Автор: Линчевская Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Базовая школа НОО
Населённый пункт: Гатчина Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Базовая школа НОО ГПБОУ ЛО
« Гатчинский педколледж им.
К.Д.Ушинского»
Педагог дополнительного
образования
Линчевская Светлана Александровна
Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ
«Несчастный, обездоленный природой или дурной средой
маленький человек не должен узнать о том, что он
малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого
человека должно быть во сто крат более нежным, чутким,
заботливым».
В.А.Сухомлинский
Детям
с
ОВЗ
сложно
начинать
учиться
в
общеобразовательной
школе.
Этих
детей
необходимо
поддерживать,
направлять
с
первых
дней
обучения.
Необходимо педагогу для такого ребёнка создать условия
для вхождения в социальную среду, в круг общения со
своими сверстниками. Такому безболезненному переходу
хорошо подходит внеурочная деятельность.
Чтобы вовлечь учащегося с ОВЗ
во внеурочную
деятельность необходимо основываться на его интересах,
наклонностях и потребностях.
В школе необходимо нормативно – правовое обеспечение.
Педагогу пройти курсы повышения квалификации по данной
теме, ознакомиться с документами, локальными актами. В
школе обязательно должно быть психолого – педагогическое
сопровождение. Это логопед, педагог – психолог, тьютор,
социальный педагог.
Особенно важно обеспечить тесное взаимодействие с
родителями такого учащегося. Для родителей проводить
лектории,
чтобы
выработать
у
них
педагогическое
мышление.
Современные
родители
очень
далеки
от
педагогики и методов общения со своими детьми, полагаясь
во всём на школу и детский сад. Конечно же проводить
регулярные индивидуальные беседы, что получается у
ребёнка, что нет и как постараться оказать помощь. Можно
организовать чат в социальных сетях, если нет возможности
проводить беседы на регулярной основе.
Самое главное - уважение личности ребёнка, учитывать
его индивидуальность, бережно относиться к его мыслям и
чувствам.
Внеурочная деятельность должна строиться на интересной
игровой деятельности, но эта деятельность обязательно
должна нести познавательный характер. Важно, чтобы
ребёнок знал и понимал, а так же ценил и самостоятельно
совершенствовал свою познавательную деятельность.
На занятиях по внеурочной деятельности в рамках кружка
«Люби и знай свой край» главной целью является
воспитание чувства гражданской идентичности, развитие
стремления к познанию, научить общаться и жить в
коллективе, не чувствовать себя ущемлённым в связи со
своими особенностями.
Ребёнок
с
ОВЗ
испытывает
трудности
когнитивного,
коммуникативного а так же мотивированного характера.
Под детей с ОВЗ приходится часто подстраивать время
начала
и
продолжительность
занятия,
находить
индивидуальный подход в ходе занятия.
Из
опыта работы.
Одна девочка была
педагогически
запущена, родители с ней не занимались, в детский сад не
ходила, большую часть времени проводила с престарелой
бабушкой. У ребёнка был дефицит знаний и умений.
Другой ребёнок был гиперопекаемый со стороны мамы и
бабушки. Семья неполная. У ребёнка не было воспитано
чувство долга и ответственности, не научен правильному
поведению, не активированы познавательные процессы, не
было никаких интеллектуальных интересов. Мальчик – « пуп
земли».
Не
были
привиты
черты
самостоятельности,
инициативности. Всё это затруднило обучение ребёнка в
школе.
На продолжении длительного периода работы с такими
детьми удалось выровнять успеваемость и качество знаний
детей
на
должный
уровень,
соответствующий
данной
возрастной категории.
В ходе учебного процесса этим детям разъяснялось то или
иное
задание
поэтапно.
Сначала
научили
учащихся
действовать по алгоритму « Делай как я». Обязательна была
смена видов деятельности, т.к. дети не могли долгое время
сосредоточиться на выполнении одного задания. В ходе
занятий
физкультминутки
проводились
чаще
чем
с
остальными детьми.
Для выполнения самостоятельных работ готовились листы с
вариантами ответов на поставленный вопрос, когда другие
дети
самостоятельно
искали
ответы
на
поставленные
вопросы.
Если у детей не получалось выполнить задание, то была
возможность выполнить дома или переделать в группе.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями
здоровья могут реализовать свой потенциал социального
развития лишь при условии вовремя
начатого и
адекватно
организованного обучения и воспитания.
Используемая литература:
1.Е.В.Михальчи Инклюзивное образование. М.Юрайт,2018г
2.Е.А.Медведева Познание мира культуры ребёнком с
ограниченными возможностями здоровья. М.Юрайт,2018 г
3.О.Ю.Гребешкова,А.В.МантиковаТьюторство:
сопровождение особого ребёнка. Абакан, Из-во Хак.гос.ун-
та им.Н.Ф.Катанова, 2020 г