Автор: Попова Мария Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Амгинская СОШ №2 им.В.В.Расторгуева"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга
Наименование материала: Тренинговое занятие
Тема: "Я и конфликт"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Амгинская СОШ №2 им.В.В.Расторгуева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА

Лекция-беседа «Я и конфликт»

Программу разработала: социальный педагог

Попова М.И.

Амга 2023

Лекция - беседа на тему: «Я и конфликт. Как помочь себе»

Целевая группа: старшеклассники 8-11 классы.

Цель: Помочь молодым людям самим устранять конфликт, разрешать и выходить из

сложных, конфликтных ситуаций.

Материалы: тест на определение конфликтности» карандаши,

Раздаточный материал: брошюра «Я и конфликт. Как помочь себе»

Время: 1ч.30мин.

Содержание:

Пункт 1. Теоретическая часть.

1. Заполнение теста на определение уровня конфликтности (10 мин.)

2, Что такое конфликт и когда он возникает? (20 мин)

Слово конфликт происходит от латинского conflictus -

столкновение, противоборство.

Конфликт - это противоречие, столкновение противоположных взглядов,

интересов, точек зрения, форм поведения, разногласие внутри человека или между

людьми, чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего

дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Конфликт - представляет собой сложное социальное психологическое явление..

Предмет конфликта - это то из-за чего возникает конфликт.

Конфликты можно разделить на 2 основные группы:

Деловые - возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива,

при решении или проблем делового характера (несовпадение взглядов, на режим

работы, нагрузку, методы преподавания и обучения, по разным другим причинам).

Личностные - на основе противоречий в личных интересах. Могут касаться восприятия

и оценки людьми друг друга, реальной и кажущейся несправедливости в оценке их

действий, результатов работы и.т.п.

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые

предшествуют конфликту и в определенных условиях деятельности субьектов вызывают

его.

Фазы конфликта;

1. Возникновение конфликта, конфликтной ситуации.

2. Осознание конфликтной ситуации, хотя бы одним из участников и эмоциональное

переживание им этого фактора.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

4. Развитие конфликта ( открытого ).

5. Разрешение конфликта (могут быть педагогические и административные ).

Фаза разрешения конфликта:

1. Начальная фаза - 92% возможности разрешения конфликта.

2. Фаза подъема

– начало открытого конфликта, 46% - возможности разрешения

конфликта.

3. . Фаза (заключительная ) пик конфликта 5% - возможности конфликта.

4. Фаза спада - 20% возможности разрешения конфликта.

Виды конфликтов.

Люди по-разному реагируют в конфликте. Иногда человеку бывает трудно найти способы

разрешения конфликта. При возникновении открытого или скрытного конфликта, человек

не всегда разрешает возникшую проблему.

Конфликт может носить открытый и скрытный характер.

Открытый конфликт - это когда, например, два человека ругаются, оскорбляют друг

друга, т.е. переходят на личности.

Скрытный конфликт- это когда, человек не показывает то, что ему не нравится,

но

внутренне противится этому.

К этой форме относятся:

1) Холодная напряженность - на лицо напряженное, осуждающее, злое выражение.

2) Приспособление - когда в адрес агрессора идет приниженная просьба, его умоляют,

принимают его несправедливые условия.

3) Избегание ~ например: зять реже видится с тещей, дочь уезжает из родительского

дома, чтобы избежать контроля и т.д.

Холодная напряженность -приспособление или избегание не способы разрешения

возникшего конфликта, этот конфликт называют еще неуправляемым, т.е. в управлении не

участвует разум, срабатывают лишь бессознательные механизмы. А более

оптимальные пути разрешения конфликта:

Компромисс - уступка друг другу в каких-то вопросах.

Сотрудничество - это сохранение достоинства друг друга, снижение

напряженности между собой и внутри себя.

Обсуждение. «Хороший» конфликт?» (10 минут)

Конфликт не всегда бывает негативным. Обсуждение над тем, может ли конфликт быть

позитивной силой.

- Приведите пример из своего опыта, когда конфликт помог лучше общаться, понять друг

друга, решить проблему и пойти дальше.

- И так, что же делает конфликт «хорошим»?

Пункт 2. Практическая часть (30 мин).

Ситуация: (20 мин) Знакомый одолжил N-ую сумму денег, прошел месяц, но он

так и не отдает деньги, тянет- тянет срок и, в конце концов, отказался отдать долг.

Делимся на пары, один из вас одолжил денег, а одним из них являетесь вы сами.

Знакомый находит себе веские причины, чтобы не отдавать долг, а тот, кто одолжил

любым путем, способом должен взять этот долг.

Результат пар: пара, которая быстро уладила проблему, делится своим опытом с другими.

Конфликт пар разрешается. Если конфликт остается не разрешенной. Почему пары не

смогли уладить проблему? В чем причина? Каждый участник высказывается.

Мозговой штурм. Предупреждения конфликтов (10 мин)

Разделить группу на 2-3 подгруппы. Дать задание: «Как можно предупредить конфликт»?

1.

Прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание - как начальник на

подчиненного).

2. Воздействие через мотивы,

3. Воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства

массовой

информации),

4. Воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в

организации).

Заключительная часть: (10 мин)

Обработка и ознакомление с результатами теста.

Рефлексия, Обсуждение. Что получилось, а что не получилось? Почему? Что

понравилось, что не понравилось? Почему?



В раздел образования