Напоминание

Метод интервью в работе с детьми


Автор: Лавринова Людмила Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 161 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Метод интервью в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод интервью в работе с детьми

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок

достаточно хорошо владеет устной речью,… может использовать речь для построения

речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)

Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач

речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и

поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса,

адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и

понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности

должны и могут развиваться в дошкольном детстве.

Дети имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:

Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость,

стеснительность,

Трудности в установлении вербального контакта,

Трудности в удерживании внимания на теме разговора,

Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические

ошибки влияют на оформление речевого высказывания.

Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный

метод работы – интервью.

Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы

между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим

собеседникам и получает от них ответы.

Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога

(дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие

по смыслу, продолжить линию беседы).

В то же время в интервью ребенок учится:

Планировать свою речь;

Понимать различные ситуации общения;

Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить

содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;

Совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;

Овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;

Вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

Обогатить словарный запас;

Устранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;

Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном,

умением пользоваться различными типами предложений.

Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:

Развивать личностные качества;

Учить преодолевать скованность;

Быть активным и самостоятельным собеседником;

Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и

устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;

Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во

время её.

Конечно, работу следует начать со знакомством с этим словом, с профессией

корреспондент, с обсуждения правил интервью.

А далее на занятии мы можем смоделировать ситуации:

1. Педагог берет интервью у воспитанников;

2. Дети берут интервью у педагога;

3. Дети перевоплощаются и берут интервью у сказочных героев;

4. Педагог обсуждает с детьми, что бы они хотели узнать у работников детского сада,

приглашает на интервью с детьми воспитателей, заведующего детским садом, педагогов,

работников детского сада.

5. После изучения темы, знакомства с книгой, в проектной деятельности, педагог

поощряет детей задавать вопросы друг другу в форме интервью.

Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в общение, как со

сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в «интервью», дети не только

приобретают знание норм речевого общения, но и используют эти знания, причем не

только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.

Метод интервью можно использовать на занятиях по познавательно-речевому развитию.

Когда детям предлагаешь взять интервью, придумать вопросы сказочным героям, друг

другу, педагогам, в общем, поиграть в интервью – дети с удовольствием откликаются,

раскрепощаются и погружаются в роли.

Новая форма – интервьюирование. Вы сообщаете родителям, что вам необходимо знать

их мнение по 1или 2 очень важным вопросам и, используя детский микрофон, задаете его

всем родителям. Интервью может взять любой из детей группы как у взрослых, так и у

детей, если вам нужно знать детское мнение.



В раздел образования