Автор: Нугманова Алина Альфисовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Агрызская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Агрыз
Наименование материала: статья
Тема: Формирование устной экспрессивной у детей с общим недоразвитием речи средствами игр с ЛЕГО
Раздел: начальное образование
Формирование устной экспрессивной у детей с общим недоразвитием
речи средствами игр с ЛЕГО
В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитие
речи. У этих детей не сформирована экспрессивная речь, которая является
важным
компонентом
речевого
развития.
Вопрос
о
формировании
экспрессивной речи сложный и недостаточно изученный. Вместе с тем
возрастает вопрос об использовании действенных методов в формировании
экспрессивной речи.
Общее недоразвитие речи – это несформированность звуковой и
смысловой сторон речи, которая выражается в грубом или остаточном
недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и
связной речи.
Экспрессивная речь - это речь, которую человек произносит вслух. При
устной экспрессивной речи задействуются такие органы артикуляции, как язык,
небо, губы и зубы. Но это лишь средства для воспроизведения речи.
Проблемами развития экспрессивной речи занимались такие авторы, как:
А.Р. Лурия, Л. С. Выготский.
Существует ряд особенностей, согласно ФГОС, которые необходимы для
создания социальной ситуации развития детей. Для того чтобы, обеспечить
эмоциональное благополучие необходимо придерживаться непосредственного
общения
с
каждым
ребенком,
уважительно
относиться
к
чувствам
и
потребностям каждого ребенка.
Основными видами деятельности дошкольников от трех до восьми лет
является игра, которая включает в себя сюжетно - ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игр, а так же познавательно - исследовательская
деятельность.
Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается
грубая несформированность экспрессивной речи, а речевые упражнения,
опирающиеся на игровые приемы с ЛЕГО являются дополнительными
средствами в формировании экспрессивной речи.
Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что
использовании в работе с детьми ЛЕГО позволяет за более короткое время
достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции,
воспитании и обучении.
При реализации задачи - разработке игр с использованием ЛЕГО, мы
руководствовались следующими направлениями работ:
1) автоматизация звуков и звуковой анализ;
2) формирование грамматического строя речи;
3) развитие связной речи;
При комплексных занятиях результативность увеличивается, поскольку у
детей повышается интерес к решению разнообразных задач.
Применение ЛЕГО способствует :
1) развитию у детей лексико-грамматических средств речи в рамках
определенной темы;
2) овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом
слова;
3) формированию пространственной ориентации;
4)
развитию и совершенствованию высших психических функций
(памяти, внимания, мышления);
5) тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей
рук.
ЛЕГО - кирпичики можно использовать для звукового анализа и синтеза,
например игра «Звуковик». С помощью ЛЕГО - кирпичиков мы обучали детей
делению слов на слоги. Перед собой дети выкладывали столько кирпичиков,
сколько слогов было в заданных им словах. При обучении детей практическому
навыку применения приставочных глаголов, мы вместе с детьми построили на
полу
город
из
ЛЕГО.
Очень
хорошо
объяснять
детям
образование
приставочных глаголов на примере ЛЕГО - кирпичиков. За основу слова был
взят ЛЕГО - кирпичик красного цвета, к которому прикреплялись желтые,
синие, зеленые, белые кирпичики, обозначающие приставку. Одно из занятий
на составление предложений было по теме «Сложносочиненное предложение с
союзом А». Дети сначала выкладывали простые предложения, используя ЛЕГО
(один кирпич – одно слово), затем соединяли предложения друг с другом по два
человека, вставляя между предложениями короткое слово - А. Это задание
выполнялось в паре, каждый ребенок составил свое предложение по заданной
схеме, затем соединяли их с помощью союза А.
Игры на основе ЛЕГО являются дополнительными средствами в
формировании экспрессивной речи. Также на занятиях с применением пазлов и
ЛЕГО отмечался повешенный интерес к данным занятиям.
На основе ЛЕГО мы
придумали разнообразные игры для формирования эксперссивной речи.
Игровые приемы с использованием данных средств оказывали положительный
эффект при развитии лексико- грамматических категорий, связной речи и
звукового анализа.
Литература:
1.Волкова, Л.С. Логопедия: учебн. для вузов. - М: Гуманитарное
издательство центр ВЛАДОС, 2003. -680с.
2.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью ЛЕГО.-М: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС,
2003.-102с.
3.Мазанова
Е.В.
Обследование
речи
детей
5-6
лет
с
ОНР.-М.:
Издательство ГНОМ, 2014.- 30с.