Автор: Божевская Светлана Викторовна
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: ГКОУ КК общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: станца Бесскорбная,Новокубанский район,Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Получение ткани из шерстяной пряжи
Раздел: среднее образование
Дата: 18.01
Предмет: Швейное дело
класс:7
Учитель: Божевская С.В.
Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость,
прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна
Цель: Учить определять шерстяное волокно.
Задачи:
Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его
свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.
Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать
свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль. обогащения
словарного запаса; коррекции речи; культуры общения.
Воспитание интереса к предмету, собранности, аккуратности.
Формирование БУД:
-Личностные :понимание личной ответственности за качество своих выполненных заданий
-Метапредметные:
-Познавательные:читать, писать и пользоваться словарем
-Регулятивные:соотносить свои действия и их результаты с заданными упражнениями
-Коммуникативные:слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности
Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.
Вид контроля: объяснительно-иллюстративный, текущий
Формы организации работы учащихся: фронтальная
Метод:метод проектов
Оборудование: пособие «Шерсть», коллекция образцов тканей,
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, фильм «Получение шерстяных
волокон» карточки.
Ход урока
1.
Организационный момент.Проверка готовности учащихся к уроку.
Настрой учащихся на работу, организация внимания.- Садится тот,
кто назовет прядильные волокна.- Вы повторили, названия
прядильных волокон.
1.1Актуализация знаний.
2. Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Её название вы скажете сами,
но после того, как вспомним то, что изучали раньше.
Учитель:
Игра «Перестрелка»
Сравнение волокон хлопка и льна по пунктам плана.
1.
К какому виду относятся: натуральные, химические.
2.
Происхождение волокон: растительное, животное
3.
На что похожи волокна: ватка, кисточка
4.
Цвет
5.
Блеск
6.
Прямые, извитые
7.
Мягкие, жесткие
8.
Длинные, короткие
9.
Тонкие, толстые
10.
Прочные, не прочные
1.
На столе лежат карточки. Учащиеся работают вместе у доски.
2.
– Ребята, нам необходимо восстановить последовательность
изготовления швейного изделия начиная от волокна. (Оставить место,
не вешать карточки с животными и волокном).
3.
– Из каких волокон сделаны эти нити?
4.
– Это волокна хлопка или льна?
5.
– Из каких нитей изготовлена эта ткань?
6.
– Вы уже встречались с такими волокнами?
7.
– Каких карточек не хватает на доске? (волокно и откуда его получают)
- Возьмите карточки на моем столе, переверните их и прикрепите на место.
- Мы восстановили последовательность?
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, кто может сказать о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Можете ли вы назвать цель урока?
Волокна хлопка и льна имеют растительное происхождение. Сегодня мы с
вами будем знакомиться с волокном имеющим животное происхождение.
Это Шерстяное волокно.
1.
Объяснение нового материала.
Учитель: - Как мы выяснили только что шерсть – это волосяной покров
животных: овец, коз, верблюдов и т.д. По названию животного шерсть
называют овечьей, козьей, верблюжьей.
Самое большое количество шерсти дают овцы. От разных пород овец
получают шерсть различного качества. С одного животного можно настричь
в год 6-10 кг. шерсти.
(Рассматривание волокон)
Волокна шерсти короткие. Длиной от 1 до 4,5 см. Цвет волокна зависит от
природного цвета животного. Шерстяное волокно хорошо окрашивается в
любой цвет. По толщине (тонине) волокна бывают толстые и тонкие.
Волокна шерсти мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность
ниже чем у хлопка. Шерстяное волокно отличается хорошими
гигроскопическими свойствами: оно медленно впитывает влагу и медленно
сохнет. От действия тепла и влаги волокно шерсти приобретает способность
к сильному растяжению. Это позволяет при влажно-тепловой обработке
придавать необходимую форму изделиям из шерстяной ткани.
Отрицательными свойствами шерстяного волокна является его пылеёмкость
и способность к сильному уплотнению – сваливанию. Шерстяное волокно
горит слабо, на конце образуется шарик – спёк черного цвета, при горении
чувствуется запах жжёного пера.
ФИЗМИНУТКА.
Шерсть с овец состригают ножницами или стригальными машинами.
Шерстный покров, снятый с овцы, называют руном. После стрижки шерсть
подвергают первичной обработке.
Производство шерстяных тканей
Первичная обработка волокон шерсти
Сортировка волокон
Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной
и трепальной машинах
Мытьё волокон с мылом и содой
Сушка волокон
Подготовительное производство
Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты
Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти
в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной
машине
Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой
ленты в ровницу
Прядильное производство
Вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на
прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных
волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую,
ровную, гладкую.
Ткацкое производство
Производство ткани.
Отделочное производство
Отбеливание, окрашивание.
- Сейчас я вам покажу, как в старину из волокон получали пряжу. (Прядение
на прялке)
Из коротких шерстяных волокон получают более толстую, грубую пряжу, из
длинных шерстяных волокон – тонкую, ровную, гладкую. При разрыве
шерстяной нити на её конце образуется кисточка с расходящимися в разные
стороны извитыми волоконцами.
Работа в тетради. Записать словарные слова: Шерсть, руно, шерстяная
пряжа.
Закрепление изученного материала.
- Кто даёт самое большое количество шерсти?
- Какую обработку проходит шерстный покров снятый с овцы?
Карточка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Итог урока.
Рефлексия
Оценивание.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.
Волокна шерсти ____________ происхождения. Длиной от __ до ____ см.
Цвет волокна зависит от природного __________животного.
Шерстяное волокно хорошо _____________влагу, _______________ воздух.
По толщине (тонине)волокна бывают___________________________.
Волокна шерсти дают ___________ при стирке в горячей воде,
прочность _________ чем у хлопка.