Автор: Наталия Александровна Кузьмина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Аликовская СОШ им. И. Я. Яковлева"
Населённый пункт: село Аликово, Аликовский район
Наименование материала: Женская проза
Тема: Разработка урока по творчеству Людмилы Улицкой. Урок внеклассного чтения. «Бумажная победа».
Раздел: среднее образование
Разработка урока по творчеству Людмилы Улицкой.
Урок внеклассного чтения.
«Бумажная победа».
Из цикла рассказов «Детство 49».
Кузьмина Н.А., учитель русского языка и литературы
Образовательная цель:
1.
развить умения и навыки анализа прозаического произведения;
2.
через анализ художественных средств текста понять основной смысл
рассказа;
3.
сравнить себя с героями рассказа; определить, чем отличается детство,
описанное в произведении Улицкой, от детства сегодняшнего.
Воспитывающие цели:
воспитывать у учащихся любовь к человеку, добру, благородству;
развивать чувство милосердия.
Подготовительный этап:
чтение рассказа учащимися.
подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Улицкой,
найти фотопортрет,
определить особенности «женской позы».
Оборудование:
мультимедийные средства;
текст рассказа «Бумажная победа»
музыкальное оформление
листы для творческой работы
Методические приемы:
Работа по группам при руководящей роли учителя:
1 группа: опросить своих дедушек и бабушек об их детских годах;
2 группа: найти исторические факты послевоенных лет;
3 группа: подготовить характеристику главного героя (ключевые слова);
4 группа: обратить внимание на цвет в произведении, на музыку;
5 группа: найти схемы оригами, попробовать сделать что-нибудь.
Ход урока.
Знакомство с личностью Людмилой Улицкой.
Учитель: Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе,
активно заявившей о себе в 1980годах. Появление на литературном горизонте таких ярких
и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая,
Виктория Токарева сделало актуальным вопрос о новом явлении «женская литература».
Одной из основных тем современной женской прозы является тема «семьи», тема любви,
тема дружбы и взаимопонимания.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной
писательницы Людмилой Улицкой. На Западе ее сравнивают с Чеховым. И это не
случайно. Тот же лаконизм, те же емкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова
не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась
Л.Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живет в Москве. По
национальности – еврейка. По профессии – биолог. Но она давно оставила свою
специальность. Под микроскопом писательницы – человеческие жизни, судьбы людей.
Она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки,
детские пьесы, инсценировки для радио. Детского и кукольного театров, рецензировала
пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах
Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как
по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти»(1990) и «Женщина для всех».
(1991), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка»(1992).В 1994 это рпоизведение было
признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную
французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы
Улицкой(сборник «Бедные родственники»,1993) на французском языке.
Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков.
Литературоведы называют её прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие
проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой
тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением,
которое, тем не менее, оказывается близким очень многим».
Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе
писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не
конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом
прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу
совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни».
Многие свои произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в
большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце
сороковых. Подтверждение тому – сборник рассказов «Детство 49».
Книга представляет собой сборник очень тонких и смешных историй о детях.
Отличные иллюстрации художника Владимира Любарова прекрасно дополняют
содержание книги. Это не только иллюстрации рассказов Улицкой, но самостоятельные
«рассказы в картинках».
1 фаза. Вызов интереса.
Учитель обращается к учащимся. Посмотрите, пожалуйста, на слайд .
Необычное название сборника говорит о том, что все рассказы, входящие в него,
относятся к послевоенным годам. А чтобы лучше понять, как жилось детям того времени,
ПЕРВОЙ группе учащихся было задано, узнать у своих бабушек и дедушек об их детстве.
Отвечает первая группа учащихся.
Например, 1 ученик: Мой дедушка не вернулся с фронта, а бабушка осталась с
четырьмя детьми. Трудно было, особенно не хватало еды. С утра до поздней ночи дети
работали со взрослыми. Вещей вообще не было.
Ученик 2 : Из воспоминаний моей бабушки: «Я войны не помню, поскольку я была
рождена во время войны и реальных ужасов войны не знаю. Отзвуки, конечно, помню.
Помню огромное количество инвалидов, которые возвращались на деревянной ноге или
безногие».
Учитель: Чтобы вы смогли лучше представить себе ту эпоху, подготовились к
восприятию текста, я предлагаю вам посмотреть на слайды и вместе прокомментировать
их.
Ребята вместе с учителем рассматривают старые черно-белые фотографии, на
которых изображены дети послевоенных лет. Учитель обращает внимание на их скудную
одежду, на позу, на глаза (взгляд ).
Выступление второй группы учащихся.
Вывод: жизнь была напряженной, трудной; все было очень сложно.
2 фаза урока – осмысление текста, чтение текста с остановками.
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова: «Не делай другому
того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Мы к нему обязательно вернемся.А теперь
обратим внимание на название рассказа.
Дети читают название рассказа, приводят ассоциативный ряд слов к
существительному ПОБЕДА.
Учитель начинает чтение рассказа: «Когда солнце растопило черный зернистый
снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья —
ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым
сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня
Пираплетчиков».
- определить смысловую нагрузку;
- обращаем внимание на детали-символы, которые помогают раскрыть тему.
Учитель читает : «На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки
спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой
квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые
деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а
толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор».
Учащиеся приходят к выводу , что на первый план вырисовывается образ ВЕСНЫ.
Читают из текста строчки, делают выводы.
Подбирают ассоциативные слова, находят следующий символ – цвет: ЗЕЛЕНЫЙ
Учащиеся делают выводы, что зеленый цвет – это цвет обновления. Новизны,
надежды на хорошее.
3 фаза урока - размышление над тестом.
Работа над образом главного героя. Ребята пишут в тетрадях посредине страницы
имя главного героя. Подбирают из теста слова и выражения, которые раскрывают его.,
дают свое толкование.
Учащиеся делают вывод, что несчастным его делают фамилия, походка,
заложенный нос, болезненность, безотцовщина.
Остальные герои рассказа :двор и окружение
его бабушка
мама.
Учащиеся также работают с текстом, вычитывают ключевые слова и предложения.
Делают выводы.
Учитель: На фоне всего теста ненавязчиво и легко мы слышим музыку. Какова
роль музыки в данном произведении.
Учащиеся находят следующий символ данного рассказа – это музыка.( Заиграл
«Турецкий марш»,мать играла песни Шуберта, она сумела отвлечь детей и
заинтересовать, пальцы бегали, все слушали).
«
Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились.
Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые
мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все
слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки».
Учитель: Как изменились отношения Гении с другими детьми? Что повлияло?
Учащиеся ( Геня впервые увидел их лица: они были не злые. Подходят к
кульминационному моменту. Что и дворовые дети обратили внимание на Геню, который
умеет делать фанты. А во всем этом помогает ему мама.
Группа учащихся подготовила материал об оригами. Кто-то пробует сделать
фигурки, кто-то показывает свои уже сделанные работы.
Учитель: Из истории японской культуры известно. Если загадать желание и сделать
тысячи бумажных журавликов, то непременно оно исполнится.
Учащиеся подходят к выводу:
Когда для игры понадобились фанты, которых ни у кого не оказалось, мама попросила
Геню сделать их из бумаги. Свершилось, можно сказать, ЧУДО. Все забыли думать про
фанты, обратили внимание на Геню, который быстрыми движениями складывал,
выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человечек…рубашка…собака….
Мальчик увлекался оригами. В данный момент он чувствовал себя «великим мастером
этого бумажного искусства.
Они тянули к нему руки.
Он раздавал им свои бумажные чудеса.
И все улыбались.
И все БЛАГОДАРИЛИ….
ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ.
Это и есть кульминация рассказа.
Учащиеся делают вывод о том. Что в данном рассказе выступают образы-символы:
ВЕСНА как символ новизны, надежды, нового начала;
МУЗЫКА она всегда рядом с человеком, раскрывает состояние души, умиротворение
ДЕТСТВО
ПОБЕДА
СЧАСТЬЕ
И не важно, что это победа бумажная. Впереди ждут еще больше побед.
Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение