Напоминание

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Спичкина Алла Анатольева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №90
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ

МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Неправильное

звукопроизношение

доставляет

ребенку

немало

огорчений уже в детском саду, а в школе проблем становится намного

больше. Чтобы избежать этих неприятностей и трудностей в обучении,

исправить звукопроизношение необходимо еще в дошкольном возрасте.

Формирование

произносительной

стороны

речи

у

дошкольников

предполагает использование целого ряда логопедических технологий, среди

которых одно из значимых мест занимает использование современных

игровых приемов артикуляционной гимнастики.

Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально

приятной,

неутомительной

и

разнообразной

деятельности

в

данном

направлении,

что

особенно

актуально

в

рамках

федерального

государственного образовательного стандарта.

Все

упражнения

для

развития

органов

артикуляционного

аппарата

желательно сопровождать весёлыми стихами. Очень полезны забавная

мимика и ритмические движения.

Начинаем упражнения с пропевания гласных звуков. Их произнесение

должно быть утрированным и очень чётким! Это даёт хорошую нагрузку

языку, щекам, губам, гортани, нёбно-глоточному кольцу. Помимо этого,

когда мы поём, в работу активно включаются диафрагма и лёгкие,

формируется правильное дыхание.

Гласный звук А

Аня куколку качала:

А-а-а-а-а

Тихо песню напевала:

А-а-а-а-а-а

Наша Таня громко плачет:

А-А-А-А

Уронила в речку мячик:

А-А-А-А-А

Рот пошире ты открой,

Не ленись и громче пой:

А-А-А-А

Открывает рыбка рот,

Тихо песенку поет:

А-а-а-а-а-а-а-а

Гласный звук У

-У-у-у…! – сказал, нам ёжась Дима,

Ну, зимой и холодина!

У-у-у…!

Вторит волк ему в лесу,

Они воют громко: « У-у-у…»

Паровоз гудит наш:

Уууууууууууу,

Далеко вас увезу

Ууууууууууууу

Гласный звук О

О-о-о…!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о…!

Язык поглубже убери,

Вздохни ещё раз и тяни:

О-о-о…!

Светит солнышко в окно

О-о-о-о-о

Удивилось вдруг оно:

О-о-о-о-о-о

Гласный звук И

И-и-и…!

Какой ты весельчак!

Ты смеёшься звонко так:

И-и-и…!

На широком язычке

Звук рассыпался в смешке:

И-и-и…!

Гласный звук Э

Э-э-э…

Я тебе задам вопрос.

Ты смешно наморщишь нос

И ответишь мне:

Э-э-э…

Я не знаю, что сказать,

Может, лучше помолчать?

Э-э-э…

Гласный звук Ы

Ы-ы-ы…

Зеваешь ты, мой соня,

Сладко тянешься спросонья:

-Ы-ы-ы…

Поспать ещё часок,

Или, может, выпить сок?

Ы-ы-ы…

После таких слов ребёнку захочется потянуться и зевнуть. Зевание хорошо

снимает

стресс,

улучшает

деятельность

головного

мозга,

а

также

стимулирует работу нёбно-глоточного кольца,

Следующие упражнения помогут укрепить мышцы языка, поднять язычок

вверх и удержать его за верхними резцами продолжительное время. Это

необходимо для правильного произнесения звуков Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ!

Самовар гудит:

«Ды-ды, ды-ды, ды-ды, ды-ды!

Налей мне кружечку воды!»

Залили в самовар воды,

И он запел: «Ды-ды, ды-ды,

Да-да, да-да, да-да, да-да!

Как кстати мне сейчас вода!»

Дождь идет у нас в саду:

Т-ду, т-ду, т-ду,

Я под зонтиком иду:

Т-ду, т-ду, т-ду.

Звонко капает вода:

Т-да, т-да, т-да.

Произнося звукоподражания, нужно изменять темп: делать короткие или

длительные паузы, говорить тихо или громко. Проговаривать слоги и слова

нужно то медленно, то быстро, в зависимости от контекста.

Очень важно напоминать ребенку, что кончик языка во время произнесения

звуков Т, Д находится за верхними зубами, а не опускается к краю нижних

резцов.

Следующие упражнения помогут укрепить корень языка. На звуках К, Г, Х

он должен подниматься высоко к мягкому нёбу.

Упражнение называется «Меткий стрелок».

Я стреляю очень метко:

Кх-кх-кх,

Промахнусь я очень редко:

Кх-кх-кх

Договоритесь, что чем сложнее мишень, тем быстрее стреляем: кх, кх, кх,

кх…. И так, до тех пор пока не кончатся патроны, т.е. пока Вы не увидите,

что дети устали.

А теперь отправимся на сельское подворье. Кто здесь только не живет!

Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси:

-Га-га-га, га-га-га!

У козы круты рога.

Га-га-га, га-га-га!

Сено всё сгребли в стога.

Га-га-га, га-га-га!

Делаем

печальное лицо и вздыхаем: «О-хо-хо!». Через нос набираем

побольше воздуха и грустно вздыхаем: «О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-о-о-о…»

А вот упражнения, которые

помогут детям активизировать круговые

мышцы губ. У некоторых деток наблюдается неполное смыкание губ: из-за

особенностей анатомического строения, из-за аденоидов. Попробуем научить

их смыкаться:

Бом-бом, бара - бом!

Это что ещё за гром?

Бух, бух, бара - бух!

С барабаном петух.

Барабанит он с утра:

-Просыпаться пора!

Бум, бум, бара - бум!

Всех разбудит этот шум!

Произнося звуки М, П, Б губы соединяем очень крепко, может быть даже

излишне утрированно, но зато мышцы вокруг ротика окрепнут, и губки очень

скоро начнут хорошо смыкаться.

Упражнение «Инопланетяне». Встретив инопланетян, попробуем научить их

говорить:

Мы научим их шалить,

Петь, плясать и говорить.

Это упражнение многофункциональное.

Через нос делаем глубокий вдох (плечи не поднимать!). Далее, сильно

смыкая губы, на одном выдохе, произносим слоги: би-ба-бэ; ми-ма-мо; па-

пу-пы; и т.д. Проговаривая любые слоги со звуками П, Б, М, стучим

пальчиками по крыльям носа

Это

упражнение

помогает

выработать

длительный

речевой

выдох,

активизирует губы, учит детей дышать носом.

Упражнение для щек.

Все дети любят хомячков. Изображаем хомячка, который набил полный рот

еды и сосредоточенно жует. Для этого плотно сжимаем губы, раздуваем

щечки губы и энергично жуем. Выполняя это упражнение мы включаем в

работу почти все мышцы лица, губы, нижнюю челюсть.

Такую речевую гимнастику можно выполнять во время проведения

физминуток, логопедических пятиминуток,

перед началом занятия, на

музыкальных занятиях. Конечно, выполнять все упражнения сразу не

обязательно. Можно выбрать несколько упражнений, хорошо отработать их,

а затем переходить к другим.

Выбирать упражнения нужно с учётом возраста детей, особенностей их

звукопроизношения .



В раздел образования