Автор: Ермоленко Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КК школа - интернат станицы Бесскорбной
Населённый пункт: Новокубанский район станица Бесскорбная
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа на тему доброты и толерантности: «Мы вместе»
Раздел: среднее образование
10.10.2022г.
Воспитатель: Ермоленко Т.Ю.
Беседа на тему доброты и толерантности: «Мы вместе»
Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как
осознанной жизненной позиции личности, воспитание чутких и ответственных граждан, открытых
восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и
индивидуальность.
Ход беседы.
I Организационный момент.
II Вводная часть
Воспитатель: Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые
компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее,
увереннее, радостнее. Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности,
экстремизма, конфликтов. Почему? Давайте порассуждаем. Наверное, следует вернуться в
историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и
режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя
культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему
взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству,
уничтожению независимости. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально.
И это страшно. Природа наделила человека разумом, но в человеческой среде живут такие
чувства, как злоба, обида, ненависть, зависть, гордыня, которые делают человека жестоким,
нетерпимым, неуживчивым… Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних
ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и
наоборот… Противоречия между людьми не возникают только тогда, когда все думают и
чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому
вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом.
III Основная часть
Игра «Приветствия». Участники получают задания – поздороваться друг с другом
приветствиями из разных стран
-сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
-потереться носами (Новая Зеландия);
-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
-крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
-показать язык (Тибет);
-очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
-обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Обсуждение:
Понравилась ли вам игра?
Было ли трудно здороваться каким-то способом?
Показались ли какие-то из приветствий смешными?
Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
Какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли сделать современный мир лучше, добрее?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают
основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал:
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту же мысль продолжает
уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет
во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Английский писатель И. Бентам (18 век) утверждает: «Человек увеличивает своё счастье в той
мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним и слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только
одно несомненное счастье – жить для других».
Воспитатель: сейчас я вас познакомлю с высказываниями известных людей о мире, доброте,
уважении друг к другу
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место
страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан
де Сент - Экзюпери)
IV Физминутка
V Продолжение беседы.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в необычное домино.
Игра «Домино». Напомнить участникам правила игры в домино.
Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои
характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник,
который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его
за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть
собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Обсуждение:
• Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?
• Старались ли вы называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам
хотелось чем-то выделиться?
• Что нового вы узнали друг о друге?
• Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?
• Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?
• Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Но чтобы добиться этого
всесильного единства, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо,
уважительно.
Один из самых популярных в нынешнее время терминов — «толерантность». Вы можете его
услышать по радио, телевидению, встретить в современной отечественной и зарубежной
социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.
Воспитатель: Так что же такое толерантность?
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” –
терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и
поддержанию общения с людьми.
На сегодняшний день толерантность рассматривается как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей,
другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно
с двух точек зрения: своей собственной и его.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду,
положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при
этом свою индивидуальность.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, в
повседневных взаимоотношениях между людьми. Она является признаком уверенности в себе и
сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного
течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.
Однако не следует понимать толерантность как равнодушие ко злу. Толерантность – это не
уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на
основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Воспитатель: Легко ли сделать мир лучше?
Терпимость – очень трудная добродетель,- для некоторых труднее героизма... Ж.Леметр
Есть два пути развития личности:
• Толерантный
• Интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в
окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с
доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности,
низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его
действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и
обычаев.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям! (С. Островой)
Толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности. И в человеке, как
частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и
пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я
пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все
изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные,
так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться
принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в
человеке
VI Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/
Воспитатель: Тест поможет хотя бы приблизительно определить вашу толерантность. Отвечать
быстро, не задумываясь.
1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:
а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а/ да; б/ нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что
аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
а/ да; б/ нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного
поведения:
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас
верования, обычаи, намерения?
а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать
"не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:
а/ да; б/ нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша
реакция:
а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;
б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б.
Сложите эти баллы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы
стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные
отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и
делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и
вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на
излишнюю резкость, неуважение к со-беседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с
собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку
зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума.
Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к
себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих
ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть
счастливее.
Воспитатель: Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
Например:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития
индивидуума, группы, общества в целом.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были
преданными друзьями.. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание
учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с
другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
— Что интересного вы узнали сегодня?
— Что обязательно возьмете на вооружение?