Напоминание

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ


Автор: Линчевская Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Базовая школа НОО
Населённый пункт: Гатчина Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Базовая школа НОО ГПБОУ ЛО

« Гатчинский педколледж им.

К.Д.Ушинского»

Педагог дополнительного

образования

Линчевская Светлана Александровна

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ

«Несчастный, обездоленный природой или дурной средой

маленький человек не должен узнать о том, что он

малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого

человека должно быть во сто крат более нежным, чутким,

заботливым».

В.А.Сухомлинский

Детям

с

ОВЗ

сложно

начинать

учиться

в

общеобразовательной

школе.

Этих

детей

необходимо

поддерживать,

направлять

с

первых

дней

обучения.

Необходимо педагогу для такого ребёнка создать условия

для вхождения в социальную среду, в круг общения со

своими сверстниками. Такому безболезненному переходу

хорошо подходит внеурочная деятельность.

Чтобы вовлечь учащегося с ОВЗ

во внеурочную

деятельность необходимо основываться на его интересах,

наклонностях и потребностях.

В школе необходимо нормативно – правовое обеспечение.

Педагогу пройти курсы повышения квалификации по данной

теме, ознакомиться с документами, локальными актами. В

школе обязательно должно быть психолого – педагогическое

сопровождение. Это логопед, педагог – психолог, тьютор,

социальный педагог.

Особенно важно обеспечить тесное взаимодействие с

родителями такого учащегося. Для родителей проводить

лектории,

чтобы

выработать

у

них

педагогическое

мышление.

Современные

родители

очень

далеки

от

педагогики и методов общения со своими детьми, полагаясь

во всём на школу и детский сад. Конечно же проводить

регулярные индивидуальные беседы, что получается у

ребёнка, что нет и как постараться оказать помощь. Можно

организовать чат в социальных сетях, если нет возможности

проводить беседы на регулярной основе.

Самое главное - уважение личности ребёнка, учитывать

его индивидуальность, бережно относиться к его мыслям и

чувствам.

Внеурочная деятельность должна строиться на интересной

игровой деятельности, но эта деятельность обязательно

должна нести познавательный характер. Важно, чтобы

ребёнок знал и понимал, а так же ценил и самостоятельно

совершенствовал свою познавательную деятельность.

На занятиях по внеурочной деятельности в рамках кружка

«Люби и знай свой край» главной целью является

воспитание чувства гражданской идентичности, развитие

стремления к познанию, научить общаться и жить в

коллективе, не чувствовать себя ущемлённым в связи со

своими особенностями.

Ребёнок

с

ОВЗ

испытывает

трудности

когнитивного,

коммуникативного а так же мотивированного характера.

Под детей с ОВЗ приходится часто подстраивать время

начала

и

продолжительность

занятия,

находить

индивидуальный подход в ходе занятия.

Из

опыта работы.

Одна девочка была

педагогически

запущена, родители с ней не занимались, в детский сад не

ходила, большую часть времени проводила с престарелой

бабушкой. У ребёнка был дефицит знаний и умений.

Другой ребёнок был гиперопекаемый со стороны мамы и

бабушки. Семья неполная. У ребёнка не было воспитано

чувство долга и ответственности, не научен правильному

поведению, не активированы познавательные процессы, не

было никаких интеллектуальных интересов. Мальчик – « пуп

земли».

Не

были

привиты

черты

самостоятельности,

инициативности. Всё это затруднило обучение ребёнка в

школе.

На продолжении длительного периода работы с такими

детьми удалось выровнять успеваемость и качество знаний

детей

на

должный

уровень,

соответствующий

данной

возрастной категории.

В ходе учебного процесса этим детям разъяснялось то или

иное

задание

поэтапно.

Сначала

научили

учащихся

действовать по алгоритму « Делай как я». Обязательна была

смена видов деятельности, т.к. дети не могли долгое время

сосредоточиться на выполнении одного задания. В ходе

занятий

физкультминутки

проводились

чаще

чем

с

остальными детьми.

Для выполнения самостоятельных работ готовились листы с

вариантами ответов на поставленный вопрос, когда другие

дети

самостоятельно

искали

ответы

на

поставленные

вопросы.

Если у детей не получалось выполнить задание, то была

возможность выполнить дома или переделать в группе.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями

здоровья могут реализовать свой потенциал социального

развития лишь при условии вовремя

начатого и

адекватно

организованного обучения и воспитания.

Используемая литература:

1.Е.В.Михальчи Инклюзивное образование. М.Юрайт,2018г

2.Е.А.Медведева Познание мира культуры ребёнком с

ограниченными возможностями здоровья. М.Юрайт,2018 г

3.О.Ю.Гребешкова,А.В.МантиковаТьюторство:

сопровождение особого ребёнка. Абакан, Из-во Хак.гос.ун-

та им.Н.Ф.Катанова, 2020 г



В раздел образования