Автор: Петровская Лариса Васильевна
Должность: Учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 им Котова А.А.
Населённый пункт: станица Шкуринская, Кущевского района, Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельностный подход в обучении физики как успешная подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Тема статьи: «Деятельностный подход в обучении физики
как успешная подготовка к ОГЭ».
Современное образование в школе предполагает исследовательский подход к
обучению, применение метода исследования ключевых ситуаций, что влечет за
собой отказ от заучивания и использования шаблонных задач.
Цель современного физического образования:
- Выявление и анализ альтернативных путей достижения цели;
- Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;
- Переход от абстрактного к конкретному;
В связи с этим изменяется роль учителя в школе. Педагог перестает быть для
обучающихся основным источником знаний и превращается в организатора их
деятельности. Для успешной социальной адаптации человека в современном
информационном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но
и умение творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Физическое образование ценно тем, что оно помогает осознать место
человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его
существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа,
несущего ответственность за будущее биосферы.
Можно выделить два принципиально разных подхода к обучению. Один из
них - традиционный педагогический. Целью и смыслом обучения здесь
является передача ученику некой суммы знаний, которыми он должен
овладеть.
Другой подход - психологический
(заинтересованный, мотивационный,
компетентный) - предполагает, что ученик в процессе обучения должен не
выучить
что-то,
а научиться чему-то,
научиться,
что-то делать, т.е.
осуществлять деятельность. В этой ситуации появляется возможность создать
прекрасные условия для развития творческих способностей учеников.
А
стремление к творческому восприятию знаний заставляет ребят самостоятельно
мыслить, полнее реализовывать свои учебные
потребности. Запускается
мощный мотивационный процесс к изучению предмета. А у педагога
появляется возможность поощрять индивидуальные склонности и дарования
своих учеников.
В целях качественной подготовки обучающихся по физике, в том числе к
основному
государственному
экзамену,
необходимо
определить
виды
деятельности:
-
приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и
законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия;
-
применять содержательный смысл физических понятий, величин, законов
для анализа физических явлений и процессов;
-
объяснять физические явления;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных
таблицей, графиком, диаграммой, схемой, фотографией и т.п.;
-
применять законы физики для анализа процессов на качественном
уровне;
-
применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
-
описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических
устройствах;
-
иллюстрировать
роль
физики
в
создании
и
совершенствовании
технических объектов;
-
владеть
понятиями
и
представлениями,
связанными
с
жизнедеятельностью человека;
-
указывать границы (области, условия) применимости научных моделей,
законов, теорий;
-
выдвигать гипотезы о связи физических величин;
-
проводить расчеты, используя сведения, полученные из графиков,
таблиц, схем, фотографий;
-
проводить
измерения
физических
величин,
используя
рисунки,
фотографии экспериментальных установок.
Проиллюстрировать выше сказанное можно примером применения
различных видов деятельности при изучении темы: «Взаимодействие тел», 7
класс.
Вид деятельности ученика:
1. Узнавать словесную формулировку закона Гука и его математическое
выражение;
2. Различать графическую интерпретацию зависимости величин, входящих в
закон;
3.Определять физический смысл постоянной, входящей в формулировку
закона;
4.Владеть понятием – масса, сила;
5.Выделять причинно-следственные связи между величинами связь между
силой тяжести и весом;
6.Применять законы и формулы в простых ситуациях
7. Решать задачи на определение силы;
8.Экспериментально находить коэффициенты трения и упругости.
Современный
урок
–
это
урок,
основанный
на
принципах
деятельностного подхода, где обучающиеся получают навыки, которые дают
возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей
жизни.
Современный учитель - это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия обучающихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Современный ученик – это компетентный обучающийся. Сегодня важно
не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить
таким важным умением, как умение учиться. А компетентный ученик всегда
сможет добыть те знания, которые ему необходимы.