Автор: Смирнова Елена Александровна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Населённый пункт: г. Приозерск, Ленинградской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Учет индивидуальных образовательных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью как фактор достижения ими планируемых результатов.
Раздел: среднее образование
Учет индивидуальных
образовательных
потребностей детей с
интеллектуальной
недостаточностью как
фактор достижения ими
планируемых результатов.
ГБОУ «Приозерская школа-интернат»
установка:
к каждому ребенку с интеллектуальными
нарушениями подходить не с позиции,
чего он не может в силу своего дефекта, а
с позиции, что он может, несмотря на
имеющееся нарушение.
Дети с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность - это стойкое
нарушение
познавательной
деятельности
вследствие
органического поражения головного мозга.
Особенности психического развития детей с
умственной отсталостью:
недостаточность всех форм мыслительной деятельности;
нарушение речевого развития;
меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;
меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся
в памяти; низкая точность запоминания;
снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;
отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;
трудности
взаимодействия
с
окружающей
средой
и,
прежде
всего, с окружающими людьми;
замедленный темп психического развития в целом, повышенная
утомляемость и высокая истощаемость
.
Особенности
и
своеобразие психофизического
развития
детей
с нарушениями
интеллекта
в
умеренной,
тяжелой,
глубокой
степени,
с
ТМНР
определяют
специфику
их образовательных
потребностей. Интеллектуальные
нарушения
обучающихся
данной
категории,
как
правило,
осложнены
расстройствами
аутистического
спектра,
нарушениями опорно-двигательных
функций,
сенсорными,
соматическими
и
психическими
заболеваниями.
Различное
сочетание нарушений
обуславливает
особенности развития
детей
и
вызывает
необходимость учитывать их особые потребности в
процессе образования.
Особые образовательные потребности детей с
умственной отсталостью
1.
Потребность в обеспечении доступности учебного
материала:
Снижение объема и глубины изучаемого материала;
Увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;
Структурная простота учебного материала;
Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;
Увеличение количества вариативных упражнений для закрепления
учебного материала;
1.
Потребность в обеспечении доступности учебного
материала:
Использование специальных методов и приемов:
широкая опора на наглядность,
предметно-практическую деятельность для формирования
абстрактных понятий,
метод «малых порций»,
стимулирующие методы,
игровые приемы,
использование памяток и инструкционных карт и др.
межпредметные и внутрипредметные связи.
использование специализированных дидактических компьютерных
программ
Особые образовательные потребности
детей с умственной отсталостью
2.
Развитие мотивации к учению и познавательных
интересов;
3.
Коррекция
и
развитие
психических
процессов,
речи, мелкой и крупной моторики;
4.
Формирование учебных умений;
5.
Необходимость
в
постоянном
контроле
и
конкретной помощи со стороны взрослого;
6.
Охранительный режим;
7.
Формирование социальной компетентности.
Специальные образовательные условия
1.
Создание
индивидуального
учебного
плана,
индивидуальной образовательной программы;
2.
Использование специальных методов и приемов,
облегчающих усвоение учебного материала;
3.
Введение
специальных
коррекционных
курсов,
включение
в
процесс
обучения
коррекционно-
развивающих упражнений;
4.
Обеспечение трудовой подготовки
.
Особые образовательные потребности детей
с УО обусловлены особенностями психофизического
развития, например:
Формирование
знаний
и
умений, способствующих социальной адаптации:
умений
пользоваться
услугами
предприятий
службы
быта,
торговли,
связи,
транспорта,
медицинской
помощи,
навыков
обеспечения
безопасности
жизни;
умений
готовить
пищу,
соблюдать личную гигиену, планировать бюджет
семьи;
навыков
самообслуживания,
ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении.
Усвоение
морально-этических
норм
поведения,
овладение
навыками
общения
с
другими людьми.
педагогические
условия,
созданные
в
образовательной
организации
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью,
должны
решать
как
задачи
коррекционно-
педагогической
поддержки
ребенка
в
образовательном процессе, так и вопросы его
социализации, тесно связанные с развитием
познавательной
сферы
и
деятельности,
соответствующей возрастным возможностям
и способностям обучающегося.
Специальные коррекционные курсы
Коррекционная направленность обучения
детей с умственной отсталостью.
Задачи:
Импрессивная речь
понимание названий предметов по темам:
-
«Семья»
-
«Игрушки»
-
«Овощи», «Фрукты»
-
«Одежда»
1
1
1
1
1
2
1
1
понимание названий действий:
«дай»
«возьми»
«подними»
«положи»
2
2
2
2
3
3
2
2
Математические представления.
Представления о форме
узнавание геометрических тел:
шар
куб
брусок
1
1
1
1
1
1
соотнесение
формы
предметов
с
геометрическими
телами
1
1
нахождение одинаковых предметов (по форме) (такой
- не такой)
1
1
Итогом
образования
человека
с
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
является
нормализация
его
жизни.
Результативность
обучения
может
оцениваться только строго индивидуально с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
особых
образовательных
потребностей каждого обучающегося.
У каждого ребенка свой путь развития
способностей и наша задача как педагогов
помочь найти этот путь.