Напоминание

Учет индивидуальных образовательных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью как фактор достижения ими планируемых результатов.


Автор: Смирнова Елена Александровна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Населённый пункт: г. Приозерск, Ленинградской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Учет индивидуальных образовательных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью как фактор достижения ими планируемых результатов.
Раздел: среднее образование





Назад




Учет индивидуальных

образовательных

потребностей детей с

интеллектуальной

недостаточностью как

фактор достижения ими

планируемых результатов.

ГБОУ «Приозерская школа-интернат»

установка:

к каждому ребенку с интеллектуальными

нарушениями подходить не с позиции,

чего он не может в силу своего дефекта, а

с позиции, что он может, несмотря на

имеющееся нарушение.

Дети с интеллектуальной недостаточностью

Интеллектуальная недостаточность - это стойкое

нарушение

познавательной

деятельности

вследствие

органического поражения головного мозга.

Особенности психического развития детей с

умственной отсталостью:

недостаточность всех форм мыслительной деятельности;

нарушение речевого развития;

меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;

меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся

в памяти; низкая точность запоминания;

снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;

отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;

трудности

взаимодействия

с

окружающей

средой

и,

прежде

всего, с окружающими людьми;

замедленный темп психического развития в целом, повышенная

утомляемость и высокая истощаемость

.

Особенности

и

своеобразие психофизического

развития

детей

с нарушениями

интеллекта

в

умеренной,

тяжелой,

глубокой

степени,

с

ТМНР

определяют

специфику

их образовательных

потребностей. Интеллектуальные

нарушения

обучающихся

данной

категории,

как

правило,

осложнены

расстройствами

аутистического

спектра,

нарушениями опорно-двигательных

функций,

сенсорными,

соматическими

и

психическими

заболеваниями.

Различное

сочетание нарушений

обуславливает

особенности развития

детей

и

вызывает

необходимость учитывать их особые потребности в

процессе образования.

Особые образовательные потребности детей с

умственной отсталостью

1.

Потребность в обеспечении доступности учебного

материала:

Снижение объема и глубины изучаемого материала;

Увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;

Структурная простота учебного материала;

Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;

Увеличение количества вариативных упражнений для закрепления

учебного материала;

1.

Потребность в обеспечении доступности учебного

материала:

Использование специальных методов и приемов:

широкая опора на наглядность,

предметно-практическую деятельность для формирования

абстрактных понятий,

метод «малых порций»,

стимулирующие методы,

игровые приемы,

использование памяток и инструкционных карт и др.

межпредметные и внутрипредметные связи.

использование специализированных дидактических компьютерных

программ

Особые образовательные потребности

детей с умственной отсталостью

2.

Развитие мотивации к учению и познавательных

интересов;

3.

Коррекция

и

развитие

психических

процессов,

речи, мелкой и крупной моторики;

4.

Формирование учебных умений;

5.

Необходимость

в

постоянном

контроле

и

конкретной помощи со стороны взрослого;

6.

Охранительный режим;

7.

Формирование социальной компетентности.

Специальные образовательные условия

1.

Создание

индивидуального

учебного

плана,

индивидуальной образовательной программы;

2.

Использование специальных методов и приемов,

облегчающих усвоение учебного материала;

3.

Введение

специальных

коррекционных

курсов,

включение

в

процесс

обучения

коррекционно-

развивающих упражнений;

4.

Обеспечение трудовой подготовки

.

Особые образовательные потребности детей

с УО обусловлены особенностями психофизического

развития, например:

Формирование

знаний

и

умений, способствующих социальной адаптации:

умений

пользоваться

услугами

предприятий

службы

быта,

торговли,

связи,

транспорта,

медицинской

помощи,

навыков

обеспечения

безопасности

жизни;

умений

готовить

пищу,

соблюдать личную гигиену, планировать бюджет

семьи;

навыков

самообслуживания,

ведения

домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем

окружении.

Усвоение

морально-этических

норм

поведения,

овладение

навыками

общения

с

другими людьми.

педагогические

условия,

созданные

в

образовательной

организации

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью,

должны

решать

как

задачи

коррекционно-

педагогической

поддержки

ребенка

в

образовательном процессе, так и вопросы его

социализации, тесно связанные с развитием

познавательной

сферы

и

деятельности,

соответствующей возрастным возможностям

и способностям обучающегося.

Специальные коррекционные курсы

Коррекционная направленность обучения

детей с умственной отсталостью.

Задачи:

Импрессивная речь

понимание названий предметов по темам:

-

«Семья»

-

«Игрушки»

-

«Овощи», «Фрукты»

-

«Одежда»

1

1

1

1

1

2

1

1

понимание названий действий:

«дай»

«возьми»

«подними»

«положи»

2

2

2

2

3

3

2

2

Математические представления.

Представления о форме

узнавание геометрических тел:

шар

куб

брусок

1

1

1

1

1

1

соотнесение

формы

предметов

с

геометрическими

телами

1

1

нахождение одинаковых предметов (по форме) (такой

- не такой)

1

1

Итогом

образования

человека

с

умственной

отсталостью,

с

ТМНР

является

нормализация

его

жизни.

Результативность

обучения

может

оцениваться только строго индивидуально с

учетом

особенностей

психофизического

развития

и

особых

образовательных

потребностей каждого обучающегося.

У каждого ребенка свой путь развития

способностей и наша задача как педагогов

помочь найти этот путь.



В раздел образования