Автор: Лексина Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГУ ТО СРЦН №5
Населённый пункт: Тульская область, город Ефремов
Наименование материала: Статья
Тема: Информирование родителей об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Информирование родителей об особенностях развития детей с
ограниченными возможностями здоровья
Во всех уголках нашего мира, странах и городах есть дети с
ограниченными возможностями здоровья и дети — инвалиды, их число
неумолимо растет. Наравне со всеми остальными, они должны развиваться,
общаться и получать образование. Проводимая политика в отношении этих
детей сегодня — результат развития мирового сообщества в течение
последнего столетия. Ее путь проходит от изоляции от общества в
специализированных учреждениях до получения равных возможностей и
прав в образовании.
Основной задачей образовательных учреждений остается сохранение
индивидуальности каждого ребенка путем средового подхода и
дифференцированного обучения. Специалисты учитывают все особенности
детей с ограниченными возможностями здоровья: уровень актуального
развития, темп работоспособности, сформированность умений и навыков.
В процессе развития, воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья некоторые дефекты могут частично или полностью
преодолеваться. Основным фактором к этому служит характер нарушения,
сложность которого определяется особенностью формирования
необходимых знаний, умений и навыков, а так же различные формы
психолого — педагогической работы с ним. Одни дети с отклонениями в
развитии могут овладеть лишь базовыми знаниями (самообслуживание,
выполнение простых инструкций), другие — элементарными
общеобразовательными знаниями и умениями (знание букв и цифр, чтение
по слогам, счет по линейке, простейшее письмо), а третьи останутся
неограниченны в своих возможностях (например, дети слабовидящие,
слабослышащие, с двигательными нарушениями).
Социокультурный статус ребенка определяется совокупностью
факторов, а именно социальным окружением ребенка и биологическими
факторами. У каждого ребенка существуют свои врожденные неповторимые
свойства нервной системы, такие как подвижность нервны процессов,
уравновешенность, сила и прочее. От этих особенностей зависят способности
к овладению социальным опытом, познанию действительности. Другими
словами, процесс развития личности характеризуется взаимодействием и
единством биологических и социокультурных факторов.
Значимой проблемой детей с ограниченными возможностями и детей —
инвалидов является профессионализация после окончания образовательного
учреждения. В связи с имеющимися особенностями и хроническими
заболеваниями дети не всегда могут получить среднее специальное или
высшее образование, определиться с выбором профессии или
трудоустроиться в целом.
Таким образом, совместная работа родителей и специалистов поможет
создать благоприятные условия для воспитания и развития детей с
ограниченными возможностями здоровья. Только совместными усилиями
можно помочь детям развиваться, обучаться и социализироваться в
обществе.