Автор: Лариса Викторовна Кочеткова
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: МОУ-"ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КЛИНСКИЙ РАЙОН, КЛИН, РЕШЕТНИКОВО
Наименование материала: Программа деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения учащихся
Тема: Программа деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения учащихся
Раздел: среднее образование
Программа
деятельности образовательной организации
по профилактике суицидального
поведения учащихся
Выполнила: Кочеткова Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
■
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁРЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е.,
представлений и отношения к себе и к миру в целом.
Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за
последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи
и даже детей. Уровень
самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.
Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди
основных причин потенциальной потери жизни. Анализ данных показывает, что основными причинами
суицидального поведения детей являются:
сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
социально-психологическое состояние,
межличностные отношения,
неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих
самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются
заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)адаптации к жизни – фиксированное,
негибкое построение человеком или семьей отношений собой, своими близкими и внешним миром на основе действия
механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными
способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации,
помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по
профилактике суицидального поведения учащихся школы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ПРОФИЛАКТТИКУ СИУЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14
Федеральный закон об Образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и
подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. №
06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012
годы)» (с дополнениями и изменениями), утверждённая
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280
План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди
обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. №
2537
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 «О преступлениях
сексуального характера»)
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей")
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной
работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток
среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди
несовершеннолетних школы.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
■
создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
■
групп;
■
изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с
■
последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
■
обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
■
сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного
процесса.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника
образовательного процесса.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство
развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать
суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых
кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного
сопровождения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие
перспективы её преодоления.
Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
Работа с неблагополучными семьями
Просветительская работа с родителями учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
■
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным
исходом по различным обстоятельствам.
■
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со
стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и
культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым
человеком такого влияния в процессе социального становления.
■
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает
влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и
самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни.
■
Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения
следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе
нормам).
■
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не
закончившееся смертью.
■
Суицидальное
поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является
покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально
- психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
■
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки
плана её реализации.
■
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на
собственное уничтожение.
■
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они
есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
■
Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту
детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток,
организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детскородительской среде. Также позволит
продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах
преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы
Сроки
Ответственный
Работа с педагогическим коллективом
Информирование о программе.
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых
в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
2016 г.
Зам.директора по
ВР
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.
В
течение
всего
года
Кл.
руководители
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.
сентябрь
Зам. директора по
УВР, инспектор
по охране прав
детства
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального
риска.
В течение
года
Классные
руководители
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в
социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной,
малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.
В течение
года (по
запросу)
Администрация
школы
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.
Январь
Зам. директора по
ВР
Работа с учащимися
Тематические классные часы.
Цикл бесед «Я люблю жизнь».
Сентябрь
Классные
руководители.
Индивидуальные беседы.
В течение года
По запросу
Кл. руководители,
Педагог-психолог
Исследование уровня тревожности
февраль
Классные
руководители,
Педагог-психолог
Определение
личностных
отклонений подросткового
возраста:
Методика
самооценки
и
уровня
притязаний Дембо-Рубинштейн;
Анкета
«Оценка
уровня
школьной мотивации» Н.Г.
Лускановой.
Опросник Басса-Дарки,
Диагностика
предрасположенности личности к конфликтному
общению.
По запросу
Классные
руководители
Определение склонности к девиантному поведению
По запросу
Классные
руководители
Методика
экспресс-диагностики
суицидального риска «Сигнал»
По запросу
Классные
руководители
Работа с родителями
Тематические классные собрания
Сентябрь
Кл. руководители,
Индивидуальные беседы.
В течение года
по запросу
Классные руководители
Циклограмма мероприятий по
реализации программы
Работа с педагогическим коллективом
■
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
■
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.
■
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска
■
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально –
опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в
оформлении опеки над несовершеннолетним.
■
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и
малообеспеченных семей
■
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.
■
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога
■
Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»
■
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании
помощи подросткам в кризисных ситуациях»
■
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.
Работа с учащимися
■
Психологические классные часы: «Как научиться жить без драки» -2-4 класс
«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6класс, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности)
«Мир глазами агрессивного человека» (7-8 класс)
«Подросток и конфликты» (8-9 класс)
«Проблема отцов и детей в современном обществе» (8-9 класс)
«Расскажи мне обо мне» 8-9 класс
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (7-9 класс) Правовые классные часы:
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
«Права и обязанности учащихся школы» (5-7классы);
«Умей сказать «нет»» (5-9 классы);
■
Правовые классные часы:
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
«Права и обязанности учащихся школы» (5-7классы);
«Умей сказать «нет»» (5-9 классы);
■
«Вредные и полезные привычки» (5-9 классы)
■
Формирование у учащихся позитивного образа(беседы)
■
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству)
Работа с родителями
■
Цикл родительских собраний по предупреждению детского суицида «Как прекрасен этот мир…»
■
Родительские собрания, лектории:
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
«Наши ошибки в воспитании детей»;
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
«Родительская любовь»;
Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
«Капля никотина убивает верблюда»;
«Серьезный мир несерьезных подростков»;
«Ваш ребенок—пятиклассник»;
«Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
«Курение и статистика»;
«Давайте будем учиться вместе со своими детьми»
■
Дискуссионный клуб для родителей «От отчаяния к надежде»
Литература
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова
О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и
В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.