Автор: Гомбуева Раджана Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок в 7 классе "Деепричастие как часть речи".
Раздел: среднее образование
Теоретические аспекты изучения языковой адаптации детей-мигрантов
Проблема
адаптации детей-мигрантов рассматривается в трудах
многих российских исследователей Е.А. Бауэр, Л.А. Гейденрих, Г.Г.
Павловец, А.Б. Пантелеев, И.С. Сапожникова, Э.М. Хачатурова и др.
Наиболее разработанным является направление, рассматривающее роль
многих факторов, способствующих интеграции детей в новое для них
сообщество.
Следует
отметить,
что
сегодня
адаптация
детей
мигрантов
рассматривается
с
разных
сторон
и
затрагивает
различные
аспекты
социальной адаптации. В своих трудах ученые рассматривают проблему
общения детей мигрантов с учителями, одноклассниками, родителями,
исследуются изменения социокультурной адаптации детей мигрантов и их
отношение к условиям вынужденной миграции, и даже как компонент
безопасности образовательного учреждения. Проанализировав имеющиеся
научные
исследования,
посвященные
проблеме
школьной
языковой
адаптации
и социализации, и особенно адаптации детей в условиях
миграции,
мы
пришли
к
выводу,
что
этот
процесс
затрагивает
эмоциональную сферу, социальную и личностную сферы ребенка. В период
адаптации ребенок испытывает различные трудности, которые на каждом
уровне проявляются по-разному. На эмоциональном уровне ребенок может
испытывать повышенную тревожность, беспокойство, страх, неуверенность,
чувство гнева или агрессии, на социальном уровне вероятны проблемы в
общении со сверстниками и взрослыми в школе и в семье, на личностном
уровне могут наблюдаться проблемы с самооценкой, отсутствие желания
вступать в контакт с окружающими. Работая продолжительное время в
специфической
среде
локального
проживания
детей
мигрантов,
мы
понимаем, что для наиболее эффективной языковой адаптации детей и
подростков из семей мигрантов необходима организованная образовательная
среда. Она дает возможность облегчить сложности языковой адаптации и
социализации, поддерживает вхождение детей – мигрантов в принимающее
общество. Проблемы, с которыми сталкивались педагоги, носят схожий
характер. Во-первых, низкая успеваемость по русскому языку и другим
предметам по причине плохого знания русского языка. Во-вторых, нередко
можно наблюдать случаи ситуации буллинга детей-мигрантов или даже их
дискриминации. Из-за чего, они становятся замкнутыми, отчужденными и
порождается некомфортное пребывание в другой культуре. Исходя из того,
что приток мигрантов в наше образовательное учреждение увеличивается с
каждым годом,
появилась
необходимость проводить социологический
мониторинг проблем, которые требуют разрешения. Работая с группами
детей и подростков из семей мигрантов, мы выяснили, что их проблемы
отличаются от проблем российских обучающихся. Главный источник
помощи в решении проблем - это родители детей-мигрантов, которые могут
помочь в выявлении проблем адаптации своих детей. Необходимо создание
условий
для
взаимопонимания
с
детьми-мигрантами,
потребности
и
способности
жить
в
разнообразном
культурном
пространстве
в
коммуникации с различными национальными культурами. Социально-
педагогические сопровождение детей-мигрантов должно происходить на
основе принципов личностно-ориентированного подхода, учета национально
-
этнических,
культурных
причин
преемственности
образовательной
деятельности.