Автор: Ротина Анна Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Газопроводская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г.о. Луховицы, п. Газопроводск
Наименование материала: Конспект урока по биологии в 10 классе
Тема: "Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов".
Раздел: полное образование
Тема: Сходствя и различия в строении клеток растений, животных и
грибов.
Л.р.
«Наблюдение
клеток
растений
и
животных
под
микроскопом». Комбинированный урок. 10 класс
Цель:
сформировать
у
учащихся
представление
об
особенностях
строения
растительных, животных и грибных клеток, их сходстве и различии.
Задачи:
Образовательная:
раскрыть особенности строения и функционирования клеток
растений, животных и грибов, познакомить с признаками сходства и различия клеток.
Научить учащихся различать по внешним признакам и рисункам клетки растений,
животных и грибов называть характерные черты отличий.
Развивающая:
Продолжать формировать умение сравнивать различные клетки царств живой
природы, находить черты усложнения животных и грибных клеток по сравнению с
растительными клетками.
Способствовать
развитию
познавательного
интереса
к
предмету
путем
исследовательского метода обучения.
Воспитательная:
Содействовать в ходе занятия формированию мировоззренческой идеи – познаваемости
мира.
Тип занятия: Комбинированный урок.
Комплекс использованных методов
и методических приемов
: интерактивные задания,
работа в группах, индивидуальная работа, беседа, лабораторная работа, моделирование,
тестовая работа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, иллюстрации
клеток растений и животных, текстовая информация, опорные конспекты, детали клеток
для моделирования, микроскопы, микропрепараты, учебники, карандаши и клей.
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
ΙΙI. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение целей и задач урока.
(тестовые задания).
ΙV. Изучение нового материала.
1.
Работа в группах по предложенному тексту.
2.
Презентация групп (выступления лидеров).
3.
Моделирование растительной, животной и грибной клеток (на доске).
4.
Лабораторная работа «Узнавание клеток растений, животных и грибов по готовым
микропрепаратам» (выполнение инструкционной карты).
ΙV. Закрепление изученного материала. Взаимопроверка.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
VΙ. Домашнее задание. (Обычное, Творческое)
Эпиграф к уроку:
Единственный путь, ведущий к знанию, - это
деятельность.
Бернард Шоу
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Уважаемые
гости,
дорогие
ребята!
Я
рада
приветствовать
Вас
на
комбинированном уроке по биологии. Занятие необычно по своей форме: сформированы 4
группы по три человека. На занятии вам предстоит выполнить 4 задания, которые будут
оценены взаимопроверкой, в конце – мы подведем итоги и выставим итоговые оценки.
2. Актуализация знаний
А начать занятие хочу с вопроса: Что лежит в основе построения тел и
предметов мира? Например, ткань (состоит из нитей), кирпичный дом (из кирпичиков),
бусы (из бусинок).
Что лежит в основе построения живых организмов? (ответы учеников разные.
Правильный – КЛЕТКА)
Что такое клетка? (ответ ученика: Клетка – мельчайшая единица строения живого
организма)
3. Стадия вызова и мотивация учащихся. Предлагаем вам, ребята, выполнить задание
№1. Вспомните царства живой природы, типы клеток и особенности их строения клеток.
Восполните
пропуски
в
предложениях,
вставьте
слова
(работа
выполняется
в
индивидуальных карточках).
Задание
№
1
Существует
5
царств
живой
природы:______________,________________,__________________,__________________,
______________.
Носителем наследственной информации в клетке является – _________.
Все клетки делятся на доядерные _______________ , и ядерные ____________________ .
К ядерным клеткам относят___________________, ________________, _____________.
Снаружи клетка защищена - ___________________. Вязкое содержимое, в которое
погружены все органеллы – ___________________ .
Задание № 1
(взаимопроверка с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТОРА):
Растения,
Животные,
Грибы,
Бактерии,
Вирусы,
Ядро,
Прокариоты,
Эукариоты,
Растительная, Животная, Грибная, Оболочка, Цитоплазма.
4. Изучение нового материала. Ребята, сформулируйте тему нашего урока…….
Строение клеток растений, животных и грибов: сходство и различие.
Цель и задачи нашего урока. (Предлагаются разные варианты,
но цель
корректируется учителем):
Сегодня на занятии:
ВЫ :
-
Изучите особенности строения клеток растений, животных и грибов
-
Научитесь определять тип клеток, приводить примеры;
-
Закрепите навыки работы с микроскопом.
1.
Работа в группах по заданию (отводиться 8 минут)
1 группа – изучение растительной клетки
2 группа – изучение животной клетки.
3 группа – изучение грибной клетки
4 группа – выявление черт сходств и различий в клетках эукариот.
1 группа
Поработайте с текстом и рисунком, заполните таблицу:
Все растения
имеют клеточное строение.
Клеточная
оболочка
имеет
содержит
клетчатку
(целлюлозу),
которая
придает
клетке постоянную форму
и обеспечивает
отличную механическую защиту от факторов
внешней среды. В цитоплазму погружены все
органеллы. Носителем информации является
ядро.
Центральное
положение
в
клетке
занимает вакуоль, в которой клеточный сок с
запасом веществ (крахмалом).
Множество
зеленых хлоропластов обеспечивают клетку
автотрофным питанием в
результате процесса
фотосинтеза. В растительной клетке есть и
другие пластиды (лейкопласты – запасающие,
хромопласты – окрашивают части растений в
разные цвета). В растительной клетке нет центриолей (клеточного центра), а деление
растительной клетки осуществляется с образованием перегородки между дочерними
клетками. В растительной клетке происходят процессы обмена веществ, а синтез АТФ
(энергии) осуществляется в хлоропластах и митохондриях.
Строение растительной клетки:
Признаки
Растительная клетка
Питание
Оболочка
Мембрана
Вакуоли
Лизосомы
Пластиды
Цитоплазма
Ядро с
ядрышком
ЭПС
Митохондрии
Синтез АТФ
Аппарат
Гольджи
Запасной
углевод и его
хранение
Рибосомы
Центриоли
Деление
2 группа
Поработайте с текстом и рисунком, заполните таблицу:
Клетки многоклеточных и одноклеточных организмов
не имеют клеточной стенки, их мембрана (оболочка)
способна менять форму, а у некоторых
известных
одноклеточных, имеет выросты – реснички. Мембрана
обеспечивает транспорт веществ в клетку и из нее,
хорошую защиту от факторов среды. В цитоплазме -
много органелл. Ядро – главный носитель информации,
митохондрии, которые вырабатывают
необходимую
энергию
для
жизни,
лизосомы
–
участвующие
в
переваривании поступивших в клетку веществ, рибосомы,
синтезирующие белки.
Строение животной клетки:
Признаки
Животная клетка
Питание
Оболочка
Мембрана
Вакуоли
Лизосомы
Пластиды
Цитоплазма
Ядро с
ядрышком
ЭПС
Митохондрии
Синтез АТФ
Аппарат
Гольджи
Запасной
углевод и его
хранение
Рибосомы
Центриоли
Деление
3 группа
Признаки
Животная клетка
Питание
Оболочка
Мембрана
Вакуоли
Лизосомы
Пластиды
Цитоплазма
Ядро с
ядрышком
ЭПС
Митохондрии
Синтез АТФ
Аппарат
Гольджи
Запасной
углевод и его
хранение
Рибосомы
Центриоли
Деление
4 группа Сходства клеток растений, животных и грибов
Ответьте на вопросы:
1. Какие основные органеллы есть в растительной, животной и грибной
клетках?
2. Какая органелла является носителем информации? Какое одно общее
название для этих клеток?
3. Какой химический состав имеют клетки растений, животных и грибов?
4. Где осуществляется синтез АТФ в этих клетках ?
5. Как происходит деление этих клеток ?
Ответы:
1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Различия клеток растений, животных и грибов
Критерии
Растения
Животные
Грибы
Способ питания
Синтез АТФ
Оболочка
(вещество)
Пластиды
Вакуоли
(размер)
Углевод
Центриоли
2.
Презентация групп (выступления лидеров).
Моделирование. Работа с пособием-аппликацией.
3.
Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений и животных
под микроскопом». После выполнения вклеиваем в тетрадь.
Лабораторная работа.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.
Цель работы: (запишите самостоятельно)______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и
животных клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом предложенные вам образцы
микропрепаратов клеток растений и животных. Распределите данные
образцы клеток по типу клеток: Образцы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
1-растительная:
2-животная:
2. Рассмотрите схемы строения этих клеток, представленные на рисунке.
В
Придерживаясь следующего плана:
1)
Установите, каким организмам принадлежат клетки, обзначенные на
рисунке А, Б, В.
2)
Обозначьте соответствующими цифрами основные части клеток.
3)
Сравните строение клеток, предварительно обозначив знаками «+»,
«-« наличие у них соответствующих частей.
Сравнение клеток эукариот
№
Клеточные структуры
А
Б
В
Оболочка
Мембрана
Цитоплазма
Ядро
Ядрышко
Вакуоль
Эндоплазматическая
сеть
Клеточный центр
(центриоли)
Митохондрии
Пластиды
Аппарат Гольджи
Рибосомы
Гликоген
Лизосома
Крахмал
В качестве вывода ответьте на вопрос: от чего зависят особенности
строения клеток эукариотических организмов.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Тестовое задание. Закрепление материала.
«Строение клетки».
Вариант 1
1. Впервые клетки с помощью светового микроскопа обнаружил:
а) Р. Гук в) М. Шлейден
б) А. Левенгук г) Т. Шванн
2. Внутренняя полужидкая среда клетки - это
а) нуклеоплазма б) цитоскелет в) вакуоль г) цитоплазма
3. Пластиды содержатся в цитоплазме:
а) растительных клеток б) животных и некоторых растительных клеток
в) всех клеток, за исключением клеток прокариот г) всех клеток прокариот и
эукариот.
4. Органелла, в которой происходит выработка энергии (АТФ)
а) митохондрия б) вакуоль в) лизосома г) ядро
5. Носитель наследственной информации в клетке – это
а) хлоропласт б) вакуоль в) ядро г) митохондрия
Вариант 2
1. Основной метод изучения строения клетки:
а) наблюдение в) описание
б) микроскопирование г) эксперимент
2. Клеточная стенка построена из целлюлозы (клетчатки) у:
а) растений в) животных
б) бактерий г) грибов
3/ Отличие животной клетки от растительной заключается в
а). Наличие клеточной оболочки из целлюлозы
б) Наличие в цитоплазме клеточного центра
в) Наличие пластид
г) Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком
4. Клеточная органелла, участвующая в переваривании пищи:
а) вакуоль в) лизосомы
б) рибосома г) центриоль
5. Хлоропласты содержатся в цитоплазме:
а) растительных клеток б) животных и некоторых растительных клеток
в) всех клеток, за исключением клеток прокариот г) всех клеток прокариот и
эукариот.
Вариант 3
1. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали в 1838-1839 годах:
а) А. Левенгук и Р. Броун в) Т.Шванн, М. Шлейден
в) Р. Броун, М. Шлейден г) Т.Шванн, Р. Вирхов
2. Клеточный центр (центросома) присутствует в клетках:
а) всех организмах в) только растений
б) только животных г) всех животных и низших растений
3. Митохондрии содержатся в цитоплазме:
а) животных клеток в) всех клеток, за исключением клеток прокариот
б) животных и некоторых растительных клетках г) всех клеток
4. Пластиды в клетках растений обеспечивают:
а) только фотосинтез в) окраску органов растений и хранение пит.веществ
б) только фотосинтез и растений и хранение питательных веществ
г) фотосинтез, окраску органов растений и запас пит. в-в
5. Какой тип питания характерен для грибов:
а) автотрофный в) гетеротрофный
б) миксотрофный г) голозойный
Вопрос
1
2
3
4
5
Ответ
Осуществляем взаимопроверку. Обмениваемся работами.
ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1а 2г 3а 4 а 5в 3 вариант 1в 2г 3в 4г 5в
2 вариант: 1б 2а 3б 4в 5а
5. Подведение итогов урока.
Сегодня мы познакомились с характерными признаками растительных, животных и
грибных клеток. Подводим итоги урока. Ребята делятся впечатлениями по уроку и
оценивают свою работу.
Рефлексия. Что запомнилось,
что было сложным,
что понравилось.
Домашнее задание п. 19, повторить.
•
Творческое: сделать пластилинографию растительной, животной или грибной
клетки.
Задание
№
1
Существует
5
царств
живой
природы:______________,________________,__________________,__________________,
______________.
Носителем наследственной информации в клетке является – _________.
Все клетки делятся на доядерные _______________ , и ядерные ____________________ .
К ядерным клеткам относят ______________, ________________, __________________.
Снаружи клетка защищена - ___________________. Вязкое содержимое, в которое
погружены все органеллы – ___________________ .
Задание
№
1
Существует
5
царств
живой
природы:______________,________________,__________________,__________________,
______________.
Носителем наследственной информации в клетке является – _________.
Все клетки делятся на доядерные _______________ , и ядерные ____________________ .
К ядерным клеткам относят ______________, ________________, __________________.
Снаружи клетка защищена - ___________________. Вязкое содержимое, в которое
погружены все органеллы – ___________________ .
Задание
№
1
Существует
5
царств
живой
природы:______________,________________,__________________,__________________,
______________.
Носителем наследственной информации в клетке является – _________.
Все клетки делятся на доядерные _______________ , и ядерные ____________________ .
К ядерным клеткам относят ______________, ________________, __________________.
Снаружи клетка защищена - ___________________. Вязкое содержимое, в которое
погружены все органеллы – ___________________ .
Задание
№
1
Существует
5
царств
живой
природы:______________,________________,__________________,__________________,
______________.
Носителем наследственной информации в клетке является – _________.
Все клетки делятся на доядерные _______________ , и ядерные ____________________ .
К ядерным клеткам относят ______________, ________________, __________________.
Снаружи клетка защищена - ___________________. Вязкое содержимое, в которое
погружены все органеллы – ___________________ .
Задание 4. Тестовое задание
«Строение клетки».
Вариант 1
1. Впервые клетки с помощью светового микроскопа обнаружил:
а) Р. Гук в) М. Шлейден
б) А. Левенгук г) Т. Шванн
2. Внутренняя полужидкая среда клетки - это
а) нуклеоплазма б) цитоскелет в) вакуоль г) цитоплазма
3. Пластиды содержатся в цитоплазме:
а) растительных клеток б) животных и некоторых растительных клеток
в) всех клеток, за исключением клеток прокариот г) всех клеток прокариот и
эукариот.
4. Органелла, в которой происходит выработка энергии (АТФ)
а) митохондрия б) вакуоль в) лизосома г) ядро
5. Носитель наследственной информации в клетке – это
а) хлоропласт б) вакуоль в) ядро г) митохондрия
Вариант 2
1. Основной метод изучения строения клетки:
а) наблюдение в) описание
б) микроскопирование г) эксперимент
2. Клеточная стенка построена из целлюлозы (клетчатки) у:
а) растений в) животных
б) бактерий г) грибов
3/ Отличие животной клетки от растительной заключается в
а). Наличие клеточной оболочки из целлюлозы
б) Наличие в цитоплазме клеточного центра
в) Наличие пластид
г) Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком
4. Клеточная органелла, участвующая в переваривании пищи:
а) вакуоль в) лизосомы
б) рибосома г) центриоль
5. Хлоропласты содержатся в цитоплазме:
а) растительных клеток б) животных и некоторых растительных клеток
в) всех клеток, за исключением клеток прокариот г) всех клеток
Вариант 3
1. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали в 1838-1839 годах:
а) А. Левенгук и Р. Броун в) Т.Шванн, М. Шлейден
в) Р. Броун, М. Шлейден г) Т.Шванн, Р. Вирхов
2. Клеточный центр (центросома) присутствует в клетках:
а) всех организмах в) только растений
б) только животных г) всех животных и низших растений
3. Митохондрии содержатся в цитоплазме:
а) животных клеток в) всех клеток, за исключением клеток прокариот
б) животных и некоторых растительных клетках г) всех клеток
4. Пластиды в клетках растений обеспечивают:
а) только фотосинтез в) окраску органов растений и хранение пит.веществ
б) только фотосинтез и растений и хранение питательных веществ
г) фотосинтез, окраску органов
окраску органов растений
5. Какой тип питания характерен для грибов:
а) автотрофный в) гетеротрофный
б) миксотрофный г) голозойный