Напоминание

Воспитательный потенциал уроков русского языка


Автор: Левицкая Альбина Ильдусовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 3
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: Воспитательный потенциал уроков русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

«Воспитательный потенциал уроков русского языка»

Министерство

просвещения

Российской

Федерации

утвердило

новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(далее

ФГОС).

Министерство просвещения Российской Федерации в своем письме от 15 февраля

2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» направляет для

использования в работе методические рекомендации по введению обновленных

федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и

основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от

31

мая

2021

г.

286

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования» и № 287 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования». Реализация обновленного стандарта начнется 1 сентября 2022

года

Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к

разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего

уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с

обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход,

ориентирующий

педагогов

на

создание

условий,

инициирующих

действия

обучающихся.

В

обновленных

ФГОС

детализирован

воспитательный

компонент

в

деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно

учебного процесса. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы

достижения личностных образовательных результатов.

Каждый учитель с 2022 года должен прописывать в свои рабочие программы

направления воспитательной работы.

Приоритетными направлениями патриотического воспитания должны стать:

1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе,

2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской

Федерации и языка межнационального общения народов России;

3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре

Российской Федерации, культуре своего края,

4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины —

России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и

природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в

родной стране.

В сфере

духовно-нравственного воспитания приоритетными

направления

должны стать:

1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора;

2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с

учётом осознания последствий поступков;

3. Активное неприятие асоциальных поступков;

4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и

общественного пространства

Перед

образовательными

учреждениями

поставлена

задача,

которая

предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который

будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие

учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение

и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Урок

обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств

личности учащихся.

Воспитательный потенциал предметов русского языка и литературы очень

высок,

эти

предметы

являются

духовной

сокровищницей

воспитательных

возможностей учащихся. Формировать, взращивать детскую душу помогают все

тексты учебников русского языка и литературы. Учителю остаётся моделировать урок

в разных технологиях, использовать разные методические приёмы, активизировать

познавательную деятельность учащихся, чтобы повысить качество гуманитарной

подготовки школьников.

3

В наш век стремительного развития современных технологий, инноваций,

проектов и т.д. быть учителем – большая ответственность. Ведь главная задача

учителя – не только дать знания по максимуму, но и донести до сознания учеников

важность и понимание общечеловеческих ценностей и нравственных категорий. В

этом направлении огромные воспитательные возможности открывает нам изучение

классической литературы. Именно на уроках литературы учащимся прививаются

главные качества: патриотизм и гордость за свою великую страну.

В требованиях к уроку по ФГОС отмечено, что педагогу необходимо

оптимально выбирать средства, методы и приемы не только обучения, но и

воспитания и развития на уроке. Следовательно, чтобы каждый урок не только обучал,

развивал, но и воспитывал, необходимо:

- устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками,

способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их

познавательной деятельности;

- побуждать школьников к соблюдению на уроке общепринятых норм

поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципов

учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально-значимой

информацией, инициировать ее обсуждение, давать возможность высказывать

учащимися свое мнение по ее поводу;

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета

через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих

текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в

классе;

-

применять

на

уроке

интерактивные

формы

работы

учащихся,

когда

полученные знания обыгрываются в играх, театральных постановках, дискуссиях,

командных состязаниях;

4

- включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать

мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время

урока;

- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками, что даст школьникам социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи;

- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников в

рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,

что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования

и отстаивания своей точки зрения.

Именно в этом и заключается роль урока как элемента воспитательной системы.

Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи

обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности

подрастающего

поколения

в

неразрывном

единстве.

Поэтому

воспитание

нравственных

качеств

на

уроках

русского

языка

путем

использования

художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь

общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым

мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует

формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и

назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.

Практика

показывает,

что

урок,

на

котором

грамматика

изучается

на

содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию

урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания,

сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.

Ни для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в

обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически снизился.

5

В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения

мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной,

читательская аудитория значительно сократилась.

А ведь литература создает тот этический и эстетический фон, на котором

формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из

школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы

пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не

позволять «душе лениться».

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую

направленность,

потому

что

знакомство

с

этическими

категориями

должно

происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает

стремление к нравственному действию.

Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы

учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с

самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию

(концепцию),

способствующие

углублённому

проникновению

в

проблему

художественного произведения.

К ним относятся:

пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм

или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в

изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим

учителем, так и заранее подготовленными учениками);

приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить

над

притчами

(древнерусский

нравоучительный

жанр),

малоизвестными,

но

обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики,

которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом

их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и

обосновать свою позицию).

6

проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках,

и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения:

изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит

свои коррективы?

ещё

одним

нетрадиционным

приёмом

в

подходе

к

организации

нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия,

«свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать

упорядоченную

форму

проведения

занятия,

разрядиться,

переключиться.

(используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков,

людей шоубизнеса и т. д.)

использование

нестандартных

уроков

(например,

уроки-концерты,

благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по

произведениям А.Чехова; уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам

современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету;

особое внимание, конечно, нужно

уделять работе над сочинениями,

которое снова возвращается в программы. Сочинение как вид работы показывает и

интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных

жанров

(литературный

портрет

героя,

сочинение-рецензия,

сочинение-очерк,

сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-

либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения,

позицию, которая может отличаться от общепринятой.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность,

происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития

интересов и стремлений обучающихся, стимулируется реализации их потребностей и

мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы обучающимся

радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и

обучаемых. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели,

является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления

трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация

учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и

уму школьников.

7

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика,

помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и

саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести

себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в

усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого

потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

8



В раздел образования