Напоминание

Деятельностный подход в обучении физики как успешная подготовка к ОГЭ


Автор: Петровская Лариса Васильевна
Должность: Учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 им Котова А.А.
Населённый пункт: станица Шкуринская, Кущевского района, Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельностный подход в обучении физики как успешная подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема статьи: «Деятельностный подход в обучении физики

как успешная подготовка к ОГЭ».

Современное образование в школе предполагает исследовательский подход к

обучению, применение метода исследования ключевых ситуаций, что влечет за

собой отказ от заучивания и использования шаблонных задач.

Цель современного физического образования:

- Выявление и анализ альтернативных путей достижения цели;

- Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;

- Переход от абстрактного к конкретному;

В связи с этим изменяется роль учителя в школе. Педагог перестает быть для

обучающихся основным источником знаний и превращается в организатора их

деятельности. Для успешной социальной адаптации человека в современном

информационном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но

и умение творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Физическое образование ценно тем, что оно помогает осознать место

человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его

существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа,

несущего ответственность за будущее биосферы.

Можно выделить два принципиально разных подхода к обучению. Один из

них - традиционный педагогический. Целью и смыслом обучения здесь

является передача ученику некой суммы знаний, которыми он должен

овладеть.

Другой подход - психологический

(заинтересованный, мотивационный,

компетентный) - предполагает, что ученик в процессе обучения должен не

выучить

что-то,

а научиться чему-то,

научиться,

что-то делать, т.е.

осуществлять деятельность. В этой ситуации появляется возможность создать

прекрасные условия для развития творческих способностей учеников.

А

стремление к творческому восприятию знаний заставляет ребят самостоятельно

мыслить, полнее реализовывать свои учебные

потребности. Запускается

мощный мотивационный процесс к изучению предмета. А у педагога

появляется возможность поощрять индивидуальные склонности и дарования

своих учеников.

В целях качественной подготовки обучающихся по физике, в том числе к

основному

государственному

экзамену,

необходимо

определить

виды

деятельности:

-

приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и

законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия;

-

применять содержательный смысл физических понятий, величин, законов

для анализа физических явлений и процессов;

-

объяснять физические явления;

-

делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных

таблицей, графиком, диаграммой, схемой, фотографией и т.п.;

-

применять законы физики для анализа процессов на качественном

уровне;

-

применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;

-

описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических

устройствах;

-

иллюстрировать

роль

физики

в

создании

и

совершенствовании

технических объектов;

-

владеть

понятиями

и

представлениями,

связанными

с

жизнедеятельностью человека;

-

указывать границы (области, условия) применимости научных моделей,

законов, теорий;

-

выдвигать гипотезы о связи физических величин;

-

проводить расчеты, используя сведения, полученные из графиков,

таблиц, схем, фотографий;

-

проводить

измерения

физических

величин,

используя

рисунки,

фотографии экспериментальных установок.

Проиллюстрировать выше сказанное можно примером применения

различных видов деятельности при изучении темы: «Взаимодействие тел», 7

класс.

Вид деятельности ученика:

1. Узнавать словесную формулировку закона Гука и его математическое

выражение;

2. Различать графическую интерпретацию зависимости величин, входящих в

закон;

3.Определять физический смысл постоянной, входящей в формулировку

закона;

4.Владеть понятием – масса, сила;

5.Выделять причинно-следственные связи между величинами связь между

силой тяжести и весом;

6.Применять законы и формулы в простых ситуациях

7. Решать задачи на определение силы;

8.Экспериментально находить коэффициенты трения и упругости.

Современный

урок

это

урок,

основанный

на

принципах

деятельностного подхода, где обучающиеся получают навыки, которые дают

возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей

жизни.

Современный учитель - это профессионал, который:

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

- инициирует действия обучающихся;

- консультирует и корректирует их действия;

- находит способы включения в работу каждого ученика;

- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Современный ученик – это компетентный обучающийся. Сегодня важно

не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить

таким важным умением, как умение учиться. А компетентный ученик всегда

сможет добыть те знания, которые ему необходимы.



В раздел образования