Автор: Елена Александровна Михайлова
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: Тематическое родительское собрание
Тема: "А мы делаем так..."
Раздел: дополнительное образование
Тематическое родительское собрание
«А мы делаем так…»
Содержание мероприятия:
1.
Пояснительная записка.
2.
Технологическая карта мероприятия.
3.
Основная часть. Сценарий мероприятия.
4.
Анализ результативности мероприятия.
5.
Заключение
6.
Список использованных информационных источников.
Социальные
изменения,
произошедшие
в
последнее
время
в
дополнительном образовании детей,
диктуют необходимость тесного
взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий ДШИ и
родителей
является
обязательным
условием
успешного
решения
усложнившихся воспитательных и образовательных задач. Только вместе с
родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор
образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления
причин
отставания,
предупреждение
асоциального
поведения
детей,
формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция
«дистанцирования» родителей от школ и от школ искусств пока сохраняется.
Причин этому немало, среди них:
пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться
самим;
следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям,
принесённым из собственного детства;
непонимание целей совместной деятельности со школой и своей
роли в ней;
ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и
агрессивности родителей.
Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское
собрание, построенное на новых, идеологических образованиях, способно
стать
отправной
точкой
для
выстраивания
партнёрских
отношений
участников.
Совершенно
очевидно,
что
традиционно
сложившиеся
формы
проведения собраний себя изжили. Нужно включать родителей в обсуждение
проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску
вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы
доверия и благожелательности в интересной и нестандартной форме
родительского собрания.
Особенно сложным процесс организации таких встреч представляется
в 1 классе. Это связано с разобщённостью родителей, необходимостью за
короткий срок усвоить большой объём новой информации, возникновение
проблем на этапе «вживания» детей в новую социальную роль. Многие из
родителей обучающихся испытывают волнения, огорчения, разочарования,
являющиеся следствием трудностей «роста» и нуждаются в психологической
поддержке со стороны педагога.
Родительское собрание является органом, обеспечивающим включение
родителей учащихся в управлении образовательным учреждением. Заявить
своё участие в решении проблем в обучении родители учащихся младших
классов могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.
Функции родительского собрания на начальном этапе обучения:
–информационная;
–просветительская;
–обучающая;
–консультативная;
–профилактическая;
–координационная
Форма собрание-мастер-класс предполагает условия и обстоятельства, при
которых каждый родитель включается в процесс коллективной деятельности,
ищет и находит вариант решения проблем с помощью других родителей, уже
имеющих опыт преодоления родительских трудностей.
Проводится родительское собрание в середине октября.
Этапы деятельности преподавателя 1 класса по подготовке и
проведению родительского собрания.
Подготовка родительского собрания - процесс достаточно сложный, но
творческий и продуктивный.
ЭТАПЫ:
Первый этап–выбор темы родительского собрания.
Второй этап– выбор формы проведения и разработка сценария.
Третий этап–поиск информации по теме.
Четвёртый этап– определение круга участников.
Пятый этап– подготовка текстов приглашений и диагностических
методик.
Шестой
этап–выработка
правил,
которым
будет
следовать
организаторы и участники
Седьмой этап– организационное обеспечение родительского собрания.
Восьмой этап– проведение родительского собрания.
Девятый этап- анализ и рефлексия
Критерии эффективности родительского собрания
1. Удовлетворенность родителей и педагогов процессом и результатами
родительского собрания.
2. Продуктивность осуществленной деятельности.
3. Повышение педагогической и информационно-коммуникационной
культуры родителей.
4. Активность родителей в подготовке и проведении собрания.
Способы оценки эффективности родительского собрания
1. Отзывы и комментарии в блоге класса, на странице сайта школы
2. Экспресс-анкеты, диагностические методики по рассмотренной проблеме.
3. Подготовка творческого отчета о деятельности по решению собрания.
4. Решение педагогических задач-ситуаций по обсужденной проблеме.
5. Рейтинг участия родителей в собрании.
Технологическая карта мероприятия
.
Правовая
основа
мероприятия.
1.Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012
№
273
–
ФЗ
«Об
образовании
Российской Федерации».
2.Федеральные
государственные
требования
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического искусства «Хореографическое
творчество» (приказ Минкульта РФ №158 от
12.03.2012)
3.Концепция
дополнительного
образования
и
молодежной
политики
(приказ
Департамента
образования и молодежной политики ХМАО –
Югры от 06.03.2014 № 229).
4.Программа
развития
МАУДО
города
Нижневартовска «Детская школа искусств №3» на
2013 – 2018 годы (приказ № 203 от 02.09.2013)
5.План работы школы на 2017-2018 учебный год
(приказ №121 от 01.06.2017)
6.Положение
о
Совете
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся (приказ №65 от 08.04.2015)
7.Положение о Совете обучающихся ДШИ №3
(приказ №65 от 08.04.2015)
Роль
мероприятия
в
образовательном
процессе.
Родительское
собрание
-
одно
из
средств
реализации школьного инновационного проекта
«Мир искусства», который представляет собой
совокупность
единых
образовательных
сред,
объединенных
системной
деятельностью
по
освоению
различных
видов
искусства,
художественного
творчества,
благотворно
воздействующих на детей, родителей, педагогов и
жителей социума.
Цель модуль
«Клуб выходного дня « Радуга
талантов»,
в
рамках
которого
проводится
мероприятие, - организация разноплановой работы
с родителями, поиск и отработка новых форм
взаимодействия и сотрудничества с семьей и
социумом.
В мероприятии также отражена основная цель
федеральных
государственных
требований:
приобщение детей к искусству, развитие их
творческих способностей и приобретение ими
начальных профессиональных навыков
Жанр
Родительское
собрание-мастер-класс
«А
мы
делаем так…»
Цель взаимодействия с
родителями
в
рамках
мероприятия
Создание условий для благоприятного климата в
установлении
доверительных
и
партнерских
отношений с родителями, привлечение родителей
к совместному творчеству, создание и укрепление
преемственных связей родителей обучающихся
разных классов
Задачи мероприятия
Обучающие:
вовлечь родителей в совместную
деятельность
при
организации
и
проведении
собрания;
повысить
педагогическую
культуру
родителей, общекультурное развитие учащихся.
Развивающие: повысить уровень исполнительской
и концертной деятельности обучающихся, развить
коммуникативные навыки детей и взрослых.
Воспитательные:
поддержание взаимопонимания
между родителями и педагогами в воспитании
детей
для
поддержания
интереса
к
хореографической деятельности; сохранение и
приумножение коллективных традиций
Здоровьесберегающие:
смена вида деятельности
обучающихся.
Задачи преподавателя: проектирование сценария
мероприятия; изучение психолого-педагогической
литературы; подбор наглядного материала при
составлении
презентации;
подбор
диагностического инструментария.
Задачи концертмейстера:
подбор музыкального
материала
Задачи родителей: 1 класс –подготовить вопросы
для круглого стола, отрепетировать с детьми
общий
танец; 7
класс- подготовить
«советы
бывалых
родителей»,
информацию
об
особенностях
обучения на хореографическом
отделении, подготовке к конкурсам, трудностях
гастрольных поездок; вместе с обучающимися 7
класса сделать видеозарисовку «Этапы большого
пути»
Методы, методические
приемы
Наглядные,
словесные,
практические
(методы
организации
деятельности),
стимулирования
поведения,
самоконтроля
и
самооценки,
рефлексия.
Оборудование
Фортепиано, оформление класса и концертного
зала, проектор, компьютер, микрофоны.
Психолого
–
педагогические основы
коммуникации
с
родителями
Повышение уровня развития культуры родителей,
расширение
у
родителей
психолого
–
педагогических знаний о своей роли в семье и
воспитании детей, взаимодействие с ребенком;
создание условий для образования, воспитания и
совместной деятельности.
Продолжительность
60 минут.
Механизм
включения
родителей
в
мероприятие
Организация
и
подготовка
родителей
к
мероприятию: концерту и ролевой игре
Репетиция .
Инструментарий
включения родителей в
образовательный
процесс
Совместная
деятельность:
преподаватель
–
концертмейстер – учащиеся – родители. Подбор
сценарного материала, создание видеозарисовки,
разработка советов для ролевой игры, репетиции,
проведение мероприятия.
Инструментарий
обратной связи
Анкетирование, опросы
Основная часть.
Участники: родители 1 класса, родители 8 класса; ученики 1 класса,
ученики 8 класса, будущие выпускники.
Время проведения: 1 неделя октября
1 этап. Ситуационно-ролевая игра «А мы делаем так…»
Место проведения: танцевальный класс
Техническое
оснащение:
удобное
расположение
мебели,
раздаточный
материал.
Работа в группах: «Дети», «Родители». Обсуждение проблем, возникших у
учеников и родителей в первый месяц обучения на хореографическом
отделении. Родители и семиклассники дают советы по преодолению
трудностей,
делятся
накопленным
опытом,
рассказывают
о
своих
достижениях, об особенностях обучения и подготовки к конкурсам. Педагог
выполняет роль модератора во «взрослой» группе, будущая выпускница - в
группе учащихся.
2 этап. Посвящение в хореографы
Место проведения: концертный зал
Техническое оснащение: рояль, интерактивное оборудование, микрофоны
Педагог. Сегодня у нас не просто родительское собрание, а необычная
встреча единомышленников. Хореографическое отделение Детской школы
искусств №3 принимает в свои ряды новых поклонников Терпсихоры:
первоклассников и родителей первоклассников.
Танец – есть чувства и эмоций палитра
Показать можно все, что на сердце соткрыто!
Танец – есть тела особый язык
Расскажет о том, к чему каждый привык!
О танце можно рассуждать бесконечно,
Но танец – есть жизнь, и так будет вечно!
Номер «Хореографическая миниатюра»
Видеозарисовка выпускного класса «Как пришли мы первый раз в наш
танцевальный класс. Этапы большого пути»
Ведущие (учащиеся 8 класса)
Привели сюда нас мамы
Так же, как и вас- учиться.
Плие покажем вам сперва,
Батман тандю и пор де бра.
И танца первые шажки-
Тан леве, соте-прыжки.
А вы за нами повторяйте
Искусство танца изучайте.
(На сцену приглашаются первоклассники, вместе с выпускниками
показывают элементы партерной гимнастики)
Ведущие Мы умеем танцевать разные танцы, и вы тоже сможете научиться,
главное - быть настойчивым, трудолюбивым и ответственным. И тогда все
получится!
Заиграла музыка,
Танцевать зовет.
Лебедем по комнате
Девушка плывет.
Грациозно двигаться
Училась с ранних лет,
Без ошибок выполнит каждый пируэт
Номер вариация Амурчика из балета «Дон Кихот»)
Ах, Россия, волшебные росы
Ты ветрами волнуешь покосы
Заплетаешь березонькам косы
Ты встречаешь меня соловьями,
как знакомыми с детства словами
Номер «Белолица»
Здесь красота рождает красоту
Какую? Ту, в которой нет покоя
И сердце вновь стремится в высоту
Подвластно танцу, музыке и строю.
Номер «Мине сайлогыз»(татарский танец)
У нас на хореографическом отделении много традиций, одна из них-клятва
первоклассников. Встречайте гостью нашего вечера.
Появляется Фея Балетная туфелька:
Слушай правила танцора,
Слушай внятно, не зевай,
Ободрись и повторяй.
Требуют к себе уважения
Правила танцевального движения.
Исполнять их надо строго:
-Линия танца - главная дорога
-Партнер находится только рядом
И нигде искать его больше не надо!
-Необходимо знать поклон,
В начале занятия важен он!
-Чтобы в танце не смогли вас сбить,
Надо очень внимательным быть!
-В танцклассе для вас есть только
Один Бог-Педагог!
Домашние задания выполняйте всегда
И тогда вы на сцене-звезда!
Ну что, вы клянетесь правила не забыть?
(Клянемся!)
-Тогда вам танцорами быть!
На сцене- декорация «Волшебный кристалл». Фея вручает каждому
первокласснику маленький кристаллик-символ света и гармонии
Ведущие. Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны.
Искушенный наблюдатель
Разглядит их жизни тайны
И по полочкам разложит
Все, что кажется случайным
Номер «Танцы на крыше»
Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать клятву родителей
первоклассников!
Клятва родителей юных танцоров
Клянусь (будь я мать или будь я отец)
Ребёнку всегда говорить "Молодец"!
Клянусь!
В школу с утра ребёнка собрать, напутствия вовремя добрые дать,
Умную книжку успеть прочитать, а в выходной не забыть погулять
Вместе на концерт сходить и билеты на конкурс купить
Клянусь!
Чтобы болезней избежать, детей своих закалять,
Собрания также все посещать, учителю всегда и во всем помогать
Клянусь!
Клянусь я в учёбе ребёнка не «строить»,
Вместе с ним классический танец освоить.
Клянусь!
Фея вручает мамам и бабушкам очень нужный хореографам атрибут-
набор для шитья
Юные хореографы!
Пусть будет танец ваш крылат,
Движенья легкие и стройный стан.
Улыбки на губах и добрый взгляд
Аплодисменты-вот награда вам!
1 ведущий: В завершенье нашей встречи
Дружно подведем итог!
Чтобы сильным быть и ловким,
Нужно не щадя себя,
Регулярно заниматься
И всегда тренироваться .
2 ведущий: Репетировать, стремиться.
Обязательно трудиться,
Добрым быть, не унывать!
И тогда вам побеждать!
1 ведущий: Побеждать хандру и скуку,
Лень, унынье…
И в науку!
Вместе: Загадки танца познавать
И талантом покорять!
1 ведущий: И на этой мудрой ноте
Завершаем свой рассказ.
2 ведущий: Все здесь правда, не намек.
Кто поймет, тому урок!
Первоклассница вместе с Феей Балетной туфелькой.
К нам праздник пришел и красиво назвался:
Я- праздник веселья, мелодии, танца,
Я- праздник любви золотой и удачи,
Я делаю радостней всех и богаче!
Поверили мы в столь прекрасное чудо
И радостней стали на празднике люди!
Кристалла чудесен был ласковый взгляд,
И каждый стал счастлив, любим и богат!
Все дети в красивых нарядах пришли,
И радостно, дружно произнесли:
Теперь мы постигнем все танца просторы-
Ведь нас посвятили в ТАНЦОРЫ!
Фея: А сейчас я предлагаю всем размяться и потанцевать вместе с нашей
подготовительной группой, заодно и посмотрим на подрастающее поколение
поклонников Терпсихоры. Итак, все на флешмоб!
Исполняется общий танец «Я пока что не звезда!»
Анализ результативности родительского собрания
Выявление динамики взаимоотношений между родителями и детьми в ходе
подготовки и проведении мероприятия.
Анкета для учащихся
1.
Понравилось ли вам участвовать в мероприятии вместе с родителями?
2.
Хотелось бы вам еще проводить подобные мероприятия?
3.
Узнали вы что-нибудь новое о своих родителях?
Варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Всего участников
31. Ответы учащихся:
1)
«Да»- 31 человек
2)
«Да» - 31 человек
3)
«да» - 29 человек, «нет» - 0 человек, «затрудняюсь ответить» - 2человека
Таким образом, анкетирование показало: мероприятие всем учащимся
понравилось, дети получили удовольствие в процессе совместного
творчества с родителями.
Анкета для родителей
1.
Получили ли вы удовольствие от совместного творчества?
2.
Нужно ли проводить подобные мероприятия?
3.
Сблизило ли вас общение с ребенком в ходе подготовки и проведении
мероприятия?
4.
Улучшились ли взаимоотношения между вами и детьми?
Варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»
Всего присутствовало 31 человек. Ответы родителей:
1.
«да» - 29 человек
2.
«да» - 29 человек
3.
«да»- 29 человек
4.
«да» - 27 человек, «затрудняюсь ответить» - 2 человека
Таким образом, анкетирование показало, что совместное творчество помогло
родителям сблизиться с детьми, осознать важность и нужность подобных
мероприятий, повысило заинтересованность родителей обучением детей в
ДШИ.
Самодиагностика по рефлексии полученного опыта организации
взаимодействия с родителями в рамках мероприятия.
Тематическое родительское собрание «А мы делаем так..» определяет
конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится
взаимодействие
с
родителями
обучающихся-возможность
творческого
участия,
включение
в
образовательный
процесс,
получение
удовлетворенности от совместного взаимодействия.
Мероприятие позволяет определить:
-механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс
(подготовительный этап, репетиционный этап, непосредственно сама ролевая
игра и церемония посвящения, анализ и рефлексия);
-выявить инструментарий включения родителей- в данном случае родители
обучающихся задействованы в подготовке сценического реквизита, вопросов
для круглого стола; репетиции проходили с участием родителей; один из
родителей- участник сценического действа в роли соведущего, три родителя
совместно
с
детьми
подготовили
компьютерную
презентацию
и
видеозарисовку;
-предусматривает разработку инструментария обратной связи (диагностику
удовлетворенности родителей и детей) - итоговый этап включает в себя
обработку результатов выступления обучающихся, впечатлений родителей
(опрос, анкетирование) и соотношение поставленных задач, прогнозируемых
результатов с полученными.
Во время родительского собрания в классе и концертном зале царила
атмосфера добра, взаимопонимания и уважительного отношения друг к
другу. Дети
и родители открыто высказывали свои мысли,
задавали
вопросы и давали советы, с энтузиазмом исполняли концертные номера,
особенно общий танец. Вся работа была основана на демократических
принципах общения с учащимися и их родителями, на развитии творческой
активности детей.
В результате такой слаженной работы мы пришли к главному выводу,
что родители в школе
являются не только участниками
праздников,
концертов и различных акций, они – наши главные эксперты, партнеры в
повышении качества образования. В ДШИ №3 на хореографическом
отделение родители доверяют образовательному учреждению, участвуют в
управлении образованием, этим самым
обеспечивается продуктивный
диалог между семьей и школой, положительно влияющий на качество
образования.
С моей точки зрения, построить эффективное взаимодействие между
родителями, педагогами и детьми возможно при наличии доверия, уважения,
чувства
такта,
огромного
терпения
и,
что
не
менее
важно,
профессионального подхода самого преподавателя.