Напоминание

Программа деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения учащихся


Автор: Лариса Викторовна Кочеткова
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: МОУ-"ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КЛИНСКИЙ РАЙОН, КЛИН, РЕШЕТНИКОВО
Наименование материала: Программа деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения учащихся
Тема: Программа деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

деятельности образовательной организации

по профилактике суицидального

поведения учащихся

Выполнила: Кочеткова Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной

работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в

общеобразовательном учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁРЕШЕНИЯ

ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е.,

представлений и отношения к себе и к миру в целом.

Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за

последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи

и даже детей. Уровень

самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди

основных причин потенциальной потери жизни. Анализ данных показывает, что основными причинами

суицидального поведения детей являются:

сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,

социально-психологическое состояние,

межличностные отношения,

неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,

отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих

самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются

заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)адаптации к жизни – фиксированное,

негибкое построение человеком или семьей отношений собой, своими близкими и внешним миром на основе действия

механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными

способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации,

помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по

профилактике суицидального поведения учащихся школы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ

ПРОФИЛАКТТИКУ СИУЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.

Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)

ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14

Федеральный закон об Образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних»

Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и

подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.

Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. №

06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012

годы)» (с дополнениями и изменениями), утверждённая

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280

План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди

обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. №

2537

Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 «О преступлениях

сексуального характера»)

Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей")

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной

работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток

среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди

несовершеннолетних школы.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных

групп;

изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с

последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного

процесса.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника

образовательного процесса.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство

развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и

психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать

суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых

кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного

сопровождения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие

перспективы её преодоления.

Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Профилактическая работа со всеми учащимися школы.

Работа с неблагополучными семьями

Просветительская работа с родителями учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным

исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со

стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и

культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым

человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает

влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и

самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни.

Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения

следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не

соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе

нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не

закончившееся смертью.

Суицидальное

поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является

покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально

- психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.

тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки

плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на

собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они

есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту

детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток,

организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детскородительской среде. Также позволит

продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах

преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Работа с педагогическим коллективом

Информирование о программе.

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых

в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

2016 г.

Зам.директора по

ВР

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации.

В

течение

всего

года

Кл.

руководители

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь

Зам. директора по

УВР, инспектор

по охране прав

детства

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального

риска.

В течение

года

Классные

руководители

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в

социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной,

малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

В течение

года (по

запросу)

Администрация

школы

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

Январь

Зам. директора по

ВР

Работа с учащимися

Тематические классные часы.

Цикл бесед «Я люблю жизнь».

Сентябрь

Классные

руководители.

Индивидуальные беседы.

В течение года

По запросу

Кл. руководители,

Педагог-психолог

Исследование уровня тревожности

февраль

Классные

руководители,

Педагог-психолог

Определение

личностных

отклонений подросткового

возраста:

Методика

самооценки

и

уровня

притязаний Дембо-Рубинштейн;

Анкета

«Оценка

уровня

школьной мотивации» Н.Г.

Лускановой.

Опросник Басса-Дарки,

Диагностика

предрасположенности личности к конфликтному

общению.

По запросу

Классные

руководители

Определение склонности к девиантному поведению

По запросу

Классные

руководители

Методика

экспресс-диагностики

суицидального риска «Сигнал»

По запросу

Классные

руководители

Работа с родителями

Тематические классные собрания

Сентябрь

Кл. руководители,

Индивидуальные беседы.

В течение года

по запросу

Классные руководители

Циклограмма мероприятий по

реализации программы

Работа с педагогическим коллективом

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации.

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально –

опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в

оформлении опеки над несовершеннолетним.

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и

малообеспеченных семей

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании

помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

Работа с учащимися

Психологические классные часы: «Как научиться жить без драки» -2-4 класс

«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6класс, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности)

«Мир глазами агрессивного человека» (7-8 класс)

«Подросток и конфликты» (8-9 класс)

«Проблема отцов и детей в современном обществе» (8-9 класс)

«Расскажи мне обо мне» 8-9 класс

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (7-9 класс) Правовые классные часы:

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);

«Права и обязанности учащихся школы» (5-7классы);

«Умей сказать «нет»» (5-9 классы);

Правовые классные часы:

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);

«Права и обязанности учащихся школы» (5-7классы);

«Умей сказать «нет»» (5-9 классы);

«Вредные и полезные привычки» (5-9 классы)

Формирование у учащихся позитивного образа(беседы)

Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству)

Работа с родителями

Цикл родительских собраний по предупреждению детского суицида «Как прекрасен этот мир…»

Родительские собрания, лектории:

«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;

«Наши ошибки в воспитании детей»;

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;

«Родительская любовь»;

Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;

«Капля никотина убивает верблюда»;

«Серьезный мир несерьезных подростков»;

«Ваш ребенок—пятиклассник»;

«Родители и дети – поиски взаимопонимания»;

«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;

«Курение и статистика»;

«Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

Дискуссионный клуб для родителей «От отчаяния к надежде»

Литература

1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.

2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова

О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)

3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и

В.А.Тихоненко. М., 1980.

4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.

5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.



В раздел образования