Напоминание

Формирование устной экспрессивной у детей с общим недоразвитием речи средствами игр с ЛЕГО


Автор: Нугманова Алина Альфисовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Агрызская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Агрыз
Наименование материала: статья
Тема: Формирование устной экспрессивной у детей с общим недоразвитием речи средствами игр с ЛЕГО
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование устной экспрессивной у детей с общим недоразвитием

речи средствами игр с ЛЕГО

В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитие

речи. У этих детей не сформирована экспрессивная речь, которая является

важным

компонентом

речевого

развития.

Вопрос

о

формировании

экспрессивной речи сложный и недостаточно изученный. Вместе с тем

возрастает вопрос об использовании действенных методов в формировании

экспрессивной речи.

Общее недоразвитие речи – это несформированность звуковой и

смысловой сторон речи, которая выражается в грубом или остаточном

недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и

связной речи.

Экспрессивная речь - это речь, которую человек произносит вслух. При

устной экспрессивной речи задействуются такие органы артикуляции, как язык,

небо, губы и зубы. Но это лишь средства для воспроизведения речи.

Проблемами развития экспрессивной речи занимались такие авторы, как:

А.Р. Лурия, Л. С. Выготский.

Существует ряд особенностей, согласно ФГОС, которые необходимы для

создания социальной ситуации развития детей. Для того чтобы, обеспечить

эмоциональное благополучие необходимо придерживаться непосредственного

общения

с

каждым

ребенком,

уважительно

относиться

к

чувствам

и

потребностям каждого ребенка.

Основными видами деятельности дошкольников от трех до восьми лет

является игра, которая включает в себя сюжетно - ролевую игру, игру с

правилами и другие виды игр, а так же познавательно - исследовательская

деятельность.

Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается

грубая несформированность экспрессивной речи, а речевые упражнения,

опирающиеся на игровые приемы с ЛЕГО являются дополнительными

средствами в формировании экспрессивной речи.

Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что

использовании в работе с детьми ЛЕГО позволяет за более короткое время

достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции,

воспитании и обучении.

При реализации задачи - разработке игр с использованием ЛЕГО, мы

руководствовались следующими направлениями работ:

1) автоматизация звуков и звуковой анализ;

2) формирование грамматического строя речи;

3) развитие связной речи;

При комплексных занятиях результативность увеличивается, поскольку у

детей повышается интерес к решению разнообразных задач.

Применение ЛЕГО способствует :

1) развитию у детей лексико-грамматических средств речи в рамках

определенной темы;

2) овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом

слова;

3) формированию пространственной ориентации;

4)

развитию и совершенствованию высших психических функций

(памяти, внимания, мышления);

5) тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей

рук.

ЛЕГО - кирпичики можно использовать для звукового анализа и синтеза,

например игра «Звуковик». С помощью ЛЕГО - кирпичиков мы обучали детей

делению слов на слоги. Перед собой дети выкладывали столько кирпичиков,

сколько слогов было в заданных им словах. При обучении детей практическому

навыку применения приставочных глаголов, мы вместе с детьми построили на

полу

город

из

ЛЕГО.

Очень

хорошо

объяснять

детям

образование

приставочных глаголов на примере ЛЕГО - кирпичиков. За основу слова был

взят ЛЕГО - кирпичик красного цвета, к которому прикреплялись желтые,

синие, зеленые, белые кирпичики, обозначающие приставку. Одно из занятий

на составление предложений было по теме «Сложносочиненное предложение с

союзом А». Дети сначала выкладывали простые предложения, используя ЛЕГО

(один кирпич – одно слово), затем соединяли предложения друг с другом по два

человека, вставляя между предложениями короткое слово - А. Это задание

выполнялось в паре, каждый ребенок составил свое предложение по заданной

схеме, затем соединяли их с помощью союза А.

Игры на основе ЛЕГО являются дополнительными средствами в

формировании экспрессивной речи. Также на занятиях с применением пазлов и

ЛЕГО отмечался повешенный интерес к данным занятиям.

На основе ЛЕГО мы

придумали разнообразные игры для формирования эксперссивной речи.

Игровые приемы с использованием данных средств оказывали положительный

эффект при развитии лексико- грамматических категорий, связной речи и

звукового анализа.

Литература:

1.Волкова, Л.С. Логопедия: учебн. для вузов. - М: Гуманитарное

издательство центр ВЛАДОС, 2003. -680с.

2.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности

у детей с помощью ЛЕГО.-М: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС,

2003.-102с.

3.Мазанова

Е.В.

Обследование

речи

детей

5-6

лет

с

ОНР.-М.:

Издательство ГНОМ, 2014.- 30с.



В раздел образования