Напоминание

Нестандартные методы объяснения нового материала


Автор: Прибылева Галина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Уинская СОШ"
Населённый пункт: с. Уинское
Наименование материала: статья
Тема: Нестандартные методы объяснения нового материала
Раздел: начальное образование





Назад




Нестандартные методы объяснения нового материала

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой

мобильностью. Для молодого поколения появляется большое количество

возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить

саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Все более актуальным в

образовательном процессе становится использование в обучении методов и

приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания,

собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и

умозаключения.

Усвоение нового материала будет протекать успешно, если теми или

иными специальными приемами заставить мысль ученика работать в строго

определенном направлении. Для этого надо так подготовить учащихся к

усвоению нового материала и так организовать его подачу, чтобы получение

этих знаний стало практической необходимостью для каждого ученика.

Существует немало приемов и методов для активизации работы учащихся на

данном этапе.

1.

Метод исследования.

Исследование, как метод обучения, может быть использован практически

на каждом уроке. Я хотела бы рассказать про урок – исследование в форме

индуктивного и дедуктивного исследования.

Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме «Транспорт»

построенного в режиме индуктивного исследования.

Возникновение вопроса, проблемы.

Учитель говорит, что дети получили послание и раздает конверты. В

конвертах лежит одно слово из списка (дровни, дилижанс, омнибус, конка)

Эти же слова появляются на доске. Возникают вопросы: что обозначают

данные слова? Что я знаю про эти слова?

Выдвижение

различных

гипотез.

Учитель

предлагает

рисунком

по

ассоциациям изобразить, как дети представляют понятие слова.

После работы дети вывешивают рисунки, высказывают предположения.

Решение проблемы.

Учитель распределяет детей на группы по одинаковым словам и предлагает

поработать с текстом и рисунками. (Приложение 1)

Работа в группах с информацией.

Дети работают, заполняя рабочий лист.

Мы прочитали текст о ______________________.

Нам удалось выяснить, что ___________________________.

Оказывается, _______________________________________________.

Самым интересным нам показалось _________________________.

Мы сделали заключение, что _____________________________.

К тексту выбирается и приклеивается картинка соответствующего вида

транспорта.

Анализ фактов, проверка гипотез.

Дети рассказывают найденную информацию, соотносят с предположениями,

делают вывод.

Обобщение, открытие нового знания.

Далее дети по фактам определяют, как изменялся транспорт и, переходя к

современному транспорту, делают вывод.

Урок в режиме дедуктивного

исследования предполагает следующую

структуру.

1. Возникновение гипотез.

2. проверка гипотезы с помощью фактов.

3. Вывод (верна гипотеза или нет).

Тема: «Влияние характера на жизнь человека» (по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Тип урока: Подведение под понятие.

Дедуктивное исследование.

Цель: 1)ввести понятие «характер»;

2) развить гипотезу о том, что характер человека может влиять на жизнь как

положительно, так и отрицательно;

3) на примере сказки А. С. Пушкина собрать факты, что характер может

оказывать влияние не только на поведение человека, но и на его жизнь;

4)представить результаты в виде схемы, рисунков, рассказов.

Разработка урока в форме дедуктивного исследования. (Приложение 2)

2.

Создание проблемных ситуаций.

Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановку

проблемы – формулирование темы урока или вопроса для исследования и

поиск решения – открытие нового знания. Постановка учебной проблемы и

поиск ее решения осуществляется в ходе побуждающего или подводящего

диалога.

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»

Русский язык 2 класс. Учитель вводит новое словарное слово – лестница.

Прочтите это слово орфографически и орфоэпически.

Что вас удивило?

Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишут там, где

звук не произносят?) Дети выводят тему урока «Непроизносимые согласные»

Проблемные ситуации, возникшие с противоречием

Русский язык 3 класс От слов груз и буфет образуйте новые слова с

помощью суффиксов –чик- и –щик- (Класс разбивается на группы. Завершив

работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает

его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие

слова у вас получились. (грузчик, грузщик, буфетчик, буфетщик).

Почему так получилось? Что мы не знаем? Какой будет тема урока?

Проблемная ситуация с ошибкой. Выполняется в два шага. Сначала учитель

выявляет

представление

обучающихся

с

помощью

вопроса

или

практического задания "на ошибку". На доске записаны слова мяч, шалаш,

доч, камыш, мыш, врач, печ, нож, рож.

Вставьте где, по вашему мнению, нужен мягкий знак. Затем предъявляет

научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у

школьников явное затруднение.

Математика, 2 класс.

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к

вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается

задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо

пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, не выполнимое

второклассниками вообще.

Можно предложить еще несколько видов проблемных диалогов:

Через использование цитат.

Через ключевой вопрос урока

Через столкновение мнений

Через грамматическую сказку

Через ошибку

Проблема «лёгкой темы»

Прием сравнения

Прием сопоставления репродукций

Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Использование иностранного языка

3.

Работа с учебником

С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале

самостоятельной работы учащихся и коллективного способа обучения.

Например,

на уроке окружающего мира 2 класс по теме «Семейные

традиции». Делю текст на 4 части. Два ученика, обычно сидящие за одной

партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст

вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т.е

один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет. При этом

можно привлечь материал из другого источника по поводу изучаемого,

например из хрестоматии. Дети дают заглавие этой части, записывают

согласованное название первой части и расходятся. Каждый из них находит

нового партнера для работы по второй части текста и т д.

Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4-6

человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в

том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому

отметку. Ведущий передает список с отметками учителю.

4.

Объяснение материала через групповую работу.

Например

Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Назовите проблему сегодняшнего урока.

Какую задачу перед собой ставите?

Как правильно писать слова с парными согласными в корне слова.

Составить алгоритм проверки слов с парными согласными в корне слова.

Работа в группах.

1 группа Ответьте на 3 вопроса:

Где

Что надо проверять?

Как

Сне (г,к) зу(б,п) сугро(б,п)

Изменить форму слова.

- Как вы думаете, как называются слова – доказательства?

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

2 группа Ответьте на 3 вопроса:

Где

Что надо проверять?

Как

Изменить слово (подставить слово «нет»)

пиро(г,к) рука(в,ф) зу(б,п)

- Как вы думаете, как называются слова – доказательства?

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

3 группа Ответьте на 3 вопроса:

Где

Что надо проверять?

Как

Подобрать родственные слова

Морко(в.ф)ка Сне(ж,ш)_ки гла( з,с) - гла(з,с)ки

- Как вы думаете, как называются слова – доказательства?

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

После работы в группах заслушиваются ответы, дети делают вывод и

сравнивают с выводом учебника.

Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та основа, на которой

будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться

этими знаниями на практике. При любом методе работу нужно строить таким

образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые

требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и

проверки их на практике.

Приложение 1

Тексты для работы на уроке.

Дровни – крестьянские сани без кузова. Запрягались лошадью. Использовались как

средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей. Низкие, широкие, без

стенок – бортов, чтобы удобно было наваливать дрова или другой груз и потом снимать

его.

Дилижанс (слово пришло к на из французского языка и означает «проворный экипаж») –

транспортное средство для междугородней перевозки пассажиров, а также вид

междугороднего общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге,

перевозившая пассажиров и почту.

В фильмах диоижанс кажется вполне комфортным средством пероедвижения, но на самом

деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух

относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо - на откидных сидениях

на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и

пассажиры выпадали на ходу.

Омнибус (слово пришло из латинского языка и означает – для всех), многоместный

экипаж на конной тяге для перевозки пассажиров. Омнибус – это один из первых видов

общественного транспорта. Повозка могла разместить от 10 до 15 человек. Часто

пассажирские места располагались не только внутри, но и на крыше (так называемый

империал»).скамейки в омнибусе чаще шли вдоль бортов. Вход располагался сзади. Места

были платными и маршруты регулярными.

Одним из видов общественного транспорта была конка. Конка – это небольшой вагончик,

который двигается по рельсам, а везут его лошади. Скорость конок была маленькая и

пассажиры могли заскакивать и спрыгивать на ходу. В вагоне могло разместиться до 20

человек и более. В правилах пользования конкой было записано, к примеру, что мужчина,

зайдя в вагон, где находятся дамы, должен сделать легкий наклон головы в их сторону. В

вагоне находился ответственный человек, который должен был обеспечить каждому место

для сидения и принять плату за проезд. Стоя могли проезжать лишь школьники.

Приложение 2

Урок литературного чтения с использованием технологии междисциплинарного обучения

подготовила и провела во 2 классе УМК «Школа России», учитель начальных классов

МБОУ «Уинская СОШ» Прибылева Г. Г.

Тема: Влияние характера на жизнь человека.

Тип урока: Подведение под понятие.

Дедуктивное исследование.

Цель: 1)ввести понятие «характер»;

2)

развить гипотезу о том, что характер человека может влиять на жизнь как

положительно, так и отрицательно;

3) на примере сказки А. С. Пушкина собрать факты, что характер может оказывать

влияние не только на поведение человека, но и на его жизнь;

4)представить результаты в виде схемы, рисунков, рассказов.

Материал

:

1.

Текст сказки А. С. Пушкина (учебник Литературное чтение 2 класс)

2.

Рабочие листы (для каждой группы)

3.

Таблички с определениями.

4.

Фломастеры.

Подведение под понятие

На доске под знаком вопроса скрыто слово – «характер»

Мотивация

Учитель

- Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым словом. Оно

спряталось от вас под знаком вопроса. Чтобы разгадать это слово, я приготовила для вас

подсказки:

Оказывает влияние на поведение человека;

Может меняться в течение жизни;

Проявляется в отношении человека к человеку;

Проявляется в деятельности (в работе);

Проявляется в отношении к самому к себе;

Проявляется в отношении к окружающей среде.

- Что это за слово? (выслушиваются ответы, корректируются)

- Какое слово спряталось под знаком вопроса? (характер)

- Что такое характер, дайте определение этому слову.

Обобщение

Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог, вывешивает табличку с

определением:

Характер – сочетание психических особенностей человека, которые определяют его

поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с

окружающими людьми.

- Какие психические особенности человека вы знаете, т е какой может быть человек при

взаимодействии с другими людьми?

Учитель фломастером быстро записывает черты характера на отдельных листочках,

прикрепляет на доску. (добрый, бескорыстный, искренний, доверчивый, покорный,

слабый характером, честный, терпеливый, безвольный, смиренный, властный, злобный,

жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный)

- Какие черты характера положительные, какие отрицательные? (дети распределяют)

2 Выдвижение гипотез

- Как вы считаете, влияют ли черты характера человека на его жизнь? (дети высказывают

предположения, стараются доказать)

Учитель

Ребята, это у нас только гипотезы - неподтвержденные предположения.

Как нам доказать наши предположения – гипотезы? (Дети высказывают варианты. Если

дети не смогут сказать, что можно проанализировать характер героев сказки А. С

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», учитель с помощью подводящего диалога выводит

детей на необходимость исследования характера героев сказки.)

3 Исследование в малых группах

Учитель:

Вы выдвинули несколько гипотез. Сейчас мы поработаем в группах, для того чтобы

провести исследования и найти факты, подтверждающие или опровергающие выдвинутую

вами гипотезу. Каждая группа получает задание, рабочие листы для записи фактов.

Учитель распределяет работу на 4 группы и дает каждой группе определенную часть

сказки.

1 группа: По сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 90-92) исследовать

поведение старика и старухи по следующим вопросам:

1.

Что делал герой? (Действия)

2.

Каков герой? (Характер)

3.

Зачем он это делал? (Цель)

4.

Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)

5.

Вывод. Кто ... (характер), тот ... (результат).

(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика и

старухи.)

2 группа: По сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 92-94) исследовать

поведение старика и старухи по следующим вопросам:

1.

Что делал герой? (Действия)

2.

Каков герой? (Характер)

3.

Зачем он это делал? (Цель)

4.

Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)

5.

Вывод. Кто ... (характер), тот ... (результат).

3 группа: По сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 94-97) исследовать

поведение старика и старухи по следующим вопросам:

1.

Что делал герой? (Действия)

2.

Каков герой? (Характер)

3.

Зачем он это делал? (Цель)

4.

Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)

5.

Вывод. Кто ... (характер), тот ... (результат).

4 группа: По сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 97-100) исследовать

поведение старика и старухи по следующим вопросам:

1.

Что делал герой? (Действия)

2.

Каков герой? (Характер)

3.

Зачем он это делал? (Цель)

4.

Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)

5.

Вывод. Кто ... (характер), тот ... (результат).

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.

Внимательно прочитайте отрывок сказки стр. 90-92

2.

Проведите исследование.

3.

Заполните рабочий лист.

4.

Подготовьте отчёт о своей работе, оформив его в виде схемы

Аналогичные рабочие листы и инструкции для выполнения работы выдаются каждой

группе. Учитель следит за групповой работой, при необходимости оказывает помощь.

1 группа: По сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 90-92) исследовать поведение старика и старухи по следующим

вопросам:

Поведение старика

Поведение старухи

1 Что делает герой? (действия)

________________________________________________

________________________________________________

1 Что делает герой? (действия)

________________________________________________

________________________________________________

2 Какой герой? (характер)

_________________________________________________

__________________________________________________

_________________________________________________

2 Какой герой? (характер)

_________________________________________________

__________________________________________________

_________________________________________________

3 Зачем он это делает? (цель)

________________________________________________

_______________________________________________

3 Зачем он это делает? (цель)

________________________________________________

_______________________________________________

4 Добился ли герой того, чего хотел? (результат)

__________________________________________________

_________________________________________________

4 Добился ли герой того, чего хотел? (результат)

__________________________________________________

_________________________________________________

5 Вывод

Кто имеет ___________, ______________ , __________ характер,

тот ..._______________________ (результат).

5 Вывод

Кто имеет ___________, ______________ , __________ характер,

тот ..._______________________ (результат).

4. Обмен информацией. Организация информации.

Группы представляют свои факты. Учитель выслушивает и записывает на доску черты

характера и вывод детей.

старик

старуха

Характер старика: мягкий, добрый,

податливый, безответный, доверчивый,

покорный, слабый характером, безвольный,

смиренный.

Характер старухи: властный, злобный,

жадный, грубый, неуживчивый,

требовательный, неблагодарный.

Вывод: Кто честный, терпеливый, но

слабый характером, тот не добьётся

справедливости.

Кто доверчивый и покорный, тот станет

зависимым.

Вывод: Старуха стремится к большей

власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь

большего.

- Это плохо. Почему? Плохо, когда всё

получаешь в готовом виде, за счёт других,

сам не прикладывая никаких усилий. Тогда

ты не ценишь того, что имеешь, и можешь

потерять все.

- Случается ли такое в жизни?

- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,

настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят

тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Рефлексия

- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –

урок».

- Какой же урок преподал нам великий поэт? (Высказывание детей).

- Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь

пострадать.

Домашнее задание: Какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы быть

успешным человеком.

МБОУ «Уинская средняя общеобразовательная школа»

Нестандартные

методы объяснения

материала

Стендовый доклад

приготовила учитель начальных классов

МБОУ «Уинская СОШ»

Прибылева Галина Григорьевна

Уинское 2015



В раздел образования