Автор: Григорьева Виктория Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"№4 г. Челябинска
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Григорьева В.А.
Преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «ДШИ № 4» г. Челябинска
Дидактические игры на уроках сольфеджио
Сольфеджио – предмет наиболее трудный, т.к. имеет очень много
разделов, по которым дети должны приобрести знания, умения и навыки, а
количество времени (1,5 часа в неделю, 51 час в год) не позволяет
качественно осваивать всю программу, поэтому необходимо вводить
интенсивные методы обучения. Следует также учесть, что продолжи-
тельность урока 70 минут, особенно для детей младшего школьного
возраста, дает большую нагрузку, которая снижает уровень восприятия,
поэтому
необходимо
развивать
интерес
к
предмету
сольфеджио,
максимально разнообразить урок, используя дидактические игры.
Познавательные (дидактические игры) – это специально созданные
ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается
найти
выход.
Главное
назначение
данного
метода
–
стимулировать
познавательный интерес. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он
выступает активным преобразователем действительности.
Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся
уже в древних дидактических системах. Чтобы заинтересовать детей игрой,
ввести
элементы
неожиданности,
свободного
выбора,
эмоционально
раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические
игры
более
всего
подходят
для
свободного
развития
ребенка,
индивидуального и личностно - оринтированного обучения.
Современные дидактические игры в младшем школьном возрасте – это
преимущественно
игры
по
правилам.
Именно
такую
направленность
придают им творцы гуманистических воспитательных систем Ф. Фребель, М.
Монтессори, А. Декроли. Правила дидактической игры дети воспринимают
как
условие,
поддерживающее
игровой
замысел,
их
невыполнение
уничтожает игру, делает ее неинтересной. Поэтому правила тщательно
продумываются и сообщаются до начала игры. Сперва – игровое задание,
затем – способ его выполнения.
Дидактические игры имеют много функций:
активизируют познавательные процессы;
воспитывают интерес и внимательность детей;
развивают способности;
вводят детей в жизненные ситуации;
учат их действовать по правилам;
развивают любознательность, внимательность;
закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра развивает самоконтроль, укрепляет волю
ребенка и ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие
желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать
поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности
игровой деятельности.
Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбрать игру,
необходимую
для
решения
конкретных
задач.
Он
может
вплетать
дидактические игры как постоянный элемент в свою систему. Исследования
А.Я. Савченко помогает выделить оптимальные способы использования
игровых ситуаций в системе уроков: весь урок строится как сюжетно-ролевая
игра (уроки-путешествия, уроки-ознакомления); игра вводится как элемент
урока; во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с
помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки
задания, элементов соревновательности) (5.125)
Основные требования, которые должны соблюдать учителя при
планировании и проведении дидактических игр:
игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного
процесса, а не быть к нему искусственно привязана;
должна иметь интересное, привлекательное название;
содержать действительно игровые элементы;
иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
содержать считалки, рифмы, стихи.
Преподаватель, готовясь к игре должен отрепетировать свои движения,
позы,
слова:
постараться
сделать
их
красивыми,
интересными,
неожиданными. Если после игры дети не чувствуют удовольствия и не
улыбаются, ее нужно считать неудавшейся.
Таким
образом,
использование
дидактических
игр
на
уроках
сольфеджио
стимулирует
положительную
мотивацию
художественной
деятельности
, обогащает детей новыми впечатлениями и способствует
музыкальному обучению.
Список литературы:
1.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.–
Ярославль: Академия развития, 2007.
2.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение,
2008.
3.
Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании. – М.: Просвещение, 2006.
4.
Михайлова
М.А.Развитие
музыкальных
способностей
детей.
–
Ярославль: Академия развития, 2006.
5. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов
педагогических факультетов. - К.: Генеза, 2002. - 368с.
6.
Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.:
Классика XXI, 2009.