Автор: Дамдинова Норжима Цыбендоржиевна
Должность: учитель географии и экономики
Учебное заведение: МБОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: с. Чиндалей
Наименование материала: Путеводитель по памятным местам Чиндалея
Тема: Памятные и исторические объекты в окрестностях с. Чиндалей Забайкальского края
Раздел: среднее образование
Автор: Дамдинова Норжима Цыбендоржиевна
Должность: учитель географии и экономики
Место работы: МБОУ «Чиндалейская средняя
Общеобразовательная школа»
Адрес: с. Чиндалей, Дульдургинского района,
Забайкальского края.
IV межрегиональная научно-практическая конференция,
посвященная 90-летию педагога, краеведа, исследователя Тимура
Ухиновича Жалсарайна
Путеводитель по памятным
местам Чиндалея
Чиндалей 2018
Тема: Путеводитель по памятным местам Чиндалея
Аннотация
В данной работе представлено обобщение исследовательской работы по изучению
памятных
природных
и
исторических
объектов,
представляющих
историческую
и
практическую ценность, расположенных в окрестностях села Чиндалей. В работе описаны
петроглифы
плиточных
могил,
надписи
на
камнях,
которые
были
сделаны
распространителями буддизма и выполненное на гранитной глыбе изображение Божества
Лусадай
хан.
Основное
содержание
работы
основывается
на
фактических
данных,
полученных в ходе полевых исследований.
На основе изучения петроглифов плиточных могил установлено, что некоторые
сторожевые
камни
можно
отнести
к
«каменным
бабам»,
потому
что
в
результате
обработки им были приданы черты человеческих фигур. Надписи на камнях, сделанные на
тибетском языке, найденные автором в ходе полевых поисковых работ, ранее никем не
изучались и не описывались.
Введение
Объект
исследования:
природные
и
исторические
памятники
окрестностей
села
Чиндалей.
Предмет
исследования:
особенности
и
содержание
природных
и
исторических
памятников окрестностей села Чиндалей.
Цель исследования: поиск, изучение, описание природных и исторических памятников
окрестностей села Чиндалей.
Гипотеза: в окрестностях села есть малоизвестные природные и культурные объекты,
которые могут «рассказать» о неизвестных страницах истории края
Достижение поставленной цели и доказательство гипотезы предполагает решение
следующих задач исследования:
1.
Сбор информации о природных и культурных памятниках нашей местности.
2.
Поиски природных и культурных объектов, их описание.
3.
Обобщение
и
популяризация знаний
о
природных
и
культурных
памятниках;
актуализация вопросов их сохранения.
4.
Использование
описанных
объектов
для
проведения
экскурсий
в
целях
ознакомления с историей, природой своего края.
Для решения поставленных задач использовались методы научного исследования:
полевые
исследования;
эмпирические
(опрос,
беседа);
научного
анализа
(анализ
собранных данных, интерпретация).
Исследование проводилось в течение 2014-2018 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит: в обобщении и систематизации
материалов о природных и культурных объектах окрестностей села Чиндалей.
Практическая значимость исследования заключается: в сохранении культурных и
природных
объектов,
так
как
сохранившиеся
в
течение
сотен
тысяч
лет
объект
за
последние десятилетия безвозвратно исчезают под натиском деятельности человека.
Содержание
I.
Плиточные могилы и «сторожевые камни-коновязи».
II.
Молитвенные надписи, составленные ламами в XVIII-XIX веках
III.
Зун-Ундур
IV.
Минеральные источники
V.
Памятники защитникам Отечества
VI.
«Карьерное кресло» местности Хабшуу
Плиточные могилы и сторожевые камни-коновязи
Нами изучена группа плиточных могил в устье пади Кусочи (по-бурятски Хyhooшэ).
Хуhooшэ — в переводе с бурятского «Хуhөө» - «памятник, надмогильный памятник» -
«Местность, где есть памятники» - падь к юго-востоку от села Чиндалей. Эта падь,
довольно широкая в нижней части, простирается между пологими, сглаженными сопками
без каменистых выступов. Сопки без деревьев. Зато всюду сочная степная растительность
— настоящее раздолье для многочисленного скота. Устьем падь открывается на долину
Адагалик.
Река
начинается
на
южных
отрогах
Хангилайского
хребта,
недалеко
от
Медвежьего перевала. И долина, и река получили название от имени богатыря Адагалиг
(Приложение 1).
Могильник расположен на расстоянии 6 километров к югу от села Чиндалей, на
невысокой довольно обширной террасе. Могилы расположены группами. Таких групп в
изученной части насчитали шесть. Преобладают широкие крупные могилы шириной 2,5-3
метра,
длиной
3-4
метра.
Рядом
есть
небольшие,
возможно
детские
–
2х1
метр.
Ориентированы они все одинаково: длинной осью с востока на запад. Материалом для их
сооружения, в основном, служил гранит и сланец. Две могилы подвергнуты раскопкам в
сравнительно недавнее время. Интервалы между могилами разные от 3 до 5 метров.
Расстояния между группами колеблются от 10 до 53 метров (Приложение 2).
Среди них выделяется один высокий угловой камень выше человеческого роста с
необычным рисунком (Приложение 3). На его южной стороне в нижней части выбит
интересный нехарактерный рисунок. Он напоминает сидящего беркута, голова которого
смотрит на восток. Четко видны его хищные когти. В то же время, примерно на уровне его
груди
расположены
два
круга
небольшого
размера,
которые
при
внимательном
рассмотрении с разных ракурсов можно принять за глаза совы или филина.
О наличии культа хищных птиц у гуннов пишет А.П.Окладников во втором томе
книги «Петроглифы Забайкалья». «Хищная птица, гордо парящая над всеми остальными
рисунками — пятнами и человеческими фигурами, фигурами животных и наскальных
изображениях может быть расшифрована как носитель светлой, небесной силы, как залог
плодородия и счастья, как верховный покровитель скотоводческих общин. Изображение
птицы было не чем иным, как молитвой небу, и одновременно магической формулой,
заклятием».
1
Обычно птицы на наскальных писаницах, судя по источникам, представлены в
стандартной
позе.
Они
вертикально
парят
в
воздухе,
широко
распластав
крылья.
Особенностью изучаемого нами изображения беркута от других подобных изображений
является то, что он высечен сидящим. В изученных источниках мы не нашли упоминание
об изображении сидящего беркута. Мы думаем, в этом отношении данное изображение
является единственным в своем роде (Приложение 4).
Первая
коновязь
представляет
собой
стелу
высотой
1
метр,
толщиной
40
сантиметров из серого крупнозернистого гранита. Стела укреплена внизу камнями. На ней
четко
выбиты
линии, придающие
плите
антропоморфные очертания.
Верхняя
линия
отделяет голову, ниже есть две параллельные полосы, напоминающие пояс.
1
А.П.Окладников. Петроглифы Забайкалья. Ленинград, ‚ 1970, стр.123.
Они отделяют туловище от нижней части. В самой нижней части наблюдаются две
параллельные линии, выбитые под углом (Приложение 5).
Вторая коновязь также сделана из крупнозернистого серого гранита. Верхняя часть
её
тщательно
обработана.
Она
имеет
яйцевидную форму
и
отшлифована.
Заметным
желобком верхняя часть коновязи отделена от средней части. На 20 сантиметров ниже
расположен второй менее заметный желобок, отделяющий среднюю часть фигуры от
нижней. В самой нижней части косо спускаются линии, которые незаметно сходятся в
передней части. Такая обработка также придала фигуре антропоморфный вид. Коновязь
закреплена камнями, большая часть которых ушла под землю (Приложение 6).
Северная сторона коновязи сохранила следы когда — то высеченных на ней, теперь
еле заметных рисунков: следы обработки заросли накипным серым лишайником. Рисунок
хорошо различается в летнее время в лучах заходящего солнца при боковом освещении. В
верхней
части
нарисован
круг
правильной формы
диаметром
20
сантиметров,
выше
которой
есть
два
изображения,
напоминающие
уши
зайца
или
медведя.
Этот
знак
напоминает солярный символ: символ солнца, символ сияющего в небе солнца. Но в
отличие от большинства подобных изображений внутри колеса нет ни креста, ни лучей в
виде спиц. Внутри круга имеются небольшие углубления, напоминающие глаза человека
(Приложение 7).
О
колесе,
круге,
как
о
всеобщем
символе
солнца
справедливо
писал
еще
А.Ф.Афанасьев: «Кругловидная форма солнца заставляла древнего человека видеть в нем
огненное колесо, кольцо или щит. Колесо, обращающееся вокруг оси, напоминало ему
движущееся по небесному своду солнце».
2
Описывая сохранившиеся древние культы,
нашедшими отражение на древних плиточных изображениях А.П.Окладников писал, что
солярная тематика широко представлена в орнаментике бурят и алтайцев, особенно в
связи с шаманским культом и мифологией.
У бурят, как писал Б.Э.Петри, изображения солнца встречаются на культовых
предметах — онгонах, шаманских шире, а также на предметах повседневного назначения.
Они
представляют,
по
его
словам,
«один
из
доминирующих
мотивов
в
бурятской
орнаментике».
3
Третья коновязь сделана из темно-серого сланца высотой 1,1 метра. Овальная
вверху, немного суженная к низу широкая плита. На западной стороне в нижней части
есть две параллельные насечки в виде желобков. Она закреплена крупными обломками
сланца
(Приложение
8).
Остальные
коновязи
обработаны
в
меньшей
степени
и
представляют собой стелы и столбики. (Приложение 8).
Часть коновязей, имеющих антропоморфную форму, можно отнести к «каменным
бабам». Они похожи на «каменные бабы», которые были обнаружены возле озера Ножей.
Известно, что эти камни являются памятниками археологии (Приложение 9). Возле одной
из плиточных могил есть табличка, гласящая о том, что объект охраняется государством.
Все
эти
объекты
очень
древние,
являются
значимыми
памятниками
культуры,
свидетельствующими о глубинах истории бурятского народа.
2
А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских
преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов, т.I.М., 1865,стр.207
3
А.П.Окладников. Петроглифы Забайкалья. Ленинград, ‚ 1970, стр.141.
«Великая степь, в том числе и территория Бурятии, стала местом зарождения и
упадка целого ряда кочевых империй: хуннов сменили сяньби, а тех тюрки, уйгуры, а
затем
кыргызы.
Огромный
след
в
истории не
только
байкальских земель,
но
всего
евразийского пространства оставили монголы. Многие ученые не без основания полагают,
что все эти народы в той или иной степени были предками современных бурят...»“
По словам Михаила Константинова, плиточники относятся к первому тысячелетию
до нашей эры. Это были времена ранних кочевников, которые тогда начали пасти овец по
агинским степям и разводить лошадей. Тогда не было ни колеса, ни телеги. Но кочевники
уже знали металлы, получали бронзу и делали золотые украшения. Говоря о «каменных
бабах». М. Константинов сказал: «Сегодня нам известны находки подобных камней. Но
мы точно знаем, что один из таких камней в семидесятые годы был вывезен из Чиндалея в
Новосибирский музей под открытым небом. И если кто-то обнаружит подобный камень,
то это будет представлять огромную историческую ценность. Эти камни можно назвать
священными.
Ведь
в
любом
случае
они
сакральные
(устанавливались
рядом
с
могильниками)»
Молитвенные надписи, оставленные ламами в XVII-XIX веках
На крутом левом берегу реки Онон в 12 километрах от села Чиндалей в местности
Амгаланай
Адаг
на
крутом
обрыве
скалы
высечена
надпись
на
тибетском
языке
(Приложение 10).
Скала имеет вид крутой стены. Высота цоколя около 14 метров. Надпись находится
на южной стороне скалы, на отвесной её плоскости, примерно на 1 метр выше основания,
что было удобно для нанесения надписи. Поверхность, на которой есть надпись, местами
потрескалась, цвет кристаллического сланца на ветру и под лучами солнца приобрела цвет
темной ржавчины. В переводе с тибетского языка надпись означает молитву Ом Мани
Падме хум (Приложение 11) Ом Мани Падме Хум (также Ом Мани Пеме Хум; санскр.
ॐ
ॐॐॐ
ॐॐॐॐॐ
ॐॐॐ
) — одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны.
Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла
совокупности
сакральных
звуков
составляющих
её
слогов.
Сама
мантра
редко
интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом. В частности,
Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела,
речей и разума Будды. ОМ — удаляет гордость, МА — удаляет ревность, НИ — удаляет
привязанность,
соотносится
с
альтруистическим
стремлением
к
просветлению,
состраданием и любовью, ПАД — рассеивает неведение, соотносится с мудростью, МЕ —
растворяет
жадность,
ХУМ
—
трансформирует
злость,
олицетворяет
неделимость
практики (метода) и мудрости. Традиционно данная мантра широко и часто цитируется
тибетскими буддистами так как, по их мнению помогает пробудить природу Будды,
которая согласно Уттаратантре, содержится во всех созданиях.
Такая же мантра найдена на горе Зун-Ундур. Зун-Ундур, в переводе с бурятского
«Восточная Высокая» гора. У её подножья располагается село Чиндалей. Известно, что
буряты
раньше
жили
в
гармонии
с
окружающей
природой.
Их
отличало
бережное
отношение к ней, особенно к тем её объектам, которые, как они считали, имеют духов-
хозяев. Для поклонения этим духам они совершали обряд «обоо тахилга». Пришедший
позднее из Монголии буддизм не отменил этот ранее сложившийся шаманский обряд, а
переложил
её
на
буддийскую
основу,
что
делало
проблему
распространения
новой
религии легкоразрешимой: ведь они — верующие - поклонялись, как и раньше тем же
святым местам. Для этого на вершине Зун-Ундура построен специальный жертвенник -
мунхан.
По
легенде,
передаваемой
из поколений в
поколения,
хозяйкой Зун-Ундура
является женщина небесного происхождения — Лхашан-Гасал ( по тибетски: лха-шен дга-
цаль; лха-тэнгэри (небо), шен - ехэ (большой), дга — баяр (радость), цал - асарагша
(приносящий); в целом звучит так «Баяр асарагша ехэ тэнгэри»- «приносящие счастье и
благополучие небеса»).
На
этой
горе
много
живописных
гранитных
утесов.
Живописная
скала
из
крупнозернистого гранита имеет длину около тридцати метров, высоту 12 метров. Она
находится недалеко от вершины с домиком, где размещаются бурханы для поклонения.
Эти две надписи нанесены белой краской. Одна надпись сохранилась лучше, потому что
над местом с надписью нависает небольшой карниз, защищающий её от разрушения.
Вторая надпись сделана на открытой части стены, на ней видны следы подтеков краски,
поэтому она читается с трудом. При внимательном рассмотрении обе мантры идентичны
и означают Ом Мани Падме хум (Приложение 12).
Интересная
группа
камней
с
надписями
найдена
в
местности
Жипкестуй
(Жэбхээhэн).
«Жэбхээhэн» —
предположительно,
«жэбхээhэн»
-
«мелкая
речка» или
«болотистое место». Падь к западу от села Чиндалей. Здесь расположено несколько
овцеводческих стоянок и стоянок КРС. Местность живописная. Склоны верховья пади
заросли лесом из березы, осины, лиственницы и сосны. По долине вьется небольшая речка
с одноименным названием. Кругом зеленеют сочные луга. В нижней части склонов в
советское время располагались колхозные поля. Сейчас они заброшены и заросли сорной
травой.
На расстоянии 800 метров к западу от животноводческой стоянки лежат три камня
с надписями. Одна из надписей наиболее интересная. Она высечена на камне треугольной
формы. Одна сторона осколка мелкозернистого серого гранита обработана, отшлифована.
Центральную часть рисунка занимает тибетский иероглиф, обозначающий первый знак
мантры ОМ. Располагается он на цветке лотоса. Сверху он прикрыт зонтиком, на вершине
которого располагается символ одной из трех драгоценностей буддизма (Приложение13).
Два других камня обработаны менее тщательно, не имеют определенной формы.
На них нанесен тот же иероглиф, но без художественных украшений. Рядом с селом
Чиндалей на правом берегу речки Зун Адагалик находилась группа из трёх камней. Но
при обустройстве полигона для подготовки к спортивным соревнованиям по пятиборью,
во время уборки территории два из них утеряны, остался только один самый крупный.
Тибетский иероглиф проступает не так ясно, как на камнях предыдущей группы. При
изучении установлено его сходство с начальным знаком мантры ОМ (Приложение 14).
Уникальным
объектом,
высеченным
на
мелкозернистом
светло-сером
обработанном
граните,
является
расположенный
в
нашей
местности
изображение
божества
Лус
-
Лусадай
хан
-
Хозяин
вод
(Приложение
15).
Камень
имеет
форму
полуовала с немного заостренной вершиной. Основание камня ровное плоское. Камень
находится в местности Хужартай на левом берегу в пойме небольшой речушки Зун-
Хужартай, недалеко от ключа, который ни разу не засыхал на памяти местных жителей.
«Хужартай» - с бурятского «солонцовый». В верховьях пади есть солонцы, на которые
собираются дикие животные: косули, кабаны, и т.д. Камень с изображением стоял на этом
месте несколько сотен лет и с течением времени врос в землю. В июне 2007 года
народный умелец из села Цаган-Челутай Цырен Надцалов откопал священный камень из
земли и провел реставрацию изображения божества. При поддержке жителей нашего села
была построена гунгарба из белых кирпичей, куда был помещен камень с изображением
божества. В июне того же года Калсанг багша освятил место.
Появление всех вышеназванных объектов связано с распространением буддизма на
нашей
территории.
Как
известно,
распространители
буддизма
пришли
на
нашу
территорию
из
соседней
Монголии.
Найденные
нами
следы
деятельности
распространителей
буддизма
тянутся
по
долине
с
юга
на
север,
то
есть
по
пути
возможного
их
передвижения
на
лошадях.
Писали
мантры
для
обозначения
благоприятных мест, для обращения в веру населения, исповедующего с древних времен
шаманизм.
При детальном изучении месторасположения этих объектов и оценки возможных
путей передвижения распространителей буддизма, мы пришли к выводу, что долины
нашего Чиндалея могли быть одними из возможных путей передвижения миссионеров.
Начиная с территории Монголии, тянутся длинные удобные для передвижения
широкие
пади,
которые
имеют
продолжение
на
нашей
территории.
Интересным
неслучайным совпадением является тот факт, что река Онон в данном месте имеет очень
широкое русло с перекатами, которые легко преодолимы, особенно в засушливое время.
Этот же удобный путь передвижения могли использовать в древности торговые
караваны, перевозившие товары из далеких южных стран в наше Забайкалье. По данным
археологов, в древних могилах находят раковины каури, служившие в те далекие времена
деньгами, натуральный шелк и другие предметы иноземного происхождения. Можно с
большой долей уверенности предположить, что этот путь был одним из направлений
Великого шелкового пути, а долина между Ундурами, возможно, Северными воротами
Великого шелкового пути.
На
берегу
Онона
напротив
мелководного
перехода
есть
ещё
один
объект,
говорящий в находящуюся к западу от неё. Это удобное место для отдыха и ночевки:
рядом река — источник воды, она же защищает с юга от возможных опасностей; с севера
место защищено уступом высокой террасы; ряды кустарников скрадывают от чужого
взгляда (Приложение 16).
Еще
одним
доказательством
того,
что
через
долину Адагалик
проходил
путь
распространителей желтой веры является факт проведения обряда в местности, которая
после
получила название
Тангадай
обоо.
Тангадай
обоо
-
невысокий отрог
Баруун-
Ундурского массива, спускающийся в сторону автомобильной трассы. Легенда гласит: во
время
распространения
буддизма
из
Тангутского
государства
приезжали
распространители
учения
группами
по
несколько
десятков
всадников.
Одна
такая
миссионерская
группа
проезжала
между
Барун-Ундуром
и
Зун-Ундуром
по
долине
Хабшуу для поклонения хозяевам святого Алханая. Но хозяину горы Барун-Ундура не
понравилось такое непочтительное отношение. Он забрал в жертву одного из них. Тогда
все остальные вынуждены были остановиться, отдать почтение хозяину Барун-Ундура.
Невысокий отрог, на которой они проводили молебен, с тех пор называется Тангадай обоо
(Приложение 17).
Зун-Ундурский рудник
С 1933 года по 1956 год функционировал прииск Зун - Ундур по добыче руды
олова и вольфрама. Разработка и добыча руды велись по 2 жилам на обеих горах. Добыто
155,8 т олова и 102 т триоксида вольфрама.
С 1929 г по 1933 г. здесь проводились разведочные работы. Геологоразведочная
партия обследовала горы Мантарянта, Барун - Ундур и Зун - Ундур. Жили они в палатках
около минерального источника Сонгинтуй. Работали летом: копали шурфы, производили
взрывные работы, образцы руды отправляли на анализы в Читу. Когда нашли олово и
вольфрам, началось строительство фабрики. С разных концов страны начали переселяться
рабочие с семьями. Дома рубили сами, заготавливая лес. Некоторые семьи перевозили
готовые дома. В 1934 г. уже основалось небольшое селение под названием «Прииск Барун
-
Ундур» в
устье небольшой
речки
у горы
Мантарянта.
Там
же
быстро
построили
моечную
фабрику.
Первым
директором
был
горный
инженер
Мельников
Валентин
Иннокентьевич. Высокий красивый парень с кудрявыми волосами.
Немного
позже началось
строительство рудника на Зун
-
Ундуре. Такими же
быстрыми
темпами
появился
небольшой
рабочий
поселок.
Была
построена
моечная
фабрика
по
обогащению
руды,
прорубались
шахты.
В
поселке
были
построены
амбулатория, фельдшерско - акушерский пункт, клуб с киноустановкой, хлебопекарня,
семилетняя школа, магазин. Заведующим амбулаторией работал фельдшер Баранов И.М.
Медицинская помощь оказывалась не только жителям рабочего поселка, но и местному
населению бурятам. В Зун - Ундурской семилетней школе обучались русские дети с
прииска и дети бурятов колхозников. Коллектив учителей тоже был интернациональным.
Рудник помогал колхозу убирать хлеб, вывозить зерно и другие грузы автомашинами.
Колхоз помогал руднику конным транспортом, продуктами питания: мясом и молоком.
Содержание ценных металлов в руде с Барун - Ундура было меньше, чем на Зун - Ундуре,
поэтому все работы постепенно переместились на Зун - Ундур и произошло объединение
этих рудников.
К работе на руднике привлекали и местное население. Особенно тесная дружба и
взаимопомощь
между
рабочими
и
колхозниками
сложилась
в
годы
Великой
Отечественной войны. Рука об руку, вместе трудились ради победы. Большинство мужчин
с прииска и с колхоза были призваны на фронт. В годы войны на моечной фабрике
работали 200 человек — в основном женщины и дети. Бурильщциками в шахтах работали
только мужчины, государство им давали бронь. В шахте во время войны работали 60
бурильщиков, во главе с бригадиром Евдокимовым Федором Николаевичем. Тогда было
сухое бурение, очень опасное для здоровья. Пыль оседала в легких, вызывая заболевание -
силикоз.
Работали в
две
- три
смены, круглые сутки. Вольфрам
тогда был
редким,
дорогостоящим металлом для нужд обороны страны. Его добавляли в сталь для брони
танков и бронебойных снарядов. Добытая руда погружалась в вагонетки и по рельсам
доставлялась
в
моечный
цех,
где
она
промывалась,
и
получали
концентрат.
Его
отправляли
в
Новосибирск
на
завод
цветных
металлов.
Каждые
сутки
руководство
рудника докладывало о выполнении плана. В 1941- 1942 гг. западные районы нашей
страны,
где
располагались
минерально
-
сырьевые
базы,
подверглись
временной
оккупации
немецкими
войсками.
Поэтому
нормы
добычи
руды
на
наших
рудниках
возросли во много раз.
В
Читинском
краеведческом
музее
находится
телеграмма,
которую
в
1944
г.
коллектив бурильщиков отправил маршалу И.С.Коневу: «Бей врага, дорогой Маршал,
металл мы добудем!».
Не вернулись с поля боя 32 защитников Отечества, призванных с рудника. Их
имена навечно высечены на мемориальной доске возле памятника, посвященному воину -
освободителю.
Толито (с бурятского «толи» - зеркало)- один из отрогов Зун-Ундура. Это еще одно
сакральное
место.
На
нем
построен
Субарга,
посвяшенный
выходцу
из
Чиндалея,
настоятелю Гунэйского и Цугольского дацанов Долгиин Гэгээну (с бурятского «гэгээн»-
«просветленный»).
С глубокой старины до наших дней на склонах этой сопки находятся три зеркала —
волшебные толи. Старики рассказывали, что на склонах этой горы мальчишки пасли
каждый
день овец,
коз и,
забавляясь,
скатывали эти
толи
к подножию
горы.
К их
большому изумлению на следующее утро они оказывались на месте.
По легенде, одно из толи принадлежало Турлин бөө. Турлин бөө – мужчина шаман,
богатый человек. Прибыл он из-за Аргуни. У него были тучные стада коров синеватой
необычной масти. Однажды у него пропали девять быков. Духи – покровители направили
его сюда: нашел он своих быков в местности Хабшуу у подножия Ундуров. Они мирно
паслись в незнакомой местности. Этот факт он растолковал как знак свыше и решил
переехать сюда со своей семьей.
На
втором
толи
имеется
рисунок
с
изображением
животных
—
символов
двенадцатилетнего цикла. Такое толи, считают, принадлежало буддийскому священнику.
Минеральные источники нашей местности
Минеральный источник Сонгинтуй. Целебные свойства воды источника известны
далеко за пределами округа. В старину здесь ламы лекари лечили людей. Дооромбо лама
из нашего села Золтын Хаймшаг, обучавшийся тибетской медицине около двадцати лет в
крупных тибетских монастырях, на источнике лечил больных и сам набирался сил. В
тридцатые
годы
прошлого
столетия
известный
врач
Лыксык
Жабэ
собирал
пробы
минеральных
вод
округа
и
сдавал
на
анализ
элементного
состава.
После
получения
результатов лабораторного анализа он рекомендовал аршан Сонгинтуйского источника
больным
с
проблемами
дыхательной
системы.
Также
известно,
что
она
повышает
иммунитет организма. Есть примеры удивительного выздоровления больных людей от
трудноизлечимых болезней легких. До войны здесь располагался районный пионерский
лагерь, где летом поправляли здоровье Школьники близлежащих сел.
Минеральная вода источника Хужартай полезна людям с проблемами желудка, особенно с
пониженной кислотностью.
Памятник защитникам Отечества
Замечательный памятник землякам - защитникам Отечества, погибшим на фронтах
Великой Отечественной войны. Этот уникальный памятник был изготовлен по заказу
председателя колхоза имени Я.М. Свердлова Ойдоп Цыденовича в 1964 году в Москве.
Колхоз внес в качестве предоплаты 10000 рублей. Открытие памятника состоялось в июне
1965 года. Место для установки памятника на красивом холме рядом с селом предложил
участник парада Победы в Москве кавалер орденов Славы Цыренов Нагмит Цыренович.
«Карьерное кресло» местности Хабшуу
Глыба гранита больших размеров, по форме напоминающая кресло, выступила при
проведении
строительных работ
на
трассе Чиндалей-Таптанай
в начале
семидесятых
годов прошлого столетия. Этот объект стал почитаемым. Сидение в кресле, по легенде,
поможет продвижению по карьерной лестнице. Также легенда гласит, что на этом кресле
сидят хозяева Зун-Ундура и Барун-Ундура.
Известно,
что
из
нашего
села
вышли
хозяйственные
руководители,
государственные деятели.
Приложение 1
Из книги Дамбинимы Цырендашиева «Суугэлэй дасан»:
«Бартай Вуртэй, барьялаа, тарьялаа Баабай, Эжы гэгдэhэн Баруун — Ундэр, Зуу - Ундэр
гэдэгууд
элбэг
баян
эрдэниин
зуйл,
элдэб
янзын
булаша
баялигтай,
эхир
шэнги
адлиханууд, эжэл хоер ууланууд энэ нютагай боро губээнуудэй дундаhаа гэнтэ ундыжэ
бодоhон бидэбди гээд, холоhоо хухэрэн, манаран хунэй нюдые татан харагдадаг юм.
Энэмнэй Адагалигай хоер Ундэрнууд гээшэ. Зуун жараад жэлэй саана аяра холын Тубэд
оронhоо Хоршод гэгээн Ороод монголой хилэ гарамсаараа, Адагалигые hурагшалhаар, сэб
сэхэ хурэжэ, зорижо ерэhэн ха. Юундэ энэ гэгээн Адагалиг ерэхэ болоо юм бэ гэхэдэ, уг
угниинь Адагалиг баатар гэжэ сэрэгэй ударидагша ябарhан аад, Ара - Халхын газарта яhаа
хаяhан,
унаhан газарыень хожомоо Адагалиг гээд, нэрлэhэн туухэтэй. Иимэ нютагые
Адагалиг баатарай ури хуугэдыншье, хожомойншье зон унинэй hурагшалдаг байhан ха.
Хоршод гэгээн hасада (Лхаса) байхадаашье, Лабрангааршье ябахадаа, энээн тухай буряад
ламанарhаа
hурагшалжа
дуулаад,
морилжо
ерэhэн
гэхэ
юм.
Хурэжэ ерэмсээрээ,
хун
зоноор улзаншьегуй, ундашье уунгуй, тургэн лэ Барун-Ундэрые өөдэ жудхобэ. Суг ябаhан
нухэдынь тэндэ байhан хотон айлда хурэжэ, манжа бариха зуураа, хэнээр ябаhанаа, хэрэг
зоригоо хэлэхэдэнь, тэрэ ламые зоной харахаяа гарахада, Барун-Ундэрээ убэртэ хоер хун
Урда урдаhаа хаража hуухань харагдаба. Хоршод гэгээнтэй уулзажа байгша хуниинь хухэ
дэгэлтэй, сагаан моритой янзатай. Ерэгшэ гэгээн багшада унда асаржа, мун уулзахаяа
нютагай
зайранай ошоходонь,
сагаа
моритой хуниинь угы байба
ха.
Хоршод
гэгээн
ундалжа hуухадаа, хэлэжэ hууба ха: энэ танай Ундэр уулын эзэн минии турэл сэрэгшэ
баатар
хун
байhан
юм.
Уулзажа
танилсаба,
ярилдаабди.
Тубэд
ороноо
hанашооб,
бусахамни гээшэ ха, гэнэ. Тиигэдшье тойроод байhан зон барга балар зантай, бөөгэй
мургэлтэй юм. Зуун лэ хададамни шутэжэ гуйлдэгшэ, тайлга тахилгаяа бутээгшо гэно.
Тиихэдэнь нютагай зайван асууба:
- Теэд энэ уулымнай эзэн ябашахань гээшэ гу? Бидэ яаха зон гээшэбиибди? Малтай,
зонтоймной хаража, ургэжэ байhан нютагаймнай сахюусан гээшэл, - гэхэдэнь, хэлэбэ:
- Таанадые Будда бурханиие хайхардаггуй, олонхидоо бөөгэй мургэлтэй гэнэ ха юм.
Мунөө болохоо
байгша
зунай хуралаар,
Агын
дасанда Уулзаха гэлсээбди. Тиихэдээ,
таанадай
гуйлга
дамжуулхаб,
-
гэбэ.
Хожомынь
хуралай
урда
Хоршод
гэгээн
Шандалиинхидта хэлэхэдээ:
- Таанадай лама бурханда hузэглэдэг болоо hаа, эндээ улэхэб гэжэ зубшөөгөө. Адагалиг
баатар
өөрөө
анханда
бурхан
Буддада
шутэдэг
ундэр
hузэгтэн
ябаhан
юм,
-
гэжэ
ойлгуулба.
Энэ Адагалиг баатарые ганса Хоршод гэгээн бэдэрээ бэшэ, Рольби Доржо хутагта
Адагалигаар hонирходог, hурагшалдаг байhан гэхэ юм.
Энэ Баруун-Ундэрэй эзэн Адагалиг баатар гээшэ Будда бурханда шутэдэг, зондо
эбиеэлтэй
Пайханаар
хандадаг
байhыень,
нэгэ
иимэ
ушар
гэршэлнэ
гэбэл.
Шандалиинхидайнгаа Тугшанайнгаашье дасанда мургэдэггуй байхада, Хелгоhоо ерэhэн
Хогжоной
хоер
хубууд
«Ехэ
Юм»
сахюусанда
шутэдэг,
Тугшан
дасандаа
ургэдэг,
мургэдэг байhанайхиие али бухы байдалынь Шандали ерэбээр, өөдөө байгаа. Хожомоо
нютаг зоной нютагаараа Баруун - Ундэрэй убэртэ бунхан барижа, Адагалиг баатарые 33
нухэд баатарнуудтайнь шутэдэг болоhонhоонь хойшо, энэ нютагта ехэнууд ламанар ба
ноед мунөө хурэтэр мундэлhэн туухэтэй.
Приложение 2
Падь Кусочи. Плиточные могилы.
Приложение 3.
Падь Кусочи. Высокий угловой
камень плиточной могилы
Приложение 4.
Падь Кусочи. Рисунок орла на угловом
камне плиточной могилы
Приложение 5.
Падь Кусочи. «Каменная баба»
Приложение 6.
Падь Кусочи. «Каменная баба»
Приложение 7.
Падь Кусочи. «Каменная баба»
Приложение 8.
Падь Кусочи. «Сторожевой камень»
Приложение 8.
Падь Кусочи. «Сторожевой камень»
Приложение 9.
Озеро Ножей. Эхэ шулуун
Приложение 9.
Озеро Ножей. Богиня Норжимо
Приложение 10.
Левый берег реки Онон. Скала с мантрой
Приложение 11.
Мантра «Ом Маани Падме Хум»
Приложение 12.
Зун-Ундур. Мантра на скале
Приложение 12.
Зун-Ундур. Мантра на скале
Приложение 13.
Падь Жипкустуй. Камень, на котором
изображен иероглиф – первый знак Мантры Ом
Приложение 14.
Долина реки Адагалик. Камень, на котором
изображен первый иероглиф мантры Ом
Приложение 15.
Падь Хужартай. Лусадай Хан-Хозяин воды
Приложение 16.
Левый берег реки Онон. Ильмовая аллея
Литература
1.
А.П. Окладников. Петроглифы Забайкалья. Ленинград, 1970, стр. 123.
2.
А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного
изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями
других родственных народов, т.1.М., 1865,стр.207.
3.
Буряты: три века с Россией. Историко-культурный атлас России. Москва, Икар,
2003.
4.
Л.Л.Абаева, Н.Л.Жуковская. Буряты. Москва. Наука, 1992.
5.
Г. Башкуев. Буряты: традиции и культура. Улан-Удэ. Соел-культура, 2003.
6.
Уникальная находка краеведов. Агинская правда, 05.2010.
7.
Рабжамба Дхондуп Калсанг-багша. Почитание воды с буддийской точки зрения.
Агинская правда. 2007.01.12.