Напоминание

Скандинавская мифология как средство духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования


Автор: Бабаева Виктория Валерьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ставропольского Государственного Педагогического Института
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Скандинавская мифология как средство духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования
Раздел: среднее образование





Назад




СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SCANDINAVIAN MYTHOLOGY AS A MEANS OF SPIRITUAL AND

MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF

ADDITIONAL EDUCATION

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ставропольский государственный педагогический институт»,

Россия, г. Ставрополь

State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol

State Pedagogical Institute", Russia, Stavropol

Бабаева Виктория Валерьевна

Студентка V курса

Кафедры педагогических арт-технологий

ГБОУ ВО СГПИ

Babaeva Victoria Valeryevna

V year student of the SSPI

Таран Ольга Алексеевна

Научный руководитель

Доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Taran Olga Alekseevna

Scientific supervisor

Associate Professor of the Department of General Pedagogy and Educational

Technologies

Аннотация: В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как

духовно-нравственное воспитание детей подросткового возраста, т.к. в

современных условиях развития общества это имеет огромное значение.

Автор указывает на необходимость воспитания в личности духовно-

нравственных понятий, моральных норм, толерантности, уважению к другой

культуре и пр. В статье автор указывает на то, что изучая культуру другой

страны, ребёнок получает ценный опыт в виде характерных для этой страны

и для этой культуры качеств и навыков. Скандинавская мифология – большое

и значимое культурное наследие северных стран, имеющее огромное

количество

произведений

с

глубокими

духовными

и

нравственными

смыслами. Погружаясь в атмосферу мифов Скандинавии, дети учатся многим

многим моральным и духовным качествам, таким как: смелость, мужество,

мудрость, сила, уважение и т.д. Только в условиях дополнительного

образования возможно широкое комплексное внедрение в процесс обучения

элементов Скандинавской мифологии.

Ключевые слова:

скандинавская мифология, духовно-нравственное

воспитание, деятельность, творчество, ценности, культура.

Abstract: The article deals with such topical issues as the spiritual and

moral education of adolescent children, because in modern conditions of

development of society it is of great importance. The author points out the need to

educate a person in spiritual and moral concepts, moral norms, tolerance, respect

for another culture, etc. In the article, the author points out that by studying the

culture of another country, a child receives valuable experience in the form of

qualities and skills characteristic of this country and for this culture. Scandinavian

mythology is a great and significant cultural heritage of the Nordic countries,

which has a huge number of works with deep spiritual and moral meanings.

Plunging into the atmosphere of the myths of Scandinavia, children learn many

moral and spiritual qualities, such as: courage, courage, wisdom, strength, respect,

etc. Only in the conditions of additional education is it possible to widely integrate

elements of Scandinavian mythology into the learning process.

Keywords: scandinavian mythology, spiritual and moral education, activity,

creativity, values, culture.

На современном этапе развития демократического общества большое

значение приобретает духовно-нравственное становление подрастающего

поколения [1-2]. Решение этой проблемы во многом зависит от содержания

и качества профессиональной деятельности педагога [3-4]. Однако, как

показывает

анализ

опыта

работ

педагогов, большинство традиционных

способов и методов обучения детей со временем теряют свою способность

всесторонне воспитывать и развивать личность ребёнка.

Зачастую это

затрагивает тему духовно-нравственноо воспитания. Ведь воспитание – это

не

только

дело

родителей

и

классных

руководителей,

это

также

дело

педагогов, в частности педагогов дополнительного образовани, каждый из

них воспитывает личность исходя из специфики своего учебного предмета.

Педагоги изобразительноо искусства не исключение. Кроме того, изучение

и всестороннее развитие на занятих художественной направленности в

дополнительном образовании,

а именно

изучение культуры других

народов,

может служить мощным источником и средством духовно-

нравственного воспитания детей.

Скандинавский эпос - это хранилище многих прогрессивных традиций

северных народов, их мудрости, ибо в ней отразился его духовно-

нравственный, трудовой и эстетический опыт. Он, как историческая память

народа, дает нам возможность раскрыть красоту подлинных национальных

традиций севера через сказки, фольклор, сказания, песни и т.д

Размышляя

о

роли

героического

эпоса

в

истории

культуры

скандинавии, академик В.В.Виноградов подчеркнул, что одну из задач

«народной

книги»

видит

в

том,

чтобы

пояснить

человеку

«…его

нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою

свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству».

А.Ф.Лосев писал: «Каждый отдельный миф не является неразложимой

и односоставной семантической и художественной единицей: он есть

результат ряда эпох… Каждый отдельный миф содержит в себе элементы

настоящего,

рудименты

своего

прошлого

и

зерно

своего

будущего

развития…» [Лосев А.Ф., 1996]Чтобы понять «надвременный» характер

Нартского эпоса и его роль в самопознании и мировосприятии учащихся,

необходимо принять народный эпос как категорию духовной культуры, как

реализацию ценностей, воспитание идеалов и ориентацию в социуме «своего

рода консолидацию духовной жизни членов традиционного общества» -

писал Гегель. [2]

Постепенно, погружаясь в мир героического эпоса, дети приходят к

мысли о том, что человек становится сильным и мудрым, опираясь на

духовную поддержку своего народа.

Каждое занятие

дети узнают что-то новое, и тк или иначе

интерпретируют это

новое в свою жизнь.

Скандинавская народная мифология,

эпос - ценны для нас тем, что в их многообразных художественных

творениях нашли воплощение такие кардинальные темы, как тяга к

счастливой и свободной жизни, идея защиты родной земли, социальных

прав, обличения социального зла, тема любви к родине и труда на благо

родной земли, стремление к дружбе и добрососедству с другими народами.

В связи с этим очень важно воспитать у подростков ту по-настоящему

нравственную основу личности, влияющая на его поведение. Осуществление

этого процесса может и должен обеспечить педагог дополнительного

образования.

С

этой

целью

можно

проводить

какие-либо

занятия-

путишествия

в

мир

Скандинавии,

рассматривать

мифы,

создавать

иллюстрации к ним, понимать глубокие смыслы произведений, произведений

искусства северных народов.

Во всяком случае, в результате проведения аналогичных нравственно

обогащённых

и по-настоящему интересных и вдохновляющих занятий,

подросток осознаёт смысловую основу своего поведения, и пытается его

смоделировать, хоть и иногда не осознанно.

Список литературы:

1.

Алпатова К.А., Семенихина Т.А. Роль ценностей в формировании

смыслового

поля

социализации «я» и «другого» (на примере теории

поколений) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6.

С. 238-243.

2.

Науменко

Т.В.,

Гринюк

А.И.

Проблема

культуры

в

аспекте

межкультурной коммуникации // Философия хозяйства. 2013. № 6 (90). С.

169-179.

3.

Искандарова Г.Р., Хуснутдинова Ф.А. Лексико-грамматическое

тестирование в обучении

немецкому языку в юридическом вузе // В

сборнике:

Профессионально-ориентированное

обучение

иностранному

языку и переводу в ВУЗе Материалы Пятой ежегодной международной

конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы

народов. 2010. С. 218-220.

4.

Паршутина

Л.А.,

Самойленко

П.И.

Дидактические

средства

обеспечения

учебно

-

исследовательской

деятельности

школьников

в

учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. - М.:

АПК и ППРО, 2013. -154 с.

5. Т.Н. Емельянова, М.В. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока

России Н30 в трудах исследователей XX в. - М.: Северные просторы, 2002. -

528 с. (Северная библиотека школьника).



В раздел образования