Автор: Лавринова Людмила Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 161 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Метод интервью в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Метод интервью в работе с детьми
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью,… может использовать речь для построения
речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)
Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач
речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и
поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса,
адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и
понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности
должны и могут развиваться в дошкольном детстве.
Дети имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:
Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость,
стеснительность,
Трудности в установлении вербального контакта,
Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические
ошибки влияют на оформление речевого высказывания.
Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный
метод работы – интервью.
Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим
собеседникам и получает от них ответы.
Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога
(дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие
по смыслу, продолжить линию беседы).
В то же время в интервью ребенок учится:
Планировать свою речь;
Понимать различные ситуации общения;
Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить
содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
Совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
Овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
Вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
Обогатить словарный запас;
Устранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном,
умением пользоваться различными типами предложений.
Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:
Развивать личностные качества;
Учить преодолевать скованность;
Быть активным и самостоятельным собеседником;
Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и
устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во
время её.
Конечно, работу следует начать со знакомством с этим словом, с профессией
корреспондент, с обсуждения правил интервью.
А далее на занятии мы можем смоделировать ситуации:
1. Педагог берет интервью у воспитанников;
2. Дети берут интервью у педагога;
3. Дети перевоплощаются и берут интервью у сказочных героев;
4. Педагог обсуждает с детьми, что бы они хотели узнать у работников детского сада,
приглашает на интервью с детьми воспитателей, заведующего детским садом, педагогов,
работников детского сада.
5. После изучения темы, знакомства с книгой, в проектной деятельности, педагог
поощряет детей задавать вопросы друг другу в форме интервью.
Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в общение, как со
сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в «интервью», дети не только
приобретают знание норм речевого общения, но и используют эти знания, причем не
только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.
Метод интервью можно использовать на занятиях по познавательно-речевому развитию.
Когда детям предлагаешь взять интервью, придумать вопросы сказочным героям, друг
другу, педагогам, в общем, поиграть в интервью – дети с удовольствием откликаются,
раскрепощаются и погружаются в роли.
Новая форма – интервьюирование. Вы сообщаете родителям, что вам необходимо знать
их мнение по 1или 2 очень важным вопросам и, используя детский микрофон, задаете его
всем родителям. Интервью может взять любой из детей группы как у взрослых, так и у
детей, если вам нужно знать детское мнение.