Авторы: Малькова Алена Леонидовна, Дятлова Ольга Георгиевна
Должность: Учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большееланская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Раздел: начальное образование
Дятлова Ольга Георгиевна
Учитель начальных классов
Малькова Алена Леонидовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Большееланская СОШ»
с. Большая Елань, Иркутская область
АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В семейном кругу мы растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений
работы
с подрастающим поколением
становится
духовно-нравственное
воспитание.
Первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа,
проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся, была бы
неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в
духовно-нравственном воспитании детей.
В нашей школе цель духовно-нравственного воспитания детей состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому
и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей,
тех, кого зовут соотечественниками.
Любовь к родному краю должна сопровождаться и уважением к человеку-
труженику села.
Мы живем в селе, где есть крупное предприятие АО «Большееланское», поэтому
ведущим направлением для нас является агробизнес-образование. Вся школа
вовлечена в проект «Всё это родина моя». Только научившись любить свою малую
Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Агробизнес-образование
активно внедряет инновационную деятельность в учебно-познавательный,
воспитательный процесс и осуществляется в единстве с трудовым и нравственным
воспитанием. Прививать любовь к земле, быть хозяином своей земли начинаем в
младшем школьном возрасте. Задача педагогов и родителей помочь младшему
школьнику адаптироваться к современной действительности, стать социально
полноценной личностью, правильно понимать и оценивать различные явления
окружающей жизни. Для привлечения детей и родителей к данному проекту, мы
отобрали такие формы и методы работы, которые заинтересовали всех участников
проекта. Вся работа по агробизнес-образованию состоит из нескольких модулей
Первый модуль «Богатство села – трудолюбивые люди» включает в себя
мероприятия, в ходе которых обучающиеся знакомятся с тружениками нашего села,
узнают о профессиональной деятельности своих родителей. В работе по
профориентации используем разнообразные формы работы:
встречи с родителями и людьми интересных профессий;
создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки
рисунков, чтение книг, викторины, «Мудрые мысли о труде и выборе
профессий».
Кл.часы : «Все профессии важны, все профессии нужны», «За сельский труд и честь
вам, и хвала»! «О труде хлебороба все колосья поют»,
Оформлены тематические стенды «Агробизнес-образование», «Хвала рукам, что
пахнут хлебом; альбом о сельскохозяйственных профессиях (фермер, агроном,
ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер).
Экскурсия в школьный музей дает детям представление об истории развития села и
образования, о людях нашего села, об орудиях труда наших бабушек и дедушек,
Модуль второй «Вам по плечу все тайны мастерства»
Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают
родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях,
но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой
деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. На данном этапе
идёт работа по привлечению родителей в образовательный процесс. Родители
наглядно и интересно рассказывают о секретах своего мастерства и показывают это
на практике.
-Мастер-класс пекаря «Вот он хлебушек душистый» (экскурсия в пекарню);
-Мастер-класс по изготовлению мясных полуфабрикатов (экскурсия в мясной цех)
-Мастер- класс животновода (экскурсия на ферму);
-Мастер- класс- представление сельскохозяйственной техники (экскурсия на
машинный двор)
-Мастер-класс по изготовлению молочной продукции (экскурсия на молокозавод)
Третий модуль «Ландшафтный дизайн» Данный модуль подразумевает
совместную творческую деятельность педагогов, родителей, обучающихся. В школе
проходит конкурс эскизов на лучшую клумбу.
Дети сами выращивают рассаду цветов для клумб.
Родители оказывают помощь в оформлении и озеленении клумб по эскизу.
Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся,
учителя и родителей вызывают социальные проекты:
-«А у нас во дворе…»
-«Цветочный калейдоскоп».
Над проектами «Птичья столовая», «Домик для птиц», а над мероприятиями,
направленными на приобщение к системе духовных и культурных ценностей
нашего села: «Жаворонки весну кличут», «Где обычаи чтут, там весело живут»
работали целыми семьями.
Четвертый модуль «Агрочтение». В процессе данной работы дети разучили
загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной
литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и
трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы
установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских
отношений.
Пятый модуль «Мы хозяева нашей земли» Учитывая особенности
познавательной деятельности, именно родителям отводится ведущая роль в
прививании ребенку правильного отношения к результатам своего труда. Учитывая,
что итог деятельности младшего школьника напрямую зависит от его
самостоятельности, активности и заинтересованности в деле, то родителям
необходимо правильно настроить ребенка. Мероприятия данного модуля
направлены на включение детей в трудовую деятельность в сочетании с активным
отдыхом. Обучающиеся приобретают необходимые умения в посадке,
выращивании, уходе за растениями; учатся «жить на земле». Полученные умения
могут быть использованы детьми в повседневной жизни, а также для решения
практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
- Активное участие в трудовых десантах;
- Отработка практики в летний период на пришкольном участке;
- Уход за комнатными растениями;
- Праздник «С юбилеем, родное село!»
- Праздник «Хозяева Большееланской земли».
Шестой модуль «Школа юного исследователя» Нельзя не остановиться ещё на
одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей
в работу над проектом. В ходе работы над проектом родители выступают
одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Результатом плодотворной работы являются призовые места на НПК.
«Польза молока» - Коковина К. (2кл.);
«Выращивание зелёного лука-порей»
- Попова К. (2кл.); «Чудо-лён» - Петухова Д.Запоминающиеся и интересные
для ребят занятия внеурочной деятельности «Мои первые опыты». Работая
вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми.
Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Седьмой модуль «Овощной калейдоскоп» включает в себя комплекс
мероприятий, проводимых с детьми, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
«Витамины в нашей жизни», «Быть здоровым и красивым помогают витамины» - кл.
часы. Выставка поделок «Овощная фантазия»; Праздник «Осенины»; Осенняя
агродекада . Урочная деятельность. Практические задания. Всё это хорошо
воплощается на уроках «Окружающий мир» и «Технология».
Ценность данных модулей состоит в том, что агробизнес-образование не несёт в
себе академический оттенок, все теоретические знания подтверждаются практикой,
чему в немалой степени содействуют родители. Вся работа по агробизнес-
образованию проходит в тесном контакте с семьёй. Родители являются партнерами,
активными участниками всех праздников, участвуют в организации и проведении
совместных мероприятий, в оформлении выставок, принимают активное участие в
конкурсах рисунков, поделок на аграрную тематику. Проводимая работа по
агробизнес-образованию в начальной школе позволяет надеяться, что наши
обучающиеся будут бережно относиться к земле и станут настоящими её хозяевами,
а работа в аграрной сфере станет для них делом всей жизни. (см. Приложение 1)
Использованная литература:
1.Белобородова Г.А., Иванова Т.Н. //Программа внеурочной деятельности в 1-4
классах «Огородные чудеса». Областной банк методической продукции агробизнес
– образования. 2015г.
2.Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. // Журнал: «Современный урок: начальная школа».
Центр «Педагогический поиск». 2010г. №3
3.Интернет - ресурсы
Приложение 1.
Слайд 1 – название
презентации
Слайд 2- Акционерное
общество
«Большееланское»
Слайд 3 – Первый
модуль
«Богатство села –
трудолюбивые люди»
Слайд 4 – Конференция
работников АО
«Большееланское» с
выпускниками школы
Слайд 5 - Мероприятия
Слайд 6- Оформление
тематических стендов
Слайд 7 – Экскурсия в
музей